11.02.11
Если мы хотим в супермаркетах видеть продукцию собственных садов и огородов, необходимо на государственном уровне противостоять откровенному захвату украинского рынка.
«Я вожу в Одессу только натуральные плоды, я «формалином» принципиально не торгую, — сказал предприниматель. — «Формалином» на «Привозе» называют те фрукты, которые завозятся из Турции и других стран. Чтобы они не портились, производители их обрабатывают специальными веществами».
Киевских журналистов удивить чем-либо трудно, но мне хотелось привезти столичным коллегам из Одессы то, что их должно было ошеломить. Как раз был конец августа — разгар уборки столовых сортов винограда, и директор опытного хозяйства им. Суворова Анатолий Белоус из Болградского района презентовал мне ящичек винограда «Кеша» и «Аркадия». Каждая гроздь — весом с килограмм. Бубки — с грецкий орех! Отведав, киевские коллеги, глазом не моргнули: «Турецкий? У нас на Бессарабском рынке брала?»... Я оскорбилась и стала рассказывать, что это — отечественный продукт (обратите внимание на вкус!), который растет в Придунавье. Я описывала бескрайние плантации с лучшими сортами, рассказывала о людях, которые возделывают их, о новых технологиях на капельном орошении и т. д. и т. п. Но по всему было видно, что мне... не верят! Не верят, потому что укоренилось в сознании мнение: мы ни на что не способны. Вот данные Госкомстата Украины за 2010 год. Мы экспортировали картофеля на $581 тыс., а ввезли — на $6956 тыс. Еще один овощ, который произрастает у нас в изобилии, — лук. В 2010 году на экспорт продали на $458 тыс., купили — на $20509 тыс. Чеснок, который всегда присутствовал на украинской земле, экспортируем на $214 тыс. импортируем — на $3943 тыс. (в основном завозится чеснок из Китая). Возьмем статистику по капусте (белокочанной, цветной, брокколи и кольраби): продаем на $2285 тыс., покупаем — на $6728 тыс. (капуста поступает в Украину в основном из Польши и стран Азии). Морковь, свекла, редька и прочие корнеплоды завозятся в Украину на сумму $8150 тыс., экспортируются — на $630 тыс. Неудивительно, что наши супермаркеты заполонили импортные овощи и фрукты. Неужели наши крестьяне не умеют возделывать сады и огороды? А может быть, есть другие причины нашествия иностранной продукции?
Наши овощи — нарасхват
Этим летом мы побывали в сельхозкооперативе «Россия», которым руководит заслуженный работник сельского хозяйства Украины Устинья Чеботарева. Это — чуть ли не единственное предприятие в Килийском районе, где серьезно занимаются производством овощей — огород здесь занимает 40 гектаров. Выращивают капусту, перец, баклажаны, помидоры, огурцы, корнеплоды. Причем практически каждый овощ представлен в нескольких видах — и по сортам, и по времени созревания. Таким образом, это хозяйство весь сезон реализует с полей витамины, какие только могут произрастать в этих климатических условиях. Как налажен сбыт? Куда уходят овощи? — Нам все равно, кто покупает, и куда везет — был бы спрос, — говорит Устинья Филипповна. — А спрос есть — наши овощи берут нарасхват прямо с поля. Во время реализации урожая огородная бригада работает без выходных, едва успевая загружать прибывающий на поля транспорт. Почему же производством витаминной продукции не занимаются другие сельхозпредприятия? Юг Одесчины — зона рискованного земледелия, летом здесь нередко случаются засухи, поэтому без орошения о производстве овощей и говорить не приходится. Устинье Чеботаревой (а по специальности она инженер-гидротехник) удалось сохранить старую систему орошения. Конечно, по энергозатратам советские дождевальные машины обходятся дороже, чем капельное орошение, но, все же, они действуют. Строительство современных систем орошения требует серьезных инвестиций, крестьяне в большинстве своем не могут самостоятельно осилить эти проекты. Возможно, если мы всерьез хотим в торговой сети видеть отечественные овощи и фрукты, необходима государственная программа по восстановлению орошения в южных регионах страны.
Границы открыты для дешевого импорта
Следующий адрес положительного опыта — село Оксамитное Болградского района, где государственным опытным виноградарским предприятием им. Суворова руководит заслуженный работник сельского хозяйства Украины Анатолий Белоус. Предприятие специализируется на возделывании столовых и технических сортов винограда, причем на значительной части плантаций уже смонтирована и действует система капельного орошения. — Несмотря на высокую урожайность, к которой мы стремимся, рентабельность производства оставляет желать лучшего, ведь в Украину поступает большое количество винограда из-за рубежа по демпинговым ценам, — говорит руководитель. — Вывод: при нынешних ценах виноградарство ожидает та же участь, что и отечественное животноводство... Да, все желают помочь отечественному товаропроизводителю. Но эта забота проявляется только на словах. Поэтому объемы посадки новых плантаций винограда сокращаются. В 2009 году, например, в целом по Украине остались нереализованными 2,5 миллиона саженцев. И это при том, что государство на 100 процентов компенсировало затраты на их покупку. А какой смысл нашим крестьянам производить виноград, если наш отечественный рынок заполонен иностранным? Наши зарубежные коллеги при вывозе своей продукции за границу получают такие государственные дотации, что нам и не снилось. А какую поддержку получаем мы? За счет однопроцентного сбора от реализации алкогольных напитков нам компенсируют порядка 60 процентов затрат, понесенных на закладку новых виноградников. Вот и все. О проблемах развития виноградарства и виноделия мы говорим уже на протяжении нескольких лет, а что в результате? Всего один пример: Киевский завод шампанских вин уже купили немцы. И объявили, что им украинское сырье не нужно — будут завозить его из Европы. Они поступают по-своему правильно — дают работу своим виноградарям. А кому нужны мы, украинские виноградари, со своей высококачественной продукцией? Если мы хотим в супермаркетах видеть продукцию собственных садов и огородов, необходимо на государственном уровне противостоять откровенному захвату украинского рынка.
