25.09.10г
Наивные западные «помощники»… Они еще не знают главной украинской тайны: у нас не та страна, где могут «управлять рисками». У нас та страна, где риски создают!
Я ни в коем случае не виню наших зарубежных партнеров — многие из них искренне стремятся принести европейскую цивилизацию на загадочные просторы этой «дикой» Скифии-Руси-Украины. Но, видимо, они так до сих пор и не поняли, что европейские стандарты столь же далеки от украинских реалий, как Жмеринка от Парижа.
Паводок, наблюдавшийся на Дунае летом нынешнего года, побил все исторические рекорды повышения уровня великой европейской реки. Причем, удивил не столько масштаб наводнения, сколько тот факт, что оно произошло в «неположенное» время — в июне-июле, тогда как обычно Дунай выходит из берегов на два месяца раньше. Этот каприз природы стало более чем симптоматичным признаком прогрессирующих климатических изменений.
Опять европейский некто своим одарил проектом
Мы все наслышаны о глобальном потеплении, однако его главная опасность не исчерпывается последствиями роста атмосферной температуры. Беда в том, что климат становится более «контрастным» — погодные явления либо подолгу «свирепствуют», либо зачастую резко и неожиданно сменяют друг друга. А это означает, что количество разрушительных стихийных бедствий будет неуклонно увеличиваться. Таким образом, наша дальнейшая жизнь во многом зависит от того, будем ли мы готовы к ударам стихии. Как уже сообщалось, в конце августа т. г. началась капитальная реконструкция защитной дамбы, которая тянется по берегу Дуная вдоль автодороги Рени-Измаил. Напомним, что правительство выделило на проведение работ 67 миллионов гривень. Но это, так сказать, меры в «пожарном режиме». А существует ли какая-либо комплексная стратегия противодействия наводнениям, не считая оперативных планов МЧС? Если такой стратегии и не существует, то, как принято… Правильно — Запад нам поможет! И он в очередной раз помогает: буквально за три недели до начала реконструкции дамбы в Рени состоялась презентация проекта с истинно европейским названием — «Улучшение возможностей для эффективного управления рисками наводнений в украинской части дельты Дуная». Авторами проекта являются компания «Soresma NV» (г. Гент, Бельгия), Центр региональных исследований (Одесса) и Придунайское управление каналов, защитных сооружений и водохранилищ. Презентовали проект старший научный сотрудник Центра региональных исследований Олег Дьяков, старший консультант по вопросам гидрологического моделирования и управления рисками наводнений компании «Oranjewoud» Питер-Джерон Барт и консультант по вопросам управления водными ресурсами компании «Soresma NV» Ирен ван дер Краатц. Разумеется, в рамках одной публикации мы не можем подробно изложить сложное и очень объемное содержание проекта, поэтому придется ограничиться общей характеристикой. Инициатива иностранных коллег опирается на финансовую поддержку правительства Фландрии (одного из регионов Бельгии) и нацелена на то, чтобы «заложить основу для разработки комплексного плана управления рисками паводков в соответствии с положениями Директивы Европейского Союза о наводнениях». Участники семинара выразили особую обеспокоенность по поводу того, что местное население плохо информировано о потенциальной угрозе наводнений: люди, живущие в зоне риска, как правило, смутно представляют себе специфику своего положения и не знают, как правильно себя вести в обстоятельствах бедствия. Основные направления реализации проекта в обобщенном виде обозначены так: отраслевые исследования и оценки риска наводнений в пойме нижнего Дуная; применение передового опыта ЕС в сфере управления чрезвычайными ситуациями; обучение украинских специалистов, отвечающих за защиту населения от паводков; повышение уровня координации действий местных властей и государственных органов, призванных противостоять катастрофам. Ожидаемые результаты проекта бельгийцы видят, прежде всего, в совершенствовании стратегии управления рисками наводнений и минимизации их последствий для населения и экономики. В целом же авторы инициативы рассчитывают на то, что украинские коллеги смогут создать такую систему регулирования природных процессов в низовьях Дуная, которая бы позволила обеспечить «устойчивое развитие территории».
