Десятого ноября в очередной раз провалилась попытка выборов президента Республики Молдова. Шансы на то, что его выберут через месяц, пока выглядят достаточно призрачно, впрочем, как и возможность разрешения основных спорных вопросов, накопившихся в украинско-молдавских отношениях. После визита украинской делегации во главе с президентом Украины В.Ющенко на саммит глав государств—участников СНГ в Кишинев 8—9 октября с.г., в рамках которого прошли встречи с представителями новой властной элиты Молдовы, в Киеве появились проблески надежды, что Украина и Молдова наконец-то смогут преодолеть весь груз накопившихся двусторонних проблем и сосредоточиться на вопросах европейской интеграции. Новое руководство Молдовы столь оптимистично выражало готовность раз и навсегда разрешить основные вопросы со своими соседями, что даже опытные эксперты, не один год проработавшие на молдавском направлении, поверили в возможность некоего чуда. В.Ющенко в ходе прошедшего в середине октября совещания послов поставил внешнеполитическому ведомству во главе с П.Порошенко три основные приоритетные задачи: в кратчайшие сроки разрешить двусторонние отношения с Беларусью и Молдовой, а также ускорить процесс подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. И если в отношении подписания нового соглашения Украина—ЕС до конца 2009 года никто из экспертов особого оптимизма не разделял, то возможность прорыва на молдавском и белорусском направлении выглядела вполне реальной. Последний визит белорусского президента А.Лукашенко в Киев стал ярким подтверждением того, что при наличии политической воли сторон неразрешимых вопросов практически не существует. Тем не менее на молдавском направлении все оказалось несколько сложнее. Несмотря на то, что в ходе встреч с В.Ющенко молдавское руководство выразило готовность как можно скорее разрешить все спорные вопросы с Украиной, дальше слов дело пока не сдвинулось. Украинские эксперты, посетившие в октябре Кишинев для проведения двусторонних консультаций, столкнулись с явным ужесточением молдавской позиции. После этого в ход была запущена более «тяжелая артиллерия»: 3—4 ноября секретарь СНБО Украины Р.Богатырева провела в Кишиневе встречи со всеми основными представителями молдавского властного истеблишмента. Украинская делегация привезла несколько альтернативных вариантов разрешения основных двусторонних проблем, однако ни один из молдавских руководителей ничем не ответил по сути.
«Дорога — ваша, а земля под ней — наша!»
Напомним, что ключевыми украинско-молдавскими проблемами являются вопросы демаркации границы и признания собственности. Так, Украина заинтересована в разрешении вопроса демаркации границы в районе буферного узла Днестровской ГЭС-2, где часть технологических сооружений станции находится на правом берегу Днестра. В свою очередь Молдове для завершения строительства транспортно-энергетического комплекса в населенном пункте Джурджулешть необходимо получить от Украины дополнительно несколько гектаров водной поверхности р. Дунай. В Киеве прекрасно понимают, что молдавский международный порт Джурджулешть ничего хорошего не сулит ни Украине, ни любой другой придунайской державе как в плане экологии, так и в сфере обеспечения безопасности судоходства. Тем не менее Украина готова решать эту проблему по-добрососедски, с учетом общего курса наших стран на европейскую интеграцию. В частности, еще несколько лет назад Киев выразил готовность пойти на компромисс по проблеме демаркации в районе Джурджулешть, если Кишинев пойдет на ответные уступки по Днестровской ГЭС-2. К сожалению, у Киева уже есть негативный опыт «пакетного» разрешения вопросов с молдавской стороной. До сих пор одним из самых крамольных остается вопрос, что конкретно получил Киев от Кишинева в обмен на то, что Украина сделала Молдову морской державой. По мнению многих экспертов, тогда Украина должна была получить в собственность участок дороги в районе населенного пункта Паланка, как это предусмотрено документами, ратифицированными парламентами обеих стран. Не будем спорить о степени равноценности такого обмена, скажем лишь, что акт на право пользования землей под автомобильной дорогой в Паланке так и не был передан украинской стороне. Представители молдавской стороны любят иногда шутить: мол, дорога ваша, а земля под ней — наша. Теперь наученные опытом украинские эксперты прежде чем предлагать Молдове новый «пакет», требуют выполнения ею обязательств в рамках предыдущих договоренностей. Новая молдавская власть как ни в чем не бывало заявляет, что готова передать акт на право пользования землей под участком автодороги Рени — Измаил в районе Паланки одновременно с получением Кишиневом дополнительной территории в акватории порта Джурджулешть, а вопрос с буферным узлом Днестровской ГЭС-2 нужно, мол, еще дополнительно изучать. Такое впечатление, что Молдова в очередной раз надеется «продать» Украине одну и ту же уступку. Непонятной остается и позиция Кишинева относительно демаркации центрального (приднестровского) участка украинско-молдавской границы. При том, что этот вопрос является одним из ключевых для Молдовы как в контексте скорейшего регулирования приднестровского конфликта, так и с точки зрения отсутствия юридически оформленной границы с Румынией.
