30.01.11г В последнее время в кругах работников образования активно обсуждается проект распоряжения Кабинета Министров Украины, подготовленный Министерством финансов «Об утверждении плана мероприятий по подготовке и внесению изменений в некоторые нормативно-правовые акты по усовершенствованию предоставления бюджетными учреждениями качественных услуг, гарантированных государством». Главное слово — «усовершенствование», то есть «улучшение». Какие же «улучшения» ждут просвещенцев? Увы, красивое слово придется оставить в кавычках — как ироничное. Такое впечатление осталось от разговора по данной теме с заместителем председателя обкома профсоюза работников образования и науки Л. Т. Корнийчук: — В проекте есть предложение приостановить нормы законов, которые запрещают ликвидацию, реорганизацию и перепрофилирование общеобразовательных и дошкольных учебных заведений без согласия территориальной громады — из-за недостатка финансирования, например... — Формально указанное распоряжение еще не принято, а фактически оно уже действует. На днях обращались люди из Кодымского, Измаильского районов к правовому инспектору Т. И. Саенко: идет сокращение, то есть безработица. Сокращение пока производят путем слияния, например, детского сада и школы — реорганизация в учебно-воспитательный комплекс. А дальше и вовсе появится возможность безнаказанно закрывать детские учреждения в так называемых бесперспективных селах. Оправдание весомое: нет средств на их содержание. Старших детей можно возить на учебу школьными автобусами (хотя и тут есть свои проблемы) в другое село. А младших? А пятилеток, которым велено до школы освоить детсадовскую программу в обязательном порядке? Сомневаюсь, что министр финансов отдал бы своего малыша в УВК за 20 километров от дома — встань в шесть утра и без папы-мамы отправляйся с дядей водителем Бог знает куда... — Увеличивается педагогическая нагрузка? — По всей вертикали (в вузах, школах, детских садах, даже во внешкольных центрах...) увеличивается количество учащихся на одного преподавателя. А подсчитывал ли кто-нибудь, сколько времени реально тратит учитель на свою работу? На собственном примере учителя украинского языка и литературы вычислила: при нагрузке в девять часов, имея в трех классах по 20 учащихся, за первый семестр должна проверить 820 письменных работ, за месяц — 205. По нормативам Министерства образования и науки на проверку одной работы выделяется 20—30 минут, значит, минимум 68 часов в месяц или 17 в неделю. Это только на проверку тетрадей! И вот расклад на полставки: девять часов плюс 17 в неделю. На ставку учитель трудится вдвое больше — 52 часа. А еще на подготовку к уроку хотя бы час отвести надо. Так куда же увеличивать количество учащихся? Какой КЗоТ (новый или старый — все равно) это выдержит? Качество образовательных услуг явно ухудшится. — Говорят, не забыли в проекте и студентов? — Предлагается стипендии выплачивать с учетом особых достижений в обучении. Понятие «особые достижения» не регламентируется ни одним нормативным документом. С уверенностью можно говорить в данном случае, видимо, только об отличниках. Разве это справедливо? — Именно профсоюзы и призваны отстаивать справедливость. — В ответ на такие намерения Министерства финансов ЦК отраслевого профсоюза направил письма-протесты в адрес премьер-министра, министра образования и науки, заместителя председателя Федерации профсоюзов Украины. В учреждениях Одесской области провели сборы, на которых просвещенцы выразили возмущение намерениями, фактически направленными на разрушение отрасли. Особенно активными были педагогические работники г. Измаила, Балтского, Ивановского, Любашевского, Котовского, Овидиопольского, Ренийского районов, а также многих одесских вузов. Более 300 обращений от трудовых коллективов направлены Президенту Украины, Премьер-министру, министру образования и науки.
Татьяна Николаева
газета "Вечерняя Одесса" №13—14 (9341—9342) // 29 января 2011 г.
|