13.04.2012 В среду, 11-го апреля, в Областной государственной администрации состоялось расширенное заседание регионального комитета экономических реформ, главной темой в повестке дня которого стало рассмотрение Стратегического плана повышения конкурентоспособности и экономического развития Придунайского региона. Планировалось, что очередное заседание Комитета экономических реформ на этот раз будет представлено таким количеством экспертов и чиновников, чтобы только лишь по списку участников можно было судить о том, что тема развития Придунайского субрегиона для области имеет чрезвычайное значение. Помимо заместителей губернатора Чегодарь, Малина, Тындюка и Волошенкова, на встрече также были заявлены начальники ряда управлений, начальник Южной таможни, Обком профсоюзов, ректоры ряда одесских вузов и почти два десятка других не менее значимых приглашенных. Обсуждение перспектив возрождения Придунавья проводится далеко не в первый раз. Так, только лишь минувшей осенью эксперты из нескольких европейских стран собирались в Одессе на крупный международный форум для обсуждения проблем прибрежных территорий самой большой европейской реки. Тогда было подписано много документов и протоколов о намерениях. И хоть с тех пор прошло еще относительно не много времени, тем не менее его было вполне достаточно для того, чтобы поставленные на столь высоком уровне цели и задачи оказались хотя бы на начальной стадии реализации. Нам неизвестно, делают ли европейцы какие-то шаги в сторону развития прибрежных территорий и развития их экономического потенциала. При этом мы можем точно судить о том, что в нашей стране несколько подписей высоких чиновников на важных гербовых бумагах того форума не дали никаких видимых результатов. Так, один из авторов Стратегического плана повышения конкурентоспособности и экономического развития Придунайского региона Игорь Парасюк заявил на встрече, что главным фактором развития всего Придунавья Одесской области является транспортная составляющая, а именно – дорога и переправа. По его словам, никаких сдвигов в решении этого непростого вопроса так и не произошло. Согласился с его мнением и вице-губернатор Александр Малин, который заявил, что без дороги невозможно обеспечить доступность региона для инвестиций. По словам участников заседания комитета, Программа развития украинского Придунавья, срок реализации которой завершился 4 месяца назад, полностью провалилась. Её результативность оказалась практически на нуле. Эта печальная новость почти не расстроило собравшихся, поскольку на их суд тут же была представлена новая программа развития на ближайшие 10 лет. Эксперты потрудились над очередным пухлым документом, который так же, как и его предшественники получил громкое название СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН. Охватывает этот документ период с 2012 по 2022 годы. Интересно, что даже создание этого документа само по себе не обошлось без посторонней помощи. Финансирование его разработки взял на себя Американский фонд поддержки и развития USAID. Презентация плана заняла у его автора добрых 40 минут, в течение которых он старательно вычитывал из плана все то, что не менее старательно туда вписал. Быть может, автору этих строк не хватило образования, чтобы понять более глубокий смысл предложенного высокому собранию документа, однако, по признанию самого г-на Парасюка, весь план построен в соответствии со строгими канонами литературы по стратегическому планированию. Создалось впечатление, что таблицы, используемые в презентации, были подчистую слизаны из литературы, с той лишь разницей, что в нужных местах названия столбцов и колонок были поставлены соответствующие. Так, по мнению разработчиков плана, в течение предстоящего десятилетия стоит направить совместные усилия прежде всего на такие направления: Привлечение инвестиций, Развитие бизнеса и инфраструктуры, Развитие систем управления и инновация человеческих ресурсов, Транспорт и логистика и т.д. Каждое из этих направлений включало в себя добрый десяток разных, таких же по сути бессмысленных подпунктов, в которых за обилием сложных формулировок и терминов не было никакой конкретики. Создалось впечатление, что до тех пор, пока докладчик не рассказал высокому собранию о том, что надо привлекать в регион инвестиции, поддерживать бизнес и развивать туризм, никто об этом даже не догадывался. Однако столь «свежие» и «креативные» идеи вызвали неудержимый восторг у начальника управления экономики ОГА Олега Муратова, который, проснувшись после легкой дремы, первым принялся нахваливать и докладчика, и его старания, выраженные в Стратегическом плане повышения…. Трижды повторив свой тезис о том, что документ составлен просто удивительно четко и подробно, Муратов заявил, что не видит препятствий для того, чтобы вынести его на утверждение депутатам областного совета. Оно и понятно, ведь как может быть задействовано управление экономики, например, в формировании и усовершенствовании инфраструктуры или в развитии системы управления и инноваций человеческих ресурсов? Все эти расплывчатые фразы сами по себе не предполагают конкретной деятельности конкретных лиц и чьей-то персональной ответственности. Именно поэтому, уже на стадии принятия, данный план демонстрирует свою полную бессмысленность. И вполне вероятно, что и он в 2020 году будет с грустью отправлен чиновниками на полку, на которой сегодня уже пылится Программа развития украинского Придунавья до 2012 года. Праздничное настроение главного экономиста области несколько подпортил только лишь ректор экологического университета Сергей Степаненко, который робко отметил, что, по его мнению, в докладе не хватает конкретики по поводу судьбы судоходного канала гирло Быстрое. На этот вопрос решил ответить Александр Малин, который как всегда веско и авторитетно заявил, что в контексте развития Придунайского региона проблема обеспечения портов Рени, Измаила и Усть-Дунайска грузами не должна никого волновать. Причина проста: экономические показатели снимаются непосредственно в самом порту, а обеспечение его загрузки - это совершенно другой вопрос. Интересно, какие экономические показатели собирается снимать г-н Малин с портов Дуная, если в результате малоэффективного использования судоходного потенциала украинской части реки уже сегодня грузоперевозки там практически заглохли? Надо полагать, что этот «неприятный факт» в высоких чиновничьих кабинетах предпочитают не вспоминать, а то еще не дай Бог придется что-то делать. Очередное представительное собрание завершилось дружным молчаливым одобрением очередной бумажки и представлением ее на ближайшую сессию для утверждения депутатами областного совета. Отныне дунайские перспективы Украины стали еще более призрачными. /источник: "Эхо"/
|