06.01.2010 г. Каким был для вас 2009 год? С этим вопросом Украинская транспортная газета «Моряк» обратилась к первому руководителю Измаильского морского порта. Валентин Котельный сначала порекомендовал обратиться к ведущим специалистам предприятия. Они с готовностью откликнулись – им было что сказать. Вот что в итоге получилось. Валентин Котельный, начальник Измаильского морского торгового порта: «Переломным, как я и прогнозировал, был август – мы вышли на уровень прежних лет» Сейчас, оглядываясь на минувший год, с удовлетворением вижу: все, что мы запланировали, сделано. Это касается и производственных задач, и социальных программ, и участия в городских делах. В бюджеты всех уровней за 11 месяцев перечислено 59282 тысячи гривен, из них в местный бюджет – 17787,5 тысячи, в государственные целевые фонды – 41494,9 тысячи грн., в том числе в Пенсионный фонд – 38037,4 тысячи. Заработанные коллективом портовиков деньги помогают оплачивать труд тех, кто лечит и учит измаильчан, идут на выплату пенсий. На долю предприятия в прошедшем году выпали три кризисных месяца, которые только закалили характер портовиков. Переломным, как я и прогнозировал, был август, начиная с которого мы проработали в хорошем темпе, выйдя по грузопереработке на уровень прежних лет. И это несмотря на то, что пришлось постоянно преодолевать испытания погодными условиями – то низкие горизонты воды, то жара, то продолжительные густые туманы. Сейчас сложностей добавила зима, поэтому до планового задания года немного не дотянули, буквально считанные тонны. Благодаря тому, что Измаильский порт, образно говоря, находится на перекрестке путей в Европу, грузами он при любом раскладе будет обеспечен. Есть потребность в удобрениях – и порт ежемесячно перегружает по 25 – 30 тысяч тонн. Идут уголь, металл, в том числе для строительных нужд - арматура, катанка, простые профили, швейлер, уголок. Традиционно перерабатываем окатыши, кокс, руду. Это стабильные грузопотоки, и порт в этом смысле находится в удачном стратегическом месте. В результате все это позволило повысить заработную плату: по сравнению с ноябрем прошлого года ее средний уровень вырос на 237,9 процента – с 2150 до 5127 гривен. Между прочим, не в ущерб основному производству. Мы продолжаем закупать новую технику, необходимую для повышения уровня производства, – от грейферов до и тракторов-тягачей до портальных кранов. Есть средства – ремонтируем суда портового флота, причалы и подъездные пути. Теперь реконструированные причалы становятся похожими скорее на взлетные полосы. О фасадах зданий не говорю, все радует глаз… Не испытываем недостатка и в кадрах. Если в начале года были факты дисциплинарных нарушений, о чем я говорил на конференции трудового коллектива, то сегодня их намного меньше. Люди дорожат своей работой, гордятся званием портовика. Ведь раньше, еще несколько лет назад, был отток кадров – все бросились в частный бизнес, а сейчас бегут оттуда любыми путями. Более того, по всем хозяйствам готовится хороший резерв, группы механизаторов, экономистов, гидротехников. Поэтому и поездка нашей делегации в Комсомольск, на Полтавский ГОК, и командировка нового начальника валютно-финансового отдела в Киев – все это направления кадровой политики, которая предусматривает передачу опыта, наработанных связей, различные возможности повышения квалификации. Одно из главных наших достояний – жизнеспособный, сплоченный коллектив, вместе с которым мы преодолели трудные кризисные времена, вместе возрождались к новой жизни, вместе идем уверенно вперед. И мне вдвойне приятно осознавать, что крепнет, набирает силу новая плеяда портовиков, которых терпеливо и мудро готовило себе на смену старшее поколение. Это, в основном, инициативные молодые люди, которые стремятся воплощать наши общие задачи и собственные идеи в реальность. Олег Срибный, начальник отдела маркетинга, логистики, внешнеэкономических связей и коммерческой работы: «Если в 2010 году результаты будут не ниже, чем в году минувшем, - это уже хорошо» – Анализируя прошедший год, можно сказать, что он был нелегким для порта. В полной мере мы ощутили кризисные явления в марте – апреле. Самым сложным периодом были весна – середина лета. Начиная с августа, удалось стабилизировать работу и достигнуть уровня прошлого года по выполнению месячных планов, а с сентября уже наращивать объемы, перевыполняя показатели прошлого года (в октябре – 105 процентов, в ноябре – 152). Как всегда, в трудную минуту нас поддержали наши основные партнеры: ОАО «Славутич-руда – Украина» – поставщик железорудного сырья, компании «СУЭК» и «Крутрейд» (экспедитор – ЧП «Л-Сервис») - поставщики транзитного российского угля. Руководству порта в это непростое время удалось привлечь новые грузопотоки – транзитные удобрения навалом и в мешках, а также не свойственный порту груз – древесину топливную назначением на Австрию. Хотелось бы отметить, что эти дополнительные грузопотоки являются высокотарифными, что, несомненно, способствует улучшению финансового положения предприятиями. Что ждать от года грядущего? К сожалению, не приходится рассчитывать на скорое окончание кризиса. Если 2010 год будет не хуже 2009-го, это уже хорошо. Специалисты порта и в дальнейшем будут продолжать работу по сохранению существующих и привлечению новых грузопотоков. У нас есть предложения по переработке грузов на порт Галац (Румыния) для меткомбината «Арселор Миттал». Это украинское железорудное сырье – аглоруда и окатыши в объеме до 600 тысяч тонн в год, 400 тыс.