10.12.2010 9-10 декабря 2010 годя в Брюсселе, де-факто столице Евросоюза, прошло заседание Международного фонда сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря (International Fund for Cooperation and Partnership of the Black Sea and the Caspian Sea). На заседании обсуждались актуальные вопросы сотрудничества в Черноморско-Каспийском пространстве в новых экономических и политических условиях. Украинскую делегацию на заседании представлял Вице-Президент Фонда, Народный депутат Вадим Колесниченко. В своем выступлении от Украины Вадим Колесниченко, выдвинул ряд важных инициатив по интенсификации сотрудничества в Черноморско-Каспийском пространстве. Инициативы касаются развития трансграничных связей на основе причерноморских еврорегионов, проведения согласованной политики по развитию автомагистральной и портовой инфраструктуры региона. Так, в своем докладе на заседании Международного фонда сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря Вадим Колесниченко указал на приоритеты трансграничного сотрудничества в регионе и на наиболее эффективные способы практического наполнения потенциально важных сфер сотрудничества.
Первая инициатива Вадима Колесниченко по трансграничному сотрудничеству направлена на подключение Украины к активной работе в рамках «Еврорегиона Черное Море». Этот еврорегион активно заработал с 2007-2008 гг., однако пока что украинские регионы не участию в нем не подключились. Вадим Колесниченко предложил активнее использовать европейский опыт развития еврорегионов и по его мнению крайне важно задействовать потенциал украинского Причерноморья в совместных трансграничных проектах с регионами соседних черноморских государств, прежде всего в экономической и социально-гуманитарной сферах. С учетом того, что действие «Еврорегиона Черное Море» распространяется и на прикаспийские государства – Россию и Азербайджан – этот еврорегион может стать действенным инструментом развития сотрудничества в Черноморско-Каспийском пространстве, тем более, что для участия в таком сотрудничестве Украины существует нормативно-правовая база (Закон «О трансграничном сотрудничестве», ряд международных соглашений). Важность развития трансграничного сотрудничества Украины в черноморском и каспийском векторах будет чрезвычайно эффективна, чтобы полностью задействовать транзитный потенциал Украины, включая транзитные возможности украинских портов, ответвления автомагистралей от Кольцевой автомагистрали вокруг Черного Моря, которая будет проходить и через территорию Украины. Также стоит усилить активность Украины в энергетических проектах на черноморско-каспийском пространстве.
Вторая трансграничная инициатива В. Колесниченко заключается в предложении создать в рамках общего черноморского трансграничного сотрудничества более локальный еврорегион с участием с украинской стороны Автономной Республики Крым и города Севастополя и с российской – Краснодарского края. Опыт развития таких локальных еврорегионов в причерноморском пространстве у Украины уже есть – это «Нижний Дунай» и «Верхний Прут», где Украина сотрудничает с Румынией и Молдовой. Общеевропейские подходы для «приморских» еврорегионов развивает Рабочая группа «Морские приграничные регионы» в рамках Ассоциации европейских приграничных регионов. Такой локальный еврорегион позволил бы упорядочить массив разнообразных экономических, культурных, общественных связей, которые исторически существуют между Крымом и прилегающими к нему землями. Такой черноморский украинско-российский еврорегион позволил бы задействовать транзитный потенциал Крыма и прилегающей к нему части Кавказа – как Керченского пролива, так и проектируемого мостового перехода через пролив. С учетом исторических традиций такой еврорегион стоит назвать «Русское море» (украинский вариант – «Руське море»), как называли Черное море в нашей стране тысячу лет назад. Использование исторических параллелей в практике приморских еврорегионов оправдано (есть еврорегион «Новая Ганза» с участием Германии и Нидерландов).
Инициатива Вадима Колесниченко по развитию транзитного автомагистрального потенциала украинского Причерноморья заключается в более активном подключении Украины к проекту организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) по созданию Кольцевой автомагистрали вокруг Черного Моря. За счет создания моста через Керченский пролив сильно сократится путь между Кавказским и Каспийским регионами и Балканским и Центрально-Европейским регионами. Мост через Керченский пролив может стать составляющей одной из важнейших транспортных магистралей в Европе. Он позволит выстроить инфраструктурные связи между Черноморским и Каспийским регионами ввиду того, что в самом проекте Кольцевой автомагистрали предусматриваются ответвления на в каспийском направлении – на Азербайджан (Баку) и Россию (Астрахань). Такое продолжение кольцевой автомагистрали откроет для европейских автоперевозчиков более краткий путь через Кавказ и далее, сделав в итоге сделает эффективным проект транспортного коридора между Европой и Азией ТРАСЕКА.
