Несколько дней назад довелось мне поехать на редакционной машине измаильской районной газеты «Придунайские вести» в одно из дальних сел – Камышовку. – Опять по-заячьи придется петлять, – сказал Наумыч, редакционный водитель. Смотрите – яма на яме. – Так, вроде бы, недавно делали ремонт. – Да что это за ремонт – жерствы и гравия подсыпали, а на битум, говорят, денег не хватило. Машины проехали, гравий выбило, яма только увеличилась… Будучи в тех местах, об извечных дорожных проблемах мы беседовали с сельскими головами Камышовки и Муравлевки – Михаилом Дреглей и Сергеем Скориком. О том, как изнашивается транспорт, сколько проблем возникает, когда селянам доводится добираться в районный центр. По приезде в Измаил о том же говорил с представителями ОАО «Измаилавтотранс», осуществляющим пассажирские перевозки на данном направлении. И вполне логичным было продолжение разговора уже с председателем Измаильской районной госадминистрации Сергеем Афанасьевичем Николаевым в его рабочем кабинете. – На территории Измаильского района, – сказал он, – расположено более 50 километров дорог государственного, более 220 – районного, более 250 – коммунального значения в границах населенных пунктов. Государственные участки находятся в хорошем состоянии, осуществляется их планомерная поддержка Измаильским дорожно-эксплуатационным участком Одесского облавтодора, возглавляемым депутатом райсовета Василием Антонюком. А вот дорогам районного значения я бы с большой натяжкой поставил тройку. Да, их состояние, где хуже, где лучше. На некоторых направлениях вполне терпимое. Но участок, связывающий села Кислицу и Камышовку, действительно, остается для нас, пожалуй, самым проблематичным. Так же, как и дороги, связывающие села Кирнички и Новую Покровку, Старую Некрасовку и Дунайское. Немного подремонтирована дорога от поселка Суворово на Першотравневое. Но автобус-то в это село тоже проходит по злополучной самой разбитой трассе. Впрочем, нет. Самая «убитая» та, что идет от Кислиц на Килию… – И что мешает приводить дороги в порядок? – Отсутствие необходимых средств. А денег здесь нужно очень много. Посчитайте. В среднем по нынешним ценам один километр капитального ремонта трассы стоит полтора миллиона гривень, текущий – полмиллиона. Сравнительно недавно с профильными специалистами мы объехали весь район и убедились – в капитальном ремонте нуждается половина районных дорог. Это не менее 150 миллионов гривень. Это большие деньги, которых, к сожалению, нам выделить не могут, объясняя, что такой суммы и область не потянет. Но вся беда в том, что задержки с ремонтом приводят к дальнейшему разрушению дорог и, соответственно, к значительному удорожанию ремонта. Говорить о том, что в Измаильском районе самоуспокаиваются, было бы крайне неправомерно. Вопрос о дорогах под постоянным контролем служб РГА. Добавим: он неоднократно рассматривался и на сессиях районного совета. Но что может сделать район там, где необходима целенаправленная государственная поддержка и требуются значительные средства? Вот выдержка из подписанного Сергеем Афанасьевичем Николаевым письма, направленного в конце октября с.г. в облгосадминистрацию: «Дороги не ремонтировались поточным (легким капитальным) ремонтом на протяжении 15 – 20 лет. Практически по всей площади покрытия дорог местного значения образовалась сетка малых и крупных трещин и разломов, что свидетельствует о разрушении покрытия. Финансирование эксплуатации и ремонта дорог общего пользования Измаильского района в 2008 году составило 12,9%, в 2009 – 10,1% от необходимого уровня. Кроме дорог, и все мосты требуют капитального ремонта с исполнением работ по расчистке и укреплению русел, усилению фундаментов, опор и конструкций прогонов. На ремонт автомобильных мостов району необходимо 2,5 млн грн. На 2009 год Измаильская райгосадминистрация совместно с районным советом дала предложения по выполнению поточного ремонта дорог общего пользования Суворово – Першотравневое на сумму 1 млн 700 тыс. грн. Профинансировано и освоено было 700 тыс. грн. Из Госбюджета было предусмотрено направить 1 млн 600 тыс. грн на поточный ремонт дороги ст. Дзинилор – Приозерное – Камышовка – Муравлевка, в границах села Муравлевка