Во время своего недавнего визита в Одесскую область Председатель Верховной Рады, лидер Народной партии Владимир Литвин поднял ряд проблем, которые намеренно или по недомыслию не особенно афишируются в украинском политикуме. Так, во время встречи с жителями приграничного Вилково, отвечая на вопрос об отношениях с Россией, он отметил: «Я категорически не согласен с политикой Президента, когда все беды и исторические обиды адресуются России. Мы не должны смаковать трагические моменты нашей истории. Нужно помнить всю историю страны: и позитивные, и негативные моменты. И всех великих людей, которые ее творили. Нельзя навязывать героев, которые ими не были и никогда ими не будут. Во внешней политике нам нужно отказаться от «НАТО — не НАТО», нам нужно возобновить переговоры (и Украина должна выступить их инициатором) с Россией, Беларусью, Казахстаном о создании ЕЭП. Украине нужны рынки сбыта, и именно в этих странах они есть». Во время своего пребывания в приграничных (с Румынией) районах Одесской области Владимир Литвин неоднократно подчеркивал, что руководство страны избрало ущербную линию поведения, при любом удобном случае совершая несправедливые нападки в адрес России. В качестве примера он навел реакцию украинских властей на агрессию Грузии в ЮО, добавив, что при этом наш МИД никак не реагировал и не реагирует на заявления румынских политиков, свидетельствующих о территориальных претензиях к Украине. Политологи и эксперты (как наши, так и зарубежные) практически единодушны: Бухарест не отказался от идеи создания «Великой Румынии» за счет присоединения к ней украинских, молдавских и даже венгерских территорий. В отношениях с Украиной территориальные проблемы возникли после прекращения существования СССР, когда лидеры Румынии пытались претендовать на Северную Буковину и Бессарабию. Эти претензии не только не прекращаются, но и нарастают. Нынешний Президент Румынии Троян Бэсеску в прошлом году откровенно заявил о «необходимости возврата Молдове территорий Южной Бессарабии и Северной Буковины», естественно, подразумевая, что в дальнейшем и Молдова войдет в состав Великой Румынии. Следует отметить, что в Бессарабии и Северной Буковине идет активная чужая паспортизация местного населения. По некоторым данным, румынские паспорта получили уже более 30 тысяч жителей Одесской и Черновицкой областей. Причем, румыны атакуют по всем направлениям. Активисты румынских этнических организаций, действующих в Одесской области, стремятся установить в селе Озерное Измаильского района памятник Александру Авереску, под командованием которого наши «соседи» оккупировали и присоединили Бессарабию в 1917‑18 годах. На протяжении последних лет «жарким» очагом напряженности в двусторонних отношениях была проблема шельфа вблизи острова Змеиный, которую, как известно, украинские власти сами «решили» в пользу Румынии, согласившись на суд в Гааге и успешно проиграв его, потеряв 9,7 тысяч квадратных километров своей морской территории. Румынские компании уже начинают разработку нефтегазовых месторождений вблизи острова Змеиный. Так, крупнейшая нефтегазовая компания Румынии «Rompetrol Group» заявила, что инвестирует в разведку и разработку румынского участка шельфа острова $500 миллионов. А подразделение «Rompetrol Group — Marine Resources Exploration International» в этом году приступит к разработке 9 тысяч квадратных километров шельфа Черного моря на границе Украины с Румынией. Компания намерена уже до конца года потратить $20 миллионов на разработку месторождений. Первую промышленную нефть планируется получить в 2011 году. Как завил Президент Всеукраинской национально-культурной молдавской ассоциации Анатолий Фетеску, после вердикта по Змеиному, Румыния готовит новые аргументы для спора и за другие украинские территории. Еще одним источником осложнения румыно-украинских отношений является строительство ГСХ «Дунай-Черное море», альтернативного Сулинскому и Георгиевскому каналам Румынии. Бухарест при помощи западных союзников предпринимает активные попытки воспрепятствовать реализации данного проекта, который нарушит монопольное положение румын на получение доходов от транзита судов. Кстати, как утверждают эксперты, выбросы значительного количества ила и песка в Килийский рукав Дуная, которые практикует Румыния в ходе дноуглубительных работ на своей территории, ведут к изменению фарватера реки, по которому проходит украино-румынская граница. Значительная часть иловых сбросов Румынии уже оседает за струенаправляющей дамбой на мысе Измаильский Чатал на румынском берегу, образуя постепенно увеличивающуюся мель в Килийском рукаве Дуная. Результаты украинской космической съемки показывают: если в начале 2003 года этой мели еще не было, то в марте 2006‑го ее площадь составляла уже 4,3 тысячи кв. м, а в августе 2008‑го — почти 20 тысяч! Непредвзято настроенные историки единодушны во мнении, что территории Бессарабии и Украины, входившие в состав Российской империи, а потом СССР, никогда не относились к Румынии, а были оккупированы ею с 1918 по 1940, и с 1941 по 1944 год. Напомним, что в 1917‑18 годах румынские части, воспользовавшись слабостью Советской России, захватили Бессарабию. В этот период здесь прошли восстания против власти Румынии: Хотинское, Бендерское, Татарбунарское. Лишь перед началом Великой Отечественной войны — 28 июня 1940 года — СССР смог вернуть утраченные земли. Позднее, в рамках Парижской мирной конференции 1947 года, Румыния и Советский Союз подписали мирный договор, которым закреплялись за СССР территории Бессарабии, Северной Буковины и района Герца. 