7.09.2011 Румыния строит церкви и раздает свое гражданство в Южной Бессарабии и Северной Буковине.
Румынский храм в Камышовке. Из-за него едва не разгорелся скандал между дипломатами Румынии и Украины. Фото: И. Золотухина
После «зеркальной» трассы Киев—Одесса дорога в Южную Беcсарабию (западная часть Одесской области, которая начинается за Днестровским лиманом) кажется сущим адом. Ямы, рытвины и колдобины! Проехав меньше ста километров от Южной Пальмиры, я вынуждена притормозить перед таможенным рукавом: один пункт на въезд, другой на выезд. Молодой инспектор мельком осматривает мою машину на предмет контрабанды и выдает талончик, который нужно отдать его коллеге на второй точке. Без этого автомобиль могут задержать как нечистый. Ведь граница с Румынией (она проходит по Дунаю) совсем близко — около 200 километров. Спустя пару часов, я, наконец, въезжаю в Измаил. Ночью город выглядит недружелюбно. Людей на улицах немного. Фонари горят через один. Но утром все вокруг оживает. Всматриваясь в лица прохожих, я вспоминаю сухие строчки справочника о том, что здесь проживают: украинцы, русские, рома, турки, молдаване, румыны, болгары и гагаузы! Придунайские земли можно смело окрестить перекрестком истории. С давних времен они переходили от одной сильной страны к другой. Со второй половины XIV века — Молдавское княжество. В XVI—XVIII веках — турки Османы. Затем — Россия. А после ее крушения во время Октябрьской революции 1917 года сюда пришла Румыния. Вернуть Южную Бессарабию Советскому Союзу удалось лишь в 1940 году… Впрочем, долго задерживаться в Измаиле и размышлять о перипетиях истории я не могу. Моя цель — село Камышовка Измаильского района, которое в этом году стало знаменитым. О нем много рассказывали и российские, и румынские СМИ. Правда, они упоминали его как Хаджи-Курду (так, поселок назывался еще при турках). Видимо поэтому о случившемся в селе до сих пор мало знают в Украине.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ ХРАМА
Предыстория конфликта, который сделал Камышовку известной такова. Еще во времена Российской Империи в этом селе был построен великолепный православный собор Петра и Павла. Но Советская власть, как известно, считала религию «опиумом для народа». Поэтому разрушила его до фундамента при помощи военной техники (без нее уничтожить храм не получалось, так как строили его на совесть). Вплоть до развала СССР церкви в поселке не было. Появилась она лишь в этом году. Причем возвели ее на деньги государства Румыния. А управляет в храме Бессарабская Метрополия (БМ), которая расположена в Молдове. Как известно, подчиняется она не Молдавской православной церкви Московского патриархата, а Румынской Православной церкви. А лидера БМ — архиепископа Пэдурару Кишиневского (как и главу УПЦ КП — Филарета) — в Московском патриархате считают раскольником. — Мы не можем признавать ни сам факт образования Камышовского храма на Канонической территории УПЦ МП. Ни совершение в нем богослужений, — говорит пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков. По слухам, не в восторге от появления первой румынской церкви в Украине и власти нашей страны. Источник «Сегодня» в МИД Украины сообщил, что, по непроверенной информации, после того как храм в Камышовке был освящен, между дипломатическими представителями Украины и Румынии, состоялся крайне неприятный разговор. Но чем он закончился, неизвестно, поскольку официально комментировать эту тему в МИД отказываются.
— В политическом смысле это претензии Румынии, которая имеет виды на данный регион, — считает пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ МП Андрей Новиков.
— Не забывайте, что 90% населения Комышовки составляют молдаване, — отмечает источник в отечественных спецорганах.
— А Румыния уже не один год утверждает, что молдаване и румыны это один народ и рано или поздно они должны объединиться и снова создать Великую Румынию. Эту политику они уже не один год проводят в Молдове. А также в украинских селах, где проживают молдаване. Общеизвестно, что в церкви можно проповедовать не только веру в Бога, но и политические идеи. В то же время глава Одесской областной национально-культурной ассоциации «Бессарабия» Анатолий Попеску эти обвинения отрицает. Он говорит, что Румыния просто заботиться о молдаванах как о братском народе. А двойное гражданство — разрешено во многих странах ЕС. И ничего плохого в этом нет.
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК МОЛДАВАНЕ НЕ ЗНАЮТ
В Камышовке я останавливаюсь около 1-этажного домика, чтобы спросить дорогу к сельсовету. Но открывшая калитку бабулька не понимает ни слова из того, что я говорю. А я не знаю молдавский язык. Поэтому через 100 метров я притормаживаю возле парня на велосипеде. Слово «сильрада» ему незнакомо. Но он владеет ломаным русским и показывает мне, куда ехать. А уже возле сельсовета я вдруг замечаю недостроенную церковь. «Что же это получается? — удивляюсь я.
— Румынская церковь уже освящена, а значит и достроена! Выходит, в Камышовке два храма?»
— Эта церковь принадлежит УПЦ МП, — рассказывает настоятель Алексей Грек. — Пару лет назад один киевский олигарх дал на его строительство 50 тысяч долларов. А больше меценатов не нашлось и закончить строительство мы не смогли. Не сложно догадаться: день, когда в Камышовке освятили румынскую церковь (а это произошло 16 июля) для батюшки Алексея был одним из самых черных в его жизни. — Я даже казаков из Одессы вызвал! — восклицает он.