длиной 3 км. По состоянию на 1 августа 2009 г. профинансирована и освоена 421 тыс. грн. Больше финансирования не было. Состояние дорог в связи с недофинансированием либо из-за отсутствия финансирования ставит под угрозу автобусное сообщение сел с г. Измаилом. Долгое время не решается вопрос строительства объездной дороги вокруг села Броска в рамках дороги государственного значения Одесса – Рени, которая на данный момент проходит через все село, создавая условия для разрушения и деформации жилых домов жителей села». В письме говорится также о том, что с 2005 года в Измаильском районе не было построено ни одного километра новой дороги. Это идет вразрез с реализацией государственной программы «Развитие Украинского Придунавья». И еще несколько данных из документов обследования дорог района. Для вхождения в 10-летний межремонтный период необходимо ежегодно проводить поточный ремонт 22,7 километров дорог, на что требуется 8200 тыс. грн по ценам сентября текущего года. На эксплуатационное содержание дорог с ямочным ремонтом необходимо 2160 тысяч гривень ежегодно. Вместе с поточным ремонтом – 10360 тысяч. Фактически, как было сказано выше, финансируется десятая часть от потребности либо около того. В связи с крайне недостаточным финансированием, по минимуму проводится и ремонт соответствующей техники. Итак, программа буксует, средства в должном объеме не выделяются, а в итоге и то, что поступает, не приносит пользы, тратится, по сути, вхолостую! Не проще ли было их хоть как-то аккумулировать? Кстати, именно так поступают руководители сельских громад, не имеющие возможности сделать все и сразу. Они накапливают средства для того, чтобы потом выполнить более-менее солидную часть работы. И все-таки в Измаильском районе надеются, что начнется последовательное решение одной из основных проблем, и потому вновь обращаются к руководству облгосадминистрации, в Службу автомобильных дорог. Ибо то, что не сделано сегодня, завтра обернется намного большими затратами. Да, есть и определенный позитив, которого удалось добиться во многом благодаря настойчивости районных властей и поддержке депутатов облсовета. В 2008 году была разработана проектно-сметная документация реконструкции дороги напрямую из Измаила на пригородную Матроску. На это из районного бюджета израсходовано 21,6 тысячи гривень. В октябре нынешнего года подрядчик – управление капитального строительства облгосадминистрации и субподрядчик – Измаильский ДЭУ выполнили намеченные работы, на что областной бюджет выделил 840 тысяч гривень. И все же, по большому счету, это пока капля в море. – Как известно, программа окончательно забуксовала с начала 2004 года по многим позициям, а не только по дорожному строительству, – высказал свое мнение председатель Измаильского райсовета Сергей Мазур. – Да, сегодня нам говорят, что нет средств. Почему же они были раньше, при прежнем правительстве и Президенте, когда, в общем-то, программа была разработана и введена в действие? В чем провинились бессарабцы? Может быть, в своих политических симпатиях, не всегда совпадающих с симпатиями нынешнего руководства страны? Вот вам и наглядная картина: не только сократили средства на ремонт дорог, но и затянули с началом строительства трассы международного значения Одесса – Рени, а также железнодорожной ветки от Измаила к этому городу. А ведь перед нами – наглядный пример – соседняя Молдова. Понимая важность и преимущество транспортного сообщения, здесь не только обустроили морской порт на крохотном отрезке Дуная, но и подвели к нему пути сообщения. А что у нас? Предвыборные обещания тех, кто хочет удержаться у власти? Позволю себе собственный вывод. Вспоминается весна нынешнего года, когда жители поселка Суворово ожидали приезда Президента на открытие районного приюта для детей. Узнав, что Президент не приедет, жители поселка особенно не расстроились. Ведь главное было сделано, отремонтировали въездную дорогу в поселок. Тогда деньги на это быстро нашлись. Кто знает, может быть, потому и мало у нас хороших дорог, что редко бывают в глубинке первые лица страны, ради которых, как и в потемкинские времена, такой лоск наводят?
Евгений МАСЛОВ, собкор «Одесских известий», Измаильский район