Все познается в сравнении
Какое-то время заявления новой молдавской власти о том, что в Кишиневе еще не успели назначить чиновников, ответственных за украинское направление, воспринимались в качестве аргументов, оправдывающих отсутствие подвижек в двустороннем диалоге, однако теперь это несколько настораживает. Так, почему-то отсутствие сформированной властной вертикали не помешало новому руководству Молдовы серьезно продвинуться во взаимоотношениях с Румынией. За какие-то несколько месяцев Бухаресту удалось получить от новой власти в Молдове разрешение на открытие румынских консульств в Бельцах и Кагуле (прежняя властная команда в Молдове, пытаясь сдерживать румынскую экспансию, была категорически против расширения числа румынских консульств), а также открытие в Молдове 13 избирательных участков на выборах президента Румынии 22 ноября 2009 года. Помимо этого парафировано молдавско-румынское соглашение о малом приграничном трафике, а его подписание ожидается уже 13 ноября с.г. К сожалению, приходится констатировать, что Кишинев пока не демонстрирует подобных добрых жестов в адрес Киева. В кулуарах новые молдавские руководители на словах подтверждают готовность активизировать двусторонний диалог с Украиной, на деле же ни на йоту не отходят от ортодоксальных позиций, которых придерживались их предшественники коммунисты. Такой диссонанс между словами и реальными действиями в Кишиневе поясняют сложностью внутриполитической ситуации, неопределенностью с выборами президента РМ. Существует опасение, что новая правящая коалиция в Молдове ограничит свою внешнеполитическую программу восстановлением добрососедских отношений с Румынией и началом диалога с Евросоюзом относительно подписания соглашения об ассоциации. На решение проблем со своим вторым соседом — Украиной — у новой власти в Молдове может не хватить ресурсов, в т.ч. и времени. Может, поэтому в Кишиневе пока только имитируют видимость желания сблизиться с Киевом. Единственное, что, кажется, реально беспокоит Молдову, это то, чтобы Киев не ввел в действие более жесткий режим въезда граждан РМ на территорию Украины (известно, что Молдова является лидером среди стран-поставщиков нелегальных мигрантов в Украину). Готовь сани летом…
Без всяких сомнений, рассматривать вопросы внешней политики Молдовы на украинском направлении нужно с учетом внутренней ситуации в этой стране. А она в РМ остается достаточно неоднозначной. До момента избрания в Молдове полноценного президента рано говорить о том, что мажоритарному альянсу «За европейскую интеграцию» удалось до конца сформировать властную команду в стране. После провала голосования относительно кандидатуры президента РМ в молдавском парламенте 10 ноября у депутатов в течение 30 дней остается вторая попытка избрать главу молдавского государства, иначе страну могут ожидать новые досрочные выборы в парламент (ориентировочно осенью следующего года). На данном этапе правящая коалиция в Молдове переживает не самый легкий момент. Кандидат в президенты РМ и одновременно лидер Демпартии Молдовы Мариан Лупу вот уже несколько месяцев пребывает «в тени» с непонятной перспективой своего избрания на этот высший пост, поскольку альянсу не хватает восьми дополнительных голосов в парламенте РМ. В какой-то момент возникли опасения, что выборы президента РМ нужны практически только одному Мариану Лупу, в то время как другие его партнеры по коалиции — спикер парламента Михай Гимпу и премьер-министр РМ Влад Филат — не возражают против новых парламентских выборов, т.к. это позволило бы укрепить позиции их партий. Безусловно, даже в случае очередного неизбрания президента РМ в декабре альянс может воспользоваться «окном в законодательстве», которое позволяет Михаю Гимпу еще четыре года исполнять обязанности главы молдавского государства и при этом не распускать парламент. Однако такой сценарий событий не может устраивать крайне амбициозного Мариана Лупу, остающегося вообще без какой-либо должности во властной иерархии государства. Большинство экспертов пока не берется прогнозировать по поводу результативности выборов президента в декабре этого года, при этом перспектива роспуска парламента РМ летом следующего года остается вполне реальной. В этих условиях каждая из входящих в правящий альянс партий действует согласно принципу «готовь сани летом, а телегу — зимой», начав негласно работать на новые досрочные выборы. Таким образом призрак новых досрочных выборов в молдавский парламент продолжает довлеть над всеми членами коалиции и влиять на их решения, в т.ч. на внешнеполитическом направлении. Новая власть в Молдове, вероятно, исходит из того, что любой отход от своих ортодоксальных позиций в отношениях с Украиной может быть преподнесен их политическими оппонентами как предательство национальных интересов. При этом таковыми оппонентами в ходе возможных новых выборов могут оказаться не только коммунисты, но и сегодняшние союзники по альянсу. Узким местом в логике молдавских политиков может оказаться то, что власти Украины более внимательно займутся вопросами взаимоотношений с Молдовой уже в ближайшее время, даже несмотря на начало президентской избирательной кампании в самой Украине.
№ 44 (772) 14 — 20 ноября 2009 Автор: Виталий КУЛИК
|