тонн транзитного угля и экспортного кокса. Планируем наладить интенсивную работу по переработке лесоматериалов, есть предложения по переработке минеральных удобрений навалом. Может быть привлечен новый грузопоток белорусских калийных удобрений, прорабатывается возможность переработки цемента. Поступили предложения по перевалке металлолома из европейских придунайских стран на Турцию. Поэтому надеемся, что 2010 год будет плодотворным и насыщенным. Светлана Шаргородская, начальник отдела организации труда и заработной платы: «А в октябре увеличили фонд оплаты труда на 51,2%. Это была победа всего коллектива!»
Ушедший год для работников порта был достаточно сложным. Начавшийся во второй половине 2008 года мировой экономический кризис внес свои коррективы в наши планы. Учитывая, что порт в основном перерабатывает экспортные грузы, а также то, что из-за уменьшения спроса на мировом рынке металла, железорудного сырья, угля снизили производство промышленные предприятия Украины, в порту резко сократилась грузовая база. Начались простои наших основных рабочих - докеров-механизаторов, экипажей судов портового флота и других категорий работников. Администрация совместно с профкомом порта на конференции работников порта вышли с предложением о переходе персонала на сокращенный режим, в соответствии с объемом работы. Благодаря пониманию ситуации, сплоченности коллектива порта, предложение было принято единогласно. Конечно, мера непопулярная, вынужденная, но необходимая. И если вспомнить, что в это время на других предприятиях проходили массовые сокращения работников, а заработная плата не выплачивалась и вовсе, то наше решение было во спасение и коллектива, и предприятия в целом. Были разработаны графики выхода персонала на работу в установленные режимы, и порт продолжал работать круглосуточно, как и раньше. Администрация в невероятно трудных условиях проводила работу по привлечению в порт грузов, что позволяло за выполненные объемы и отработанное время в установленные сроки руководству порта выплачивать, а работникам получать заработную плату, хотя и не выполнялись Закон «О бюджете на 2009 г.», Отраслевое соглашение. Таким образом, не прекращающаяся ни на минуту работа по привлечению грузов возымела действие. Объемы постепенно нарастали, и порт ритмично заработал. Все работники сразу же были переведены на режим полного рабочего времени. Объемы перевалки грузов, доходов и занятости персонала днем за днем увеличивались, достигнув докризисного уровня, и с 1 июля т.г. стало возможным повышение тарифных ставок и должностных окладов всем работникам порта. И пусть оно составило всего 10 процентов, но это была победа всего коллектива! К этому нужно добавить, что, согласно коллективному договору порта, выплачивались премии. Так что наши совместные усилия «в борьбе с кризисом» не прошли напрасно. Предпринятые меры, направленные на увеличение объемов грузов и привлечение новых грузопотоков, продолжали приносить свои плоды, и грузовая база полностью стабилизировалась. Появилась возможность с 1 октября т.г. вторично повысить тарифные ставки и должностные оклады, что позволило увеличить фонд оплаты труда на 51,2 процента и, как следствие, увеличить платежи налогов и обязательные платежи в госбюджет на 49,7 процента, в том числе в Пенсионный фонд - на 51 процент, в местный бюджет - на 52,3 процента. С ростом фонда оплаты труда увеличились перечисления нашему профкому, который смог таким образом организовать достойный летний отдых детей портовиков, самих работников и членов их семей, а также возобновить приобретение для персонала путевок в санатории. Такой результат стал возможен исключительно благодаря сплоченной работе всего коллектива во главе с начальником порта Валентином Котельным. Лично для меня, учитывая, что жизнь моя и моей семьи тесным образом связана с портом, работа на первом месте, а положительный ее результат только вдохновляет, придает уверенности в том, что нашему коллективу многое под силу. «Пока есть грузы, держится хороший уровень воды, нормальные погодные условия, надо приложить все силы» 2009-й стал для нас рекордным. Так определила прошедший год Людмила Гирус, заместитель главного инженера порта по капитальному строительству - начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений. А Виктор Брошеван, тоже заместитель главного инженера, но по механизации, в свою очередь, отметил, что таких масштабов технического перевооружения он не припомнит. Поэтому, с его точки зрения, это был еще и год механизации.