— Хотел помешать. Это ж какое святотатство! Но не знал точно, когда церемония начнется. И мои казачки опоздали…
Батюшка Алексей из УПЦ МП. «Ищу меценатов, которые дадут средства на нашу церковь!» Фото: И. Золотухина
— Ох что тут было! — вспоминает секретарь Камышовского сельсовета Наталья Триколич. — Сначала «Беркут» из области приехал. Потом автобусы из Румынии со студентами и журналистами. Затем генконсул Румынии. И, наконец, архиепископ Пэдурару Кишиневский. Он и освещал храм. Конечно, прихожане УПЦ МП сначала драку хотели устроить. Но увидели милицию и опомнились. Говорят, кстати, румынские автобусы, которые к нам ехали на границе долго не пропускали. Часов пять продержали! Не знаю только, правда это или нет… — Вообще-то, люди к этим раскольникам не очень-то и стремятся, — вздыхает отец Алексей. — У них приход не больше 30—40 человек. А у меня на Пасху некуда яблоку упасть. Но постепенно селяне начинают уходить в румынскую церковь. Там можно все красиво сделать: и ребенка покрестить, и обвенчаться. А у нас что?!
РУМЫНСКИЙ БАТЮШКА ХОТЕЛ СХИТРИТЬ
Храм действительно красивый. Как и положено, по православным традициям, с золочеными куполами. Но его окружает забор, а калитка закрыта на огромный амбарный замок. Так что посмотреть на церковь изнутри, у меня шансов нет. — Отец Анатолий Кристя приезжает в Камышовку каждую неделю на 2—3 дня, — говорит хозяйка из дома напротив церкви, Виктория.
— Думаю, что сейчас рассказать о церкви подробно может только глава нашей общины Василий Йордакеску. Уже через 10 минут я стучусь в ворота Василия Прохоровича. Но мне никто не открывает. Хотя в доме кто-то явно есть. О чем красноречиво говорят подрагивающие портьеры на окнах.
— Да, не будут они с вами говорить! — смеется глава сельсовета Михаил Дрегля.
— Им это ни к чему. Вот если бы вы были журналистом из Бухареста… По словам Михаила Ивановича, борьба румынских и украинских церковников за Камышовский приход началась еще в 1990-х годах.
— Приехал к нам тогда батюшка православный — Анатолий Кристя, пришел к моему предшественнику в сельсовет и попросил дать ему место для служения, — вспоминает Михаил Иванович. — Тот выделил ему комнату в административном здании. А спустя год выяснилось: этот священник из Румынии! И никакого отношения к УПЦ МП не имеет! Пришлось ему из Украины уехать. Но спустя годы он вернулся. Выкупил у нас пару заброшенных домов и построил храм. Теперь собирается в наше село навсегда переезжать. Конечно, мне все это не очень нравится. Между прихожанами двух церквей уже и драки были. Но что поделаешь…
ПАСПОРТ — ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Примечательно, что, по словам местных жителей, вскоре после развала СССР в Камышовке (а также в других молдавских селах Измаильского и Ренийского районов, где проживают молдаване) появились и румынские журналисты. Во всяком случае эти люди так представлялись, когда ходили по дворам и проводили что-то вроде анкетирования. Проще говоря, спрашивали у селян, кем они себя считают. А вдруг румынами?
— Наш народ хитрый, — смеется председатель сельсовета Михаил Дргеля. — Почувствовал, что от румын можно получить какую-то выгоду, многие люди стали называть себя румынами. Но это не помешало им во время последней общеукраинской переписи 2001 года заявить, что они являются молдаванами! Затем румыны начали снабжать сельские школы с молдавским языком обучения своей литературой (отмечу, что официально в этих школах преподают на молдавском языке, но пишут на латинице, т. е. на румынском). А также возить молодежь на экскурсии и встречи с румынскими политиками и общественными деятелями в Бухарест. Кроме того, приглашать отлично окончивших школу ребят бесплатно учиться в Румынию. Причем, стипендию им обещали 50 евро. Хотя у румынских студентов она — 30 евро! Дальше — больше. Пару лет назад Румыния упростила процедуру восстановления гражданства для людей, чьи предки проживали на Северной Буковине и в Южной Бессарабии, когда они находились под протекторатом Румынии. И несмотря на то, что двойное гражданство в нашей стране запрещено законом, местные жители (в том числе, многие этнические украинцы) бросились получать «корочки». Ведь Румыния — член Евросоюза. Имея ее паспорт, можно отправляться работать или учиться (причем совершенно легально!) в любую страну Старого мира.
— После развала СССР все колхозы распались, — вздыхает Наталья Триколич. — По статистике в нашем селе проживает около 3 тысяч 500 человек. Но большинство из них на заработках в Италии и Германии. А остальные вынуждены ездить в райцентр, чтобы найти случайный заработок. Поэтому удивляться тому, что наши граждане используют румынские паспорта как проездной билет, не приходится. Нельзя не сказать и о том, что даже во времена СССР многие