15.11.2012 Положение о морских экологических инспекциях (органах Госэкоинспекции) утверждено приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 04.11.2011 №429. Данным Положением определяется система органов Госэкоинспекции, и устанавливаются права и компетенция этих органов. В соответствии с нормами Положения, органы Госэкоинспекции осуществляют государственный надзор за соблюдением экологического и природоохранного законодательства. Деятельность морских экологических инспекций распространяется на всю стометровую прибрежную полосу вдоль Черного и Азовского морей от реки Дунай до границы с Российской Федерацией, а также внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону, и на все украинские и иностранные суда, корабли и иные плавучие объекты, а также плавсредства и морские сооружения независимо от форм собственности и подчинения, деятельность которых осуществляется во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Украины и на континентальном шельфе Украины. Морские экологические инспекции имеют весьма обширные полномочия, в том числе: проводить проверки по вопросам, относящимся к их компетенции; проверять документы на право специального использования природных ресурсов; останавливать транспортные средства (в том числе плавучие) и проводить их осмотр; требовать задержания судов, находящихся во внутренних морских водах и территориальном море Украины; проверять журналы нефтяных операций; рассчитывать размер убытков, причиненных загрязнением, и предъявлять претензии; вызывать граждан для дачи пояснений и доставлять нарушителей в органы внутренних дел; изымать орудия добычи объектов животного мира, транспортные средства, оборудование и предметы, являющиеся орудием добычи а также незаконно добытые природные ресурсы. Органы Госэкоинспекции уполномочены издавать обязательные для исполнения предписания, распоряжения и требования составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, временно приостанавливать деятельность предприятий, передавать материалы в правоохранительные органы. В последнее время в портах Украины участилась практика привлечения судовладельцев и капитанов судов к финансовой и административной ответственности за сброс изолированного балласта с борта судов. Зачастую отбор проб балластных вод производится на судах с нарушением установленных правил. Такая практика не соответствует международно-правовым нормам, и судовладельцы пытаются в украинских судебных инстанциях признать действия инспекторов Госэкоинспекции незаконными. Судебные дела против морских экологических инспекций получают широкий резонанс в средствах массовой информации, однако же, решения судов по данному вопросу противоречивы, и говорить о какой-либо устоявшейся позиции украинских судебных органов не приходится. Член Совета Экспертов ЦТС Артур Ницевич Партнер Международной юридической службы Interlegal Председатель Морского Института Украины /Портал "Любимый Измаил"/источник: "Транс-Порт"/
|