18.08.2011
Украинские чиновники заявляют об экологической угрозе, исходящей от деятельности нефтяного терминала Джурджулештского порта, расположенного на юге Молдовы. По мнению депутатов Одесского областного совета, порт действует в районе с высокой сейсмичностью, и в случае аварии в воды Дуная может попасть не менее восьми тысяч тонн нефти, что нанесет природе Килийской части дельты Дуная и прилегающей акватории Черного моря значительный ущерб. Компания-владелец порта уверяет, что их терминалы построены по международным стандартам и застрахованы на случай аварии. А эксперты считают, что в молдавском порту Джурджулешты на Украине видят конкурента для своего порта Рени, расположенного ниже по Дунаю. 16 августа, на официальном сайте Одесского областного совета был опубликован проект обращения депутатов к президенту Украины Виктору Януковичу и премьер-министру Николаю Азарову с просьбой предотвратить экологическую катастрофу на юге страны. Как сообщили «Ъ-MD» в пресс-службе Одесского областного совета, в обращении говорится, что депутаты серьезно обеспокоены нарушениями экологических норм и европейских директив в порту Джурджулешты в Республике Молдова. По мнению украинских депутатов, расположенный здесь нефтяной терминал рассчитан на перегрузку нефтепродуктов в объеме до 2,1 млн тонн в год, однако сама технология, ограниченное количество природоохранных мероприятий и местоположение Джурджулештского порта не исключают попадания нефтепродуктов в воды реки Дунай. «При высокой сейсмичности района, опасности затоплений и наводнений вероятность аварии весьма велика, так как движение судов происходит в стесненных гидрологических условиях на суженном участке канала при высокой скорости течения. Объем сброса нефтепродуктов в воды реки при аварии судна может достигать восьми тысяч тонн, что приведет к экологической катастрофе в низовьях реки Дунай. Источником загрязнения реки в случае возникновения чрезвычайной ситуации могут также стать сотни тысяч тонн нефтепродуктов из хранилищ терминала»,— предупреждают украинские чиновники. Они заявляют, что при этом не существует технических способов локализации аварийного разлива таких масштабов. И считают, что в таком случае нефтепродукты преимущественно будут разлиты в дельте реки на украинской территории. В результате природе Килийской части дельты Дуная и прилегающей акватории Черного моря будет нанесен значительный ущерб, а на восстановление экосистемы может уйти более 40 лет. «Кроме того, нефтяной терминал в Джурджулештах является источником постоянного загрязнения водной среды производственно-дождевыми стоками. При невыполнении условий очистки сбросы приводят к существенному загрязнению реки, где расположены водозаборы питьевого, рыбохозяйственного и оросительного назначения городов и сел юга Украины»,— говорится в обращении депутатов к президенту. Представители генерального инвестора, владельца и оператора международного свободного порта Джурджулешты ООО Danube Logistics заявили «Ъ-MD», что все их портовые сооружения были построены в строгом соответствии с международными стандартами. «Более того, мы располагаем планом действий в случае возникновения утечки нефтепродуктов, который включает в себя соглашение с компанией Seacor International, предоставляющей помощь в случае крупных утечек. Эта компания является лидером в сфере таких услуг и предоставляет их большинству нефтяных компаний мирового класса»,— сообщили в ООО Danube Logistics. Поскольку Рени и другие населенные пункты Одесской области внизу по течению реки Дунай расположены в непосредственной близости от порта, теоретически, считает компания-владелец порта Джурджулешты, в случае утечки нефти эта зона пострадает. Но в компании предполагают, что причина, по которой политики затрагивают данный вопрос, все-таки в том, что порт Джурджулешты создал конкуренцию порту Рени, через который обычно перевозили товары, которые затем переправлялись транзитом в Республику Молдова. Как считает политический аналитик Института развития и социальных инициатив (IDIS) Viitorul Корнелиу Чуря, помимо возможной экологической угрозы, о которой ему сложно судить, эта ситуация связана с проблемой украинского порта Рени, который расположен в нескольких километрах ниже по течению Дуная. Господин Чуря подчеркнул, что украинцы очень недовольны тем, что Джурджулештский порт может составить конкуренцию Ренийскому порту. «Жители данного региона считают, что украинское правительство допустило ошибку, когда позволило построить порт на юге Молдовы, в Джурджулештах»,— полагает эксперт. Проект обращения к президенту Украины Виктору Януковичу в связи с нарушением экологических норм в молдавском порту Джурджулешты будет рассмотрен 26 августа на очередной сессии Одесского областного совета.
Справка "Ъ-MD"Строительство нефтяного терминала было завершено в 2006 году. По данным Министерства экономики, в 2010 году посредством нефтяного терминала порта было импортировано около 58,8 тыс. тонн нефтяной продукции, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году. В прошлом году объем оптовой торговли международного порта увеличился в 3,6 раза по сравнению с 2009 годом, что составляет 1,2 млн леев, из которых 605,4 тыс. леев, или 55%, составили нефтепродукты, а 563,3 тыс. леев, или 45%,— зерновые. /Ольга Гросул/"Коммерсант в Молдове"/
|