Мы не управляем рисками. Мы их создаем…
На моей памяти было множество подобных западных проектов — экологических, социальных, предпринимательских, образовательных и прочих (достаточно вспомнить историю того же TACIS). И все они развиваются по одному сценарию: открывается офис с эмблемой Евросоюза, приобретается оргтехника, выпускается масса информационно-просветительских буклетов, брошюр и плакатов, раскручивается программа семинаров и тренингов. На этих «посиделках» все мило улыбаются, обмениваются любезностями, обещают «сотрудничать», «взаимодействовать», «евроинтегрироваться». Речи с умным видом… кофе-брейк… обсуждение «проектов по созданию проектов»… Наконец, сроки западной помощи заканчиваются, обаятельные иностранцы уезжают в свои гааги, аахены и брюссели, а мы по-прежнему остаемся у старого разбитого корыта. Я ни в коем случае не виню наших зарубежных партнеров — многие из них искренне стремятся принести европейскую цивилизацию на загадочные просторы этой «дикой» Скифии-Руси-Украины. Но, видимо, они так до сих пор и не поняли, что европейские стандарты столь же далеки от украинских реалий, как Жмеринка от Парижа. Они просто не верят, что почти за 20 лет независимости мы так и не приблизились к заветной «еэсовской» мечте, несмотря на все тасисы и фонды соросов. Помните слова Винни-Пуха, когда он пытался на воздушном шарике добраться до меда на высоком дубе? «Это какие-то неправильные пчелы, и они, наверное, делают неправильный мед». Вот в такой же роли всякий раз оказываются и наши западные филантропы, все инициативы которых лопаются в неправильной стране с неправильными законами общественной жизни и неправильной ментальностью граждан. Конечно же, «информирование населения» — это замечательно. Люди у нас действительно мало знают об угрозах природных катастроф. По мнению авторов проекта «Улучшение возможностей…», «когда жители осведомлены о потенциальных рисках и знают, как правильно защитить себя и свое имущество от стихии, угрозу жизни людей и ущерб от наводнений можно существенно снизить». Все верно. Теоретически. Допустим, я хорошо информирован. Ну и что? Как объяснить «правильным» европейским экспертам, что в Западной Украине люди регулярно страдают от наводнений не потому, что они плохо информированы, а потому, что в Карпатах процветает хищническая, никем не контролируемая вырубка лесов и столь же варварская добыча в руслах рек гальки и песчано-гравийной смеси — дефицитных стройматериалов, которые вывозятся на продажу в Киев и другие крупные города (из-за этого карпатские реки часто меняют свои русла и затапливают населенные пункты)? Как рассказать немцам и «всяким прочим шведам», что деньги, выделяемые на предотвращение наводнений и ликвидацию последствий стихии, банально разворовываются? Как дать понять представителям «продвинутых» западных НПО (неправительственных организаций), что даже очень информированные украинские граждане из числа пострадавших зачастую не могут добиться от чиновников полноценного возмещения ущерба, поскольку эти же чиновники, связанные круговой порукой, «списывают» государственные деньги при выдаче людям несуществующих стройматериалов и производстве липовых работ? Именно так произошло в Рени после сильнейшего наводнения 2005 года. Жителям города, чьи дома «терпимо» пострадали от бедствия (владельцы разрушенных домов получили квартиры), полагалась денежная помощь на ремонт жилья. Но в какой-то момент людям сказали: деньги кончаются, а потом их может вообще не быть! И человек, дом которого подлежал ремонту на 10 тысяч гривень, соглашался получить 3 тысячи. А в документах расписывался за 10 тысяч. Понятно, куда делась разница? Счет таких домов в Рени шел на сотни… О каком «согласованном взаимодействии местных, региональных и центральных органов власти», о какой «стратегии управления рисками» мечтают авторы брюссельских и лондонских инициатив, если у нас левая рука не знает, что делает правая? О чем мы говорим, если даже на вышеупомянутой презентации бельгийского проекта наши чиновники… противоречили друг другу! В частности, начальник управления по чрезвычайным ситуациям Одесской ОГА Александр Михеев заявил