Вадим Колесниченко также выдвинул инициативу по проведению согласованной политики для развития портового хозяйства в Черноморском бассейне. Такая политика должна стать приоритетом и в организации ЧЭС, и для причерноморских еврорегионов. Важно учесть, что портовое хозяйство региона – единый организм, в котором возможна здоровая конкуренция, но противопоставление портовых хозяйств различных стран-участников в итоге его серьезно ослабляет. Активная торговля в Черноморском регионе и прилегающих к нему (Каспийский, Балканский, Прибалтийский) приводит к тому, что постоянно растет спрос на портовые услуги – как для транзитов грузов, так и для торговли в пределах Черноморского бассейна. Роль согласованной портовой политике будет возрастать по мере роста внутренней торговли стран Черноморско-Каспийского пространства. Уже сейчас такая торговля существенна для экономического развития Украины: Турция является вторым по значимости направлением транзитных грузов через украинские порты (более 7 млн. тонн в год), а наибольшими отправителями - причерноморская Россия (более 37 млн. т) и прикаспийский Казахстан (более 7 млн. т). Кроме того, значительная часть экспорта из Украины доставляется через порты в Турцию (около 11 млн. тонн), Болгарию (более 2 млн. т) и Румынию (0,3 – 0,4 млн. т), в Россию (1,4 млн. т) и другие страны региона. К сожалению, каспийское направление в работе украинских портов пока еще недостаточное развито, однако его перспективы довольно существенны. Также украинские порты привязаны к проектам развития железнодорожного сообщения «Викинг» и «Зубр», которые свяжут Черное море с Беларусью, Прибалтикой и Скандинавией. Кроме того, необходимо согласованно развивать судоходство по дунайским каналам, с ориентацией на рынки Центральной Европы. Однако все крупные транзитные проекты с участием Украины можно будет реализовать только в условиях согласованной портовой политики. Кроме того, народный депутат Колесниченко отметил важность долгосрочной перспективе черноморско-каспийского сотрудничества в рамках энергетических проектов. Осенью 2010 года Украина вступила в Европейское энергетическое сообщество, а Евросоюз приступил к процессу принятия новой Энергетической стратегии ЕС до 2020 года. Среди целей стратегии – объединение европейской инфраструктуры, проведение согласованной внешней политики. Развитие черноморского регионального сотрудничества в энергетической сфере позволит в долгосрочной перспективе избежать конфликтов по маршрутам поставок энергоносителей, в том числе и для каспийской нефти, вырабатывать согласованную политику энергетического транзита, а также добычи энергоресурсов в регионе. Для реализации все масштабных проектов в Черноморско-каспийском пространстве однако требуется хорошая основа. Одним из ее важнейших краеугольных камней должно стать развитие горизонтальных связей между регионами Черноморско-каспийского пространства, в привязке их к более масштабным проектам в рамках ЧЭС, ЕС и СНГ. Инициативы, предложенные Вадимом Колесниченко, нашли живой отклик на заседании и обсуждались на официальном посольском приеме послов Европейских стран в гостинице Хилтон, с участием европарламентариев, представителей Еврокомиссии, международных организаций. Все участники обсуждения сошлись во мнение, что предложенные инициативы открывают широкий спектр возможностей для реализации конкретных экономических проектов на взаимовыгодной основе на всем пространстве Черного и Каспийского морей.
Справка
Международный фонд сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря – неправительственная организация, занимающаяся вопросами развития сотрудничества в Черноморско-Каспийском пространстве. Организация учреждена в 2009 году в Бухаресте. Украину в организации представляет народный депутат Вадим Колесниченко. «Еврорегион Черное Море» активно заработал с 2007-2008 гг., однако пока что украинские регионы не участию в нем не подключились. Проекты «Еврорегиона Черное Море» направлены на сотрудничество в экономической, социальной, культурной сферах и проводятся в соответствии с направлениями деятельности организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Ассоциация европейских приграничных регионов объединяет, с различной степенью участия, до 185 еврорегионов и трансграничных объединений, до десяти из которых созданы при участии Украины. Народный депутат Вадим Васильевич Колесниченко является заместителем председателя фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины, главой Подкомитета в Комитете ВР по вопросам правосудия, членом групп по межпарламентским связям с Российской Федерацией, Румынией и рядом других стран. http://www.bscsif.ro/?pag=1 "Русскоязычная Украина"
|