2.12.2011 Единственный трансграничный проект способный дать толчок нормализации отношений Киева и Бухареста вновь становится заложником интересов местечковых олигархов.
На «Дунайском инвестиционном форуме» в Одессе был презентован проект организации паромной переправы Измаил - Тульча между, Украиной и Румынией. В мероприятии приняли участие представители Австрии, Болгарии, Германии, Румынии, Сербии, Словакии, Венгрии и Украины.
Сразу стоит отметить, что проект паромного сообщения Измаил - Тульча давно не рассматривается всерьез в самой Румынии.
Более того, за последние три года после подписания нескольких соглашений между местными властями Тульчинского уезда Румынии и Ренийского района наши соседи вплотную приступили к реализации другого проекта паромного сообщения Орловка - Исакча.
Это проект признан и самым оптимальным в рамках структур еврорегиона «Нижний Дунай». Поселок Орловка находится на берегу Дуная примерно на полдороге между Измаилом и Рени на трассе Одесса - Бухарест. Расстояние через реку между Орловкой и Исакчей составляет всего 800 м. В этом месте, где ширина Дуная одна из наименьших, в советские времена на случай войны должна была переправляться Болградская дивизия (которой уже нет) и даже остались бетонные съезды. В то же время между Измаилом и Тульчей - 32 км. В первом случае переход между двумя берегами Дуная займет 15-20 мин., во втором 3-3,5 часа. Соответственно, затраты на перевозку будут минимум в десять раз выше.
Важность этих проектов в том, что сейчас автотранспорт из южной Украины на Румынию, Болгарию и другие балканские страны следует только через Молдову. А особенно значительный транспортный поток направляется через Рени, затем около 1 км по территории Молдовы, и далее в Румынию. Кроме пересечения четырех пунктов пропуска, при транзите приходится платить различные сборы.
То есть, для транспорта, направляющего из Южной, Центральной и Восточной Украины в районы Констанцы, Варны и далее на Турцию и Грецию, при наличии паромной переправы можно сократить почти на 300 км пробег и 5-6 часов на прохождение четырех погранпереходов (украинско-молдавского и молдавско-румынского). При сокращении расстояния и времени на процедуры контроля, суммарный выигрыш по времени составит 10-12 часов.
Разработкой проектов переправ в Украине начали заниматься еще в середине 90-х гг. Проект Измаил - Тульча и созданное для его реализации ООО «Измаильская паромная переправа» контролирует народный депутат Юрий Крук. Проект Орловка - Исакча инициировал в свое время директор ООО «Лимба» (Измаил) Александр Ярыга. В свое время он руководил специализированными госпредприятиями, занимавшимися дноуглублением на Дунае. Десять лет назад, из-за конфликта с руководством Минтранса, был вынужден уйти и с тех пор занимается собственными проектами.
Впервые на уровне руководства Одесской ОГА о приоритетности проекта Орловка - Исакча было заявлено в 1998 г. Затем делались еще три попытки реализовать этот проект. В частности, интерес проявляли российские, венгерские и австрийские инвесторы. Но в итоге все блокировалось. Вряд ли это можно объяснить только тем, что «молдаване занесли деньги в Одессу».
Причина, видимо, вдругом. Еще в октябре 2006 г. на выездном заседании парламентского комитета по транспорту и связи в Одессе, по поводу развития транспортных коридоров Черноморского региона Юрий Крук как глава подкомитета по морскому транспорту заявил о том, что «объединенные транспортные коридоры должны завершаться переправой Измаил - Тульча». В 2011 г., Ю.Крук основной проблемой варианта Орловка - Исакча называет необходимость ремонта автодороги Одесса - Рени на сумму 2 млрд. грн. Но большая часть этой трассы одновременно является дорогой из Одессы в Измаил. И по ней и так идет большой поток автотранспорта. А жители Рени постоянно перекрывают движение транспорта (около 100-120 «фур» в сутки или 35-40 тыс. в год) и требуют построить окружную дорогу.
Отметим, что последнюю презентацию проекта Измаил - Тульча явно не поймут соседи. После ряда договоренностей с украинскими властями, на румынском берегу Дуная напротив Орловки было выделено 14 га под будущий терминал и уже начались строительные работы. Кроме того, Румыния воспользовалась своим статусом члена ЕС и получила €15 млн. на реализацию этого проекта. Украинская сторона в лице ООО «Лимба», в июне 2011 г. привлекла итальянских инвесторов, и было создано ООО «Италстрой» с объемом инвестиций €5 млн. Показательно, что на инвестфорум в Одессе эту компанию не пригласили.
В то же время, в компании «Италстрой» нам сообщили, что уже несколько месяцев компания не может завезти в Украину оборудование для начала работ. При ввозе на территорию Украины как инвестицию на сумму таможенной пошлины выписывается вексель, который освобождает от таможенной пошлины. На основании векселя производится регистрация инвестиций в налоговой. Для этого надо выписать декларацию на груз и заполнить вексель с одной и той же датой, на день предъявления декларации. В Измаиле проверить заполнение векселя некому, необходимо везти документы для проверки в Одессу. В Одессе их рассматривают только в заполненном виде на день проверки. От Измаила до таможни в Одессе 267 км. Проверяют не менее 4-х часов. Вернуться в Измаил можно только после 18.00. Даже при наличии авиарейса уложиться в 8-ми часовой рабочий день невозможно. Кроме того, затягиваются и другие вопросы.
Поэтому инвестор отказался от векселя, поскольку «растаможка» затянулась на месяц. Теперь проблемы с налоговой. Нет векселя - нет инвестиций. По последним данным, инвесторы вернулись в Италию и ломают голову, что делать дальше.
И, наконец, нам стало известно, что 29 октября состоялась встреча с мэром Исакчи, который высказал свои претензии к администрации Одесской области, не реагирующей на предложения румынской стороны. Более того, он сказал, что будет инициировать этот вопрос для рассмотрения на ближайшей встрече министров транспорта Украины и Румынии.
Василий Бондарь /"Транспортный бизнес"/
|