По собственной инициативе отдел аудита бюджетных программ и местных бюджетов КРУ в Одесской области провел четыре государственных финансовых аудита выполнения местных бюджетов Ильичевска, Теплодара, Измаильского и Беляевского районов за 2005 – 2007 годы. Цель мероприятий – дать оценку формирования и уровня выполнения местных бюджетов, установление причин, отрицательно влияющих на их выполнение, и определение путей усовершенствования управления бюджетными средствами, коммунальным имуществом, в частности, возможностей увеличения доходов местных бюджетов и определение резервов увеличения ресурсной базы бюджетов для дальнейшего их направления на удовлетворение общих социальных нужд территориальных громад.
Результаты исследований засвидетельствовали, что на эффективность выполнения и наполнения местных бюджетов отрицательное влияние имели ряд факторов, которые привели к недополучению доходов. Процесс наполнения местных бюджетов тормозит отсутствие единых законодательных подходов к вопросам, которые регламентируют земельные отношения. Так, на территории Теплодарского городского совета функционирует 39 предприятий – юридических лиц, имеющих акты на право постоянного пользования на земельные участки общей площадью 231,8 га. Согласно нормам Закона Украины «О плате за землю» постоянные пользователи платят земельный налог, размер которого намного ниже арендной платы, которая, в свою очередь, служит причиной потерь значительных поступлений в бюджет города Теплодара, составляющих 812,92 тыс. грн в год. Аналогично потери бюджета города Ильичевска только по 30 предприятиям составляют 3598,3 тыс. грн в год. При условии уплаты предприятиями Измаильского района арендной платы поступления от платы за землю должны возрасти по меньшей мере в три раза.
К потерям поступлений в местные бюджеты приводит несовершенство упрощенной системы налогообложения. Субъекты малого предпринимательства, которые платят единый налог, не являются плательщиками платы (налога) за землю. Бюджеты несут потери по плате за землю (земельный налог). При таких условиях потери бюджета города Ильичевска только в 2007 году составили 246,7 тыс. грн, г. Теплодара в 2007 году – 192,33 тыс. грн. От недопоступления налога на землю от 15 предприятий, которые имеют государственные акты на постоянное пользование земельными участками и платят единый налог, потери Измаильского района за 2005 – 2007 годы по этому поводу составили почти 22,0 тыс. грн.
Несовершенная процедура разработки проектов отвода земельных участков предопределяет незачисление значительных сумм от арендной платы за землю в бюджеты городов Теплодара и Ильичевска. Сроки разработки проектов отвода земельных участков до настоящего времени не определены на законодательном уровне, поэтому проведение работ необоснованно затягивается. Так, только за 2007 год затягивание сроков разработки проектов отвода земельных участков привело к потере бюджетом города Теплодара 1173,33 тыс. грн и потери 189,44 тыс. грн в Ильичевске.
Многие плательщики не соблюдают сроки платы за землю или не перечисляют ее вовсе. Таким образом, в Измаильском районе было недополучено 1047,4 тыс. грн. На территории Теплодарского городского совета имело место использование земельных участков без оплаты и без соответствующих разрешительных документов, в результате чего ежегодно бюджет города недополучает 1080,69 тыс. грн.
С целью увеличения поступлений в районный бюджет Измаильского района аудиторской группой было определено еще ряд источников наполнения районных бюджетов. Прежде всего речь идет об увеличении размера арендной платы за использование земли, которое должно было бы обеспечить дополнительные поступления в районный бюджет. Ведь, несмотря на то, что до 2008 года годовая арендная плата за земельные участки, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, не может быть меньше размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю», и превышать 10% их нормативной денежной оценки, Измаильской райгосадминистрацией арендные ставки по действующим в 2005 – 2007 годы договорам аренды земельных участков и земель водного фонда были определены в пределах от 0,3 до 1,725%. В случае увеличения арендной платы хотя бы до уровня 5% от нормативной денежной оценки только по выборочно проанализированным договорам аренды (45 договоров) районный бюджет Измаильского района мог бы дополнительно получить в течение 2005 – 2007 годов по меньшей мере 111,4 тыс. грн.
Имеет место продажа земельных участков на территории Беляевского района за пределами населенных пунктов по цене, которая ниже от установленных экспертной оценкой. Разность между экспертной оценкой и ценой продажи составляет 971,7 тыс. грн, что является резервом наполнения бюджета района.
При продаже коммунального имущества и объектов недвижимости коммунальной собственности не применяются конкурентные принципы (продажа через конкурс (аукцион), а это должно было быть одним из резервов наполнения местных бюджетов. В течение 2005 – 2007 годов отчуждение имущества осуществлялось по цене согласно экспертной оценке, что не дает максимального результата, ведь цена помещений была значительно ниже их рыночной стоимости. При условии продажи указанного имущества на уровне рыночных цен районный бюджет Измаильского района должен был дополнительно получить 458,2 тыс. гривень.
Источником дополнительных поступлений может стать приближение действующих арендных ставок за использование площадей коммунального имущества к существующей рыночной стоимости, в результате чего районный бюджет Измаильского района мог бы дополнительно получить за 2007 год средств в сумме 80 тыс. грн.
Средняя ставка единого налога по городу Теплодару составляет 87 – 103 грн, что по сравнению с другими городами Одесской области (г. Измаил – 110-130 грн, г. Ильичевск – 180-190 грн) является достаточно низкой. Так, при условии уплаты единого налога хотя бы на уровне 130 грн, бюджет города Теплодара должен был дополнительно получить только в 2007 году 76,1 тыс. грн.
Одним из самых весомых из местных налогов и сборов в бюджет городов Ильичевска и Теплодара является рыночный сбор. Он занимает второе место после коммунального налога по объемам поступлений. При условии полной мобилизации указанного резерва дополнительные расчетные поступления от рыночного сбора за 2005 – 2007 годы в городе Теплодаре составляли 130,1тыс. гривень. При решении Ильичевским городским советом вопроса по увеличению ставки рыночного сбора до экономически целесообразных размеров бюджетом города Ильичевска за 2005 – 2007 годы было бы получено 1074,6 тыс. гривень. При условии установления максимальной рыночной ставки на территории Беляевского района расчеты дополнительных поступлений составляют 422,8 тыс. грн.
Планирование и утверждение городских программ осуществляется без определения результативных показателей. Имеет место мелкое финансирование значительного количества программ, что не приводит к получению социально значимых результатов. При определении приоритетных направлений недостаточно внимания отводится программам социальной направленности. Отдельные программы, принятые и утвержденные районным и местными советами, фактически предусматривают финансирование текущих расходов, связанных с функционированием учреждений, которые содержатся за счет средств Государственного бюджета.
Недостаточный уровень внутреннего финансового контроля за использованием бюджетных средств отрицательно влияет на состояние финансово-бюджетной дисциплины. Как следствие, по результатам ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, сельских советов, управлений установлены финансовые нарушения на общую сумму 11517,6 тыс. грн. Следует отметить, что отделами финансовых управлений осуществлялись проверки преимущественно вопросов правильности начисления и выплаты заработной платы на подконтрольных объектах. Вследствие указанных причин местными бюджетами недополучены доходы на общую сумму 20277 тыс. грн. |
|
|
|
Галина ЛУГОВЦЕВА, заместитель начальника отдела аудита бюджетных программ и местных бюджетов КРУ в Одесской области |
|