29.06.2015
«Путешествие кошелька по Европе» – под таким названием 25 июня в Измаильском историко-краеведческий музей Придунавья стартовала новая выставка.
На суд измаильчан представлено более 300 экземпляров денежных знаков. Всевозможные банкноты, монеты, векселя, историко-бытовые предметы (символический кошелек, калькулятор, счеты) — это лишь часть коллекции фондов музея, которая насчитывает порядка трех тысяч экземпляров нумизматики.
Ольга Тирон, директор музея, поприветствовав всех гостей мероприятия, подчеркнула, что открытие выставки редких монет и банкнот призвано прежде всего повысить грамотность населения и углубить знания об истории денежного обращения Украины и европейских стран.
Хотелось бы отметить, что многие экземпляры монет найдены на территории крепости Измаила, а также в состав нумизматической выставке вошли экспонаты из частных коллекций жителей Измаильщины (в частности, известного в городе нумизмата Равиля Исмаилова).
Экспозицию выставки представил научный сотрудник музея, историк Юрий Литюченко, который поведал об истории денежных обращений и детально рассказал о каждом экспонате уникальной коллекции денежных знаков.
Экспозиция выставки включает в себя комплекс древнегреческих, древнеримских и европейских средневековых монет.
Своеобразным виртуальным маршрутом стало путешествие по десяти странам и их денежным единицам, где установлены памятные знаки науки и техники всемирного значения — «Дуга Струве» (Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Литва, Эстония,Латвия)
А традиционный туристический маршрут «От Альп до Черного моря» позволяет познакомиться с денежными единицами стран Центральной, Южной и Восточной Европы конца XX в., а также с монетами стран Средиземноморья и Северной Европы, в том числе — с древнегреческими, древнеримскими и европейскими средневековыми монетами. ( в частности, с монетами и банкнотами Германии, Австрии, Венгрии, Румынии, Молдавии, Чехии, Словакии, Сербии, Черногории, Боснии,Болгарии и др.).
Отдельными блоками представлены памятные и юбилейные монеты Украины (гривна 1918 г., денежные знаки времен Украинской Народной Республики), экземпляры монет и банкнот Франции, Европейского союза, Греции, Испании, Турции, Сан-Марино, Португалии.
В завершении выставки музейщики организовали интереснейшую встречу с представителями очень редкой для Придунавья профессии – китобой. В Измаиле их осталось все четверо: Анатолий Федорович Кошевой, Федор Иванович Чекан, Илья Николаевич Кирвас и Анатолий Андреевич Гаврильченко.
О том, что существовала такая профессия – китобой, уже забыли практически во всем мире. Она «исчезла» в 1987 году, когда масштабный промысел китов был запрещен для всех стран планеты. «Резкое падение численности китов сделало работу китобойных флотилий нерентабельной» – такую информацию сегодня предлагает читателям Википедия
В жизни Страны Советов 60-80-е годы прошлого столетия – это была целая «китобойная эпоха». Космонавты были героями в небе, китобои – в океане. В Николаеве на заводе им. Носенко, который со временем стал Черноморским судостроительным, были построены самые большие в мире китобойные базы – «Советская Украина» (в 1959 году) и «Советская Россия» (в 1961-м). Следует отметить, что все остальные имевшиеся в стране базы строились за границей или были переоборудованы из зарубежных судов.
В то же время на заводе имени "61 коммунара" со стапелей были спущены 97 китобойных судов типа «Мирный», которые непосредственно вели промысел. Каждая база могла обрабатывать до 75 китов суммарным весом 4000 тонн в сутки, получая китовое мясо, жир, костную муку, печень и т. д. В рейс, длившийся обычно 6-7 месяцев, на «Советской Украине» уходили в Южный океан около 600 человек. Уходили навстречу пятибалльным штормам, в «ревущие сороковые» широты. Возвращение «Советской Украины» (порт приписки – Одесса) становилось в городе настоящим праздником, отчаянных парней встречали как героев.
О своих нелегких буднях на китобойных судах поведали Анатолий Федорович Кошевой и Федор Иванович Чекан.
Например, Федор Иванович проработал на китобойной флотилии с 1974 по 2000 гг., поведав на своем веку множество судов. Анатолий Иванович с 1977 по 1984 гг. занимался разделкой китов на китобазе.
Справка. Китобойная база или Китобаза — промысловое океанское судно водоизмещением до 45 тыс. тонн, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получали с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения китобойного промысла. Силовые установки обеспечивали китобазам скорость 15 узлов и более. Топливные танки по мере опорожнения промывались, дегазировались, пропаривались и служили для хранения добытого китового жира, костной муки, солёного мяса и печени и т. п. Имелась также морозильная камера для хранения пищевого китового мяса.
Анатолий Федорович отметил, что за один рейс бригада китобойной базы могла привести до 50 млн. рыбных консервов.
Восхищение и уважение среди гостей мероприятия вызвали статуэтки и парусники, сделанные измаильскими китобоями из усов и клыков кашалота, касатки и др. Продемонстрированы были и оригиналы зубов касатки и усов кита.Измаил: в музее Придунавья открылась нумизматическая выставка «Путешествие кошелька по Европе»(фото) Измаил: в музее Придунавья открылась нумизматическая выставка «Путешествие кошелька по Европе»(фото) Бесспорно, китобои — это элита морского дела со своим кодексом чести и принципами жизни. И самое интересное, что китобойные суда стали «первопроходцами» среди судов-гигантов. Авианосцы будут позже. А у этих людей, которых испытывали сильные штормовые ветра и на каждом шагу их поджидала опасность, есть чему поучиться, нам, молодому поколению.
/Портал "Любимый Измаил"/источник и фото: Бессарабия ИНФОРМ/
|