следующее: «На сегодняшний день не имеется документации, которая бы отражала техническое состояние дунайских дамб. Поэтому мы можем только давать прогнозы — выстоят или не выстоят». «Неправда, что технические службы не владеют информацией о состоянии защитных сооружений, — возразил начальник Дунайского бассейнового управления водных ресурсов Иван Черой. — Наше управление как раз для того и существует, чтобы определять их состояние. Ежегодно составляются характеристики этих объектов. Хотел бы отметить, что служба эксплуатации работает, на мой взгляд, достаточно эффективно». Ну, и кому из двух чиновников прикажете верить? Еще более «красноречивая» грызня между чиновниками произошла на производственном совещании по вопросам начального этапа реконструкции дунайской дамбы, о чем «ЧП» уже упоминал в номере от 5 сентября т. г. Напомним, что в ходе заседания возник конфликт между директором Госпредприятия «Одесская областная дирекция строительства водохозяйственных объектов» Георгием Бузияном и первым заместителем начальника Службы автодорог в Одесской области Василием Усатовым. Причиной разногласий стала судьба автотрассы Рени-Измаил: возникла опасность, что в ходе работ на дамбе тяжелая техника попросту разобьет полотно и без того многострадальной дороги. Г. Бузиян высказал свою позицию по этой проблеме в таком духе: ничего не знаю и знать не хочу — реконструкция дамбы важнее! Позиция В. Усатова была аналогичной: ничего не знаю — дорогу надо сохранить! А теперь попробуем ответить на вопрос: это нормальный подход к решению государственной задачи? Вроде бы люди вовлечены в одно общее дело, а договориться не могут. Способствуют ли подобные казусы «совершенствованию стратегии управления рисками» и «обеспечению устойчивого развития территории»? Наивные западные «помощники»… Они еще не знают главной украинской тайны: у нас не та страна, где могут «управлять рисками». У нас та страна, где риски создают!
Вот чем надо заниматься!
«Если нужно принять техническое решение, у нас побеждает не тот проект, который лучше решает поставленную задачу, а тот, который позволяет отмыть больше денег, — пишет интернет-ресурс «Укррудпром» в статье «Страна беременна катастрофами…». — Сегодня есть много предпосылок говорить о том, что и катастрофы в Украине станут плохо контролируемым, и поэтому очень доходным бизнесом. Ни одно из правительств независимой Украины не попыталось выработать принципиальную концепцию предупреждения будущих угроз. Министерства, которые должны были бы взяться за решение этой задачи — Минэкологии, МЧС — даже вопроса такого не ставили. Так что сегодня Украина перед лицом катастроф совершенно беззащитна». И все же главная опасность для страны заключается не в капризах природы. Недавно наша газета опубликовала статью сотрудника Фонда стратегической культуры Юрия Гаврилечко под заголовком «Антиутопия: техногенные катастрофы — «архитектор» анархии» («ЧП» №36 от 12 сентября т. г.). Процитируем лишь один фрагмент из нее: «Доставшаяся в наследство от СССР инженерная инфраструктура постепенно выходит из строя… Уровень ее износа достигает 60—80 процентов. Переведя эти высказывания с абстрактно-математического языка на простой, можно сказать: в любой момент любая труба может рвануть, любые провода — порваться, любой город — остаться без воды, света, газа и канализации. За все годы независимости ни в одном городе Украины так и не удосужились поставить новые канализационные трубы, новую систему подачи воды, новые ЛЭП и создать систему мониторинга за состоянием инженерных сетей и коммуникаций. В результате никто не знает, что в точности происходит в них, насколько они разрушены, сколько еще могут прослужить, и где и когда возможно ожидать новых аварий…». Вот чем надо заниматься, а не про(ж)екты по «управлению рисками» создавать. Надо просто восстанавливать дороги. Просто менять коммуникации. Просто модернизировать производство. Просто строить новое жилье. Просто развивать альтернативные источники энергии. И так далее. А если для Украины все это так сложно, то, простите, чем вообще нам могут помочь западные «поводыри» на пути «евроинтеграции»? Андрей Потылико
Час Пик №38
|