09.04.2009 г. газета "Моряк"(№14)
Негативное влияние экономического кризиса в Украине очевидно. Как предприятиям выжить в сегодняшних условиях? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос, как показывает жизнь, лежит в практической плоскости.
В тех коллективах, где не ждут, когда ситуация стабилизируется сама собой, а полагаются на собственные силы, даже во времена сокращения производства и роста безработицы умеют сохранить трудовой ритм и обеспечить социальные гарантии. Так, как это делают, например, в Измаильском морском торговом порту. Здесь по-прежнему верны избранной тактике – не топтаться на месте, а двигаться вперед, несмотря на внешние трудности. Примеры? Да взять хотя бы факт, что по итогам работы за декабрь 2008 года портовикам выплачена премия в размере 70 процентов оклада.
– Залог успешной работы всего трудового коллектива, – отмечает начальник ППК-1 Анатолий Сахно, – не только профессионализм и добросовестное отношение к делу. Определяющая роль принадлежит руководству порта во главе с Валентином Котельным, для которого не существует второстепенных направлений деятельности. Взвешенный комплексный подход к решению всех вопросов – это то, что не только отличает стиль начальника порта, но и позволяет стабильно работать, улучшать показатели и соответственно благосостояние работников. Практически только в ноябре прошлого года мы временно, на три недели, перешли на сокращенную рабочую неделю, а так порт удержал и численность, и заработную плату на достаточно высоком уровне.
Если говорить конкретно о ППК-1, то в 2008 году введено в эксплуатацию около 10 тысяч квадратных метров новых складских площадей. Закончили строительство новой современной проходной. Еще предстоит ввести электронную систему наблюдения и пропусков. Это дорого, но будет сделано, движение в этом вопросе есть.
Что касается переработки грузов, то по-прежнему обрабатываем традиционные для нас металлы, оборудование, моющие средства. А еще цемент, соль, удобрения в биг-бэгах. В зимнее время привлечены новые мешковые грузы, в том числе казахского и российского происхождения. Это транзит на Европу с учетом приближающейся посевной кампании.
Месячный план ППК-1 выполнил 17 февраля. Думаю, и по порту в целом план будет выполнен. Каждая из четырех бригад внесла свой вклад. Самый весомый на счету бригады Игоря Мельниченко – около 12 тысяч тонн, это лучший результат по первому району.
В бригаде практически нет простоев. 84,7 процента рабочего времени люди заняты на грузовых операциях. Это очень хороший показатель.
– Да вы лучше у самих докеров спросите, как им работается, – предложил А. Сахно, пообещав встречу с членами бригады И. Мельниченко.
Мы воспользовались приглашением и отправились в порт. Начальник ППК-1 сразу предупредил, что в разговор вмешиваться не будет, у докеров есть свое мнение, и они вправе его высказывать. Нас же интересовало отношение портовиков к кризису, что для них значит работа, насколько чувствуют себя социально защищенными.
… Бригада № 1 заступала в ночную смену. Надо было видеть, с каким настроением докеры вышли на причал, где уже были поданы четыре вагона с удобрениями в мешках. Одна часть бригады тут же приступила к выгрузке из вагона на поддоны, которые подавались на румынскую баржу, стоявшую под погрузкой. Другой предстояло догрузить теплоход «Нева-3» катанкой на Сербию. Автопогрузчик Г.Ракши доставлял к причалу штрипсы для последующей погрузки на болгарский тоннаж.
В целом бригада работала на удобрениях, катанке, штрипсах, моторном масле в бочках. Дело спорилось, а мне вспомнились слова, сказанные накануне звеньевым Константином Балабаном: «Да я не дождусь, когда заступлю на смену. Мне интересно все, чем мы занимаемся, и осознавать, что и от меня, моих товарищей зависит, каким будет завтрашний день порта».
Бригадир И.Мельниченко, хотя и находился на больничном, перед сменой заглянул убедиться в том, что у ребят все нормально. В порту он с 1980 года, возглавляет бригаду больше 15 лет.
– Главное, что нас объединяет, – это то, что мы трудимся в порту. Есть работа, достойная зарплата. В декабре, например, мы получили больше, чем по пять тысяч гривен. Кризис, о котором сегодня столько говорят, у нас на предприятии не чувствуется. Это, конечно, заслуга руководства порта. Дай Бог, чтобы и дальше так было.
Мне как бригадиру приятно, что моим мнением интересуются, прислушиваются к слову докеров. Отношение к людям, условия труда стали намного лучше. За последние три года лично я дважды был в санатории, и в этом году нет отказа в путевке.
В порту работает практически вся моя семья: дочь, зять, два сына. Есть перспектива роста. Кадровая политика на предприятии предполагает омоложение коллектива, в первую очередь, за счет детей наших работников.
Большинство здесь начинает свой трудовой путь, отсюда и на заслуженный отдых уходят. В этом году в бригаде проводили на пенсию Николая Андреевича Барахтянского, Николая Геннадиевича Михайлова. Жаль, конечно, специалисты отличные, да и пенсии у наших работников очень даже неплохие.
– Дисциплина, отношения в бригаде зависят прежде всего от бригадира, как он себя поставит, – добавляет звеньевой К. Балабан. – Наш бригадир – человек слова, строгий, требовательный, его указания выполняются беспрекословно. На причале кумовства, сватовства не бывает, люди чувствуют ответственность, потому что они пришли заработать, и дома их ждут живыми и здоровыми.
Для нас порт – второй дом. Скажу больше: самое хорошее, что есть у нас, – это наша работа. И пожелание одно: чтобы наше предприятие работало, ведь от этого зависит благополучие не только конкретной семьи портовика, но и всего города.
Забота о человеке в порту на первом плане. Это единственное в Украине предприятие, где докеры получают бесплатное калорийное питание. Спецодежда, обувь – качественные, в бытовках – горячая вода, чисто, уютно. Есть все условия для оздоровления, занятий спортом. Если раньше у докеров были проблемы с отдыхом, особенно летом, то сегодня – пожалуйста, только заявление напиши заранее. От нас требуется одно: честно выполнять свои обязанности.
Я горжусь тем, что работаю на ППК-1. С первого грузового района начинался порт, сюда я пришел 33 года назад, надеюсь, и уйду с честью и достоинством.
В завершение хочется заметить, что в Измаильском порту всегда умели ценить опыт и профессиональные качества. И это, пожалуй, самое главное, ведь без людей порт – всего лишь территория.
В учебно-курсовом комбинате инженер технологического отдела порта Ю. Якименко проводит занятия по технологии переработки грузов с будущими крановщиками и водителями автопогрузчиков
|