Наладить систему поставок и переработки
Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника управления агропромышленного развития и продовольствия Болградской райгосадминистрации Сергея Сакалы: — Если говорить о производстве фруктов и овощей в больших объемах, то первая проблема, с которой сталкивается крестьянин, — отсутствие системы закупок, хранения и переработки. В советское время в Измаиле действовал очень мощный консервный комбинат, и все то, что не удалось реализовать в свежем виде, шло на консервацию. Сейчас такого комбината нет, а ради двух-пяти тонн овощей никто не будет «огород городить», и наши сельхозпредприятия овощеводство свернули. Правда, жители некоторых сел Болградского района в частном порядке производят овощи. Например, в Виноградовке в теплицах люди выращивают огурцы, а жители Кирничного поставляют на рынок ранний редис и капусту. Если бы у нас в районе работал представитель той или иной торговой сети, можно было бы наладить процесс поставки. Я думаю, что жители нашего района (а трудовые ресурсы здесь есть) при наличии договоров с гарантией закупок могли бы заняться производством овощей. Но если честно, производство скоропортящейся продукции должно быть размещено поближе к мегаполисам, что собственно мы и наблюдаем — посмотрите, сколько овощей выращивается в Беляевском районе, который соседствует с Одессой! У южных районов области есть свой «козырь» — персики и виноград. Но если виноградные плантации за последние годы увеличены, то персиковых садов практически нет. У нас в районе, например, только один сад — в селе Оксамитное. Именно в Оксамитном некоторое время назад мне удалось познакомиться с одним из предпринимателей, который располагает на «Привозе» торговой точкой и специализируется на закупках и поставках в Одессу свежих фруктов — начиная от ранней черешни и заканчивая позднеспелыми яблоками. Будучи родом из южных мест (село Каменка Измаильского района), Семен Ромалийский знает, где, что и когда можно закупить. — Я вожу в Одессу только натуральные плоды, я «формалином» принципиально не торгую, — сказал предприниматель. — «Формалином» на «Привозе» называют те фрукты, которые завозятся из Турции и других стран. Чтобы они не портились, производители их обрабатывают специальными веществами. Что, я думаю, вредно для здоровья человека. Впрочем, так думают очень многие. Именно поэтому у меня сложился постоянный круг покупателей, которые предпочитают натуральные фрукты отечественного производства. Иностранные персики, груши, виноград красивы на вид, но согласитесь, не такие вкусные и ароматные, как наши, отечественные! В качестве справки: формалин — раствор формальдегида, применяют как антисептическое и дезодорирующее средство, например для дезинфекции помещений, одежды, инструментов, обработки рук, спринцевании, для сохранения анатомических препаратов, дубления кожи, а также для протравливания семян, клубней и семенных корнеплодов перед посевом или посадкой. Формалин среднетоксичен для человека.
Натуральная клубника долго не хранится
Еще один витаминный «Клондайк» в нашей степной зоне — южный городок Вилково. Жители «Украинской Венеции» достаточно активно поставляют на рынки Одессы то, что выращивают на своих небольших огородах в дельте Дуная. Это абрикосы, яблоки, персики, но самый распространенный здесь витаминчик — клубника: благодаря обилию солнца и воды она растет здесь как на дрожжах. Часть урожая вывозят перекупщики, другую часть вилковчане, кооперируясь, продают на одесских рынках самостоятельно. Но почему знаменитой вилковской клубники нет в супермаркетах? Натуральная клубника, выращенная в открытом грунте, долго не хранится: на второй после уборки день она приобретает более насыщенный красный цвет, а на третий — выбрасывай. Торговая сеть, очевидно, не рискует брать на реализацию такой скоропортящийся продукт. Что касается яблок, которые хранятся дольше... Некоторые жители Вилково действительно мастерски овладели искусством их выращивания, но они — всего лишь частники, выдающие на-гора сравнительно небольшие объемы продукции. Причем сезонной. Это, очевидно, не устраивает торговую сеть мегаполисов, которая старается обеспечить на прилавках ассортимент фруктов круглый год. Если даже предположить, что все вышеперечисленные препоны на пути производства овощей и фруктов будут ликвидированы (отсутствие орошения, системы поставок и переработки, демпинговые цены импортной продукции), остается неразрешимой еще одна проблема, о которой нам рассказал главный агроном крупнейшего виноградарского предприятия на юге Одесской области — ОАО «Придунайский» Иван Аждер. Это предприятие, пытаясь расширить плантации виноградников, столкнулось с земельной проблемой: «Все земли сельхозназначения, как известно, распаеваны, а владельцы участков не хотят заключать договоры аренды на 25, а тем более на 49 лет, — говорит Иван Георгиевич. — Владельца земельного пая понять можно — мало ли как жизнь обернется, а земля в аренде, причем под виноградником, и договор уже не расторгнешь. Очевидно, эту проблему может решить только снятие моратория на продажу земли». А пока... Пока не решен целый пласт проблем, стоящих на пути производства отечественных овощей и фруктов, будем покупать импортный ассортимент. Который торговцы на «Привозе», между собой, называют формалином». Анна Исаева/газета "Час Пик" №6(510) за 13 февраля 2011 года/
|