Впрочем, судите сами. При запланированных на 2009 год 19 млн. грн. капитальных инвестиций, которые уже фактически освоены, половина средств ушла на частичную предоплату нового портального крана по договору с Новокраматорским машиностроительным заводом и трактора «Коваль» тоже отечественного производства для маневровых работ на причалах. Это два самых глобальных проекта портовиков, последний из которых уже реализован, – трактор прибыл в порт 25 декабря. Окончание же строительства портального крана ожидается в марте этого года.
Кроме того, закуплено шесть грейферов, а также вычислительная техника, электрооборудование, автотранспорт и т.д. Для сравнения: если в 2008 году на приобретение основных средств было израсходовано 4 млн. грн., то в прошлом освоено более 10 млн.
В 2009 году на восьми портальных кранах были проведены разные виды модернизаци электрооборудования. В частности, установлены частотные преобразователи, в результате чего втрое снижается потребление электроэнергии и в разы уменьшается динамическая нагрузка на металлоконструкцию.
В рамках применения энергосберегающих технологий переоборудовали тепловые сети порта протяженностью 850 метра, что значительно сокращает потери тепла.
Внушительный объем работ выполнен по реконструкции причалов, которым уже по 37 – 40 лет (самый старый – первый причал, еще румынской постройки, которому уже почти 100 лет). Капитальный ремонт самых уязвимых причальных мест делается ежегодно. Но теперь они приобрели современный вид и за счет устройства открытых складских площадок, покрытия складских площадей, проездов асфальтобетоном и железобетонными плитами.
В 2003 году Одесской железной дорогой были переданы на баланс порта железнодорожные пути, на ремонт которых ежегодно расходуется более миллиона гривен. В основном это замена деревянных шпал на более прочные, железобетонные, ремонт подкрановых путей. Затраты порта на содержание железнодорожных путей в 2009 году составили 2 млн. грн.
Были проведены и плановые ремонты 14 портальных кранов, 10 судов портового флота, строительно-монтажные и ремонтные работы зданий и сооружений, включая объекты социальной сферы – базу отдыха «Портовик», детсад «Гвоздичка» и другие.
Такое мобильное предприятие, как Измаильский порт, не может жить вчерашним днем. Надо внедрять современные технологии, развиваться, осваивать новые грузопотоки, чтобы быть привлекательными для партнеров. Иначе руководитель и его команда не мыслят себе день завтрашний.
На вопрос, какие особенности 2009 года они бы отметили, Людмила Петровна Гирус назвала, в частности, такую. Решением Кабмина порту Измаил была выделена акватория, которая включает водный простор Килийского гирла реки Дунай от 81 до 97 километра. Таким образом, дано официальное разрешение на пользование акваторией реки для обеспечения безопасности судоходства, которое введено в действие с 19 ноября 2009 года.
А Виктор Брошеван рассказал, что большая предварительная работа по списанию пришедших в негодность основных средств принесла свои результаты. После двух лет изнурительных заседаний и проверок, наконец, списано 140 единиц, из них 29 погрузчиков и 7 зданий. Давно получено решение комиссии Минтранссвязи и о списании трех судов портофлота, но, как и в пароходстве, портовики с надеждой ждут подписи и.о. министра под уже готовым приказом.
«Словом, цели видны, желание их осуществить есть. Одна проблема – не хватает суток, чтобы все выполнить, - подытожили заместители главного инженера порта. – Наш начальник Валентин Котельный идет на десять шагов впереди, едва за ним успеваем. Так что времени на раскачку не будет, поэтому 10 дней отдыха нам не нужны. Уже 3 января портовики выходят на работу. Пока есть грузы, держатся хорошие уровни воды, нормальные погодные условия, надо трудиться в полную силу».
ИЗМАИЛ. Морской торговый порт газета "Моряк" №1, 2010г Людмила ПИГАРЕВА, фото Федора СИВАЧЕНКО.
|