23 мая 1948 года Румыния передала Советскому Союзу остров Змеиный и часть дельты Дуная. Территориальные притязания современной Румынии к Украине вряд ли могут перерасти в войну. Но, ряд аналитиков не исключают возможность перехода отношений между двумя странами «в горячую фазу». И на это есть все основания. «Косовский прецедент» показал румынам, как можно легально претендовать на часть чужой территории, используя в этих целях пропагандистскую машину и не гнушаясь терроризмом. Ситуация может выглядеть следующим образом: на спорных землях инициируется референдум о возвращении местного населения в лоно родины-матери. После положительного результата румынская армия-освободительница от украинского ига, как минимум, может «прощупать» нашу готовность на адекватный ответ. Кстати, все нынешние кандидаты в президенты Румынии, в той или иной степени, в своих предвыборных программах ставят вопрос о Великой Румынии в границах, включающих территории сопредельных государств. Безусловно, военный прогноз развития событий выглядит абсурдным. Но дело в том, что мы сами его «подогреваем» снижением боеспособности собственной армии, ее фактической ликвидацией вблизи границ. Если говорить о численности, украинская армия почти втрое превосходит румынскую. Но если вести подсчет, исключив гражданских лиц, соотношение изменится на два к одному в пользу украинской армии. Но эти данные — отнюдь не свидетельство боеспособности частей и соединений. Если оценивать соотношение сил по видам ВС, возникает ряд весьма неприятных для Украины вопросов. ВВС. Численный перевес румынской авиации — в 1,5 раза. Налет украинских летчиков в год составляет… несколько десятков часов. Это просто несопоставимо с уровнем подготовки румынских летчиков — там этих часов тысячи. Вывод: украинские ВВС априори не могут быть боеспособны, поскольку даже высокопрофессиональные летчики в украинских ВС только теряют свою квалификацию. Более того, они теряют ее настолько «надежно», что каждый тренировочный вылет представляет собой серьезную опасность, прежде всего, для мирного населения. ВМС. Флот Румынии по слабости и ничтожности вполне «адекватен» флоту Украины. Но за счет большего количества реальных плавсредств у соседей, легко прогнозировать поражение украинских ВМС. От полного их уничтожения может спасти, по мнению специалистов, только ЧФ РФ. Конечно же, румынские корветы и ракетные, торпедные катера побоятся наносить удары по украинским военным судам вблизи кораблей самого мощного на Черном море флота. Сравнивать силы и средства Сухопутных войск Украины и Румынии, в общем-то, не имеет смысла. Число танков, БМП, БТР и орудий вовсе не является определяющим в предполагаемом (подчеркиваю, гипотетическом) противостоянии. Конечно, по потенциалу, количеству мобилизационных ресурсов (и т. д., и т. п.) Румыния не выдержит полномасштабной войны с Украиной. Но это ей и не надо. Для тех, кто мечтает о Великой Румынии, достаточно «забрать под себя» Южную Бессарабию и Северную Буковину. Это можно сделать в результате современного «блицкрига», благо, между границами Румынии и Украины, скажем, по примеру Одессой области, украинских воинских частей практически, нет. То, что осталось от мотострелковой дивизии в Чабанке, сложно назвать воинской частью. И это «нечто» просто неспособно что-либо вообще предпринять в гипотетическом случае вторжения румынских частей в Бессарабию. Бывшая воздушно-десантная дивизия в Болграде, преобразованная в аэромобильную бригаду, переведена на восточные границы Украины. Даже если ее вернуть назад, ей уже негде будет дислоцироваться — все разграблено и уничтожено. В Северной Буковине силами одной украинской механизированной бригады вторжение остановить просто невозможно. …Мы не нагнетаем страсти, мы не говорим об угрозе военного конфликта со страной ЕС, где сама эта идея покажется просто абсурдной. Но обезумевший Михаил Саакашвили более года назад убедительно доказал, что демократия не защищена от шизофреников и бесноватых, окажись они на вершине власти в том или ином государстве. А, значит, не защищен от них и весь мир. Вот почему при защите своих национальных интересов и территории даже от гипотетических притязаний мы должны опираться на сильную и боеспособную армию. У нас таковой нет. А у руля власти в соседней стране стоит не вполне адекватный президент, постоянно педалирующий тему «Великой Румынии». И возникает ситуация, когда «спорные территории» в Украине оказываются беззащитными. Не попытаются ли уходящий или новый президент Румынии решить проблемы по «грузинскому сценарию»? Исключать такое развитие событий просто нельзя. Во всяком случае, государственные деятели и военные специалисты не имеют на это права. Владимир Литвин поднял крайне острую и серьезную проблему глобальной безопасности Украины, решить которую (и все мы это прекрасно понимаем) нынешнее руководство страны не в состоянии. Так что менять нужно, прежде всего, это руководство. Виталий Славин, полковник запаса
"Час пик"№40 (11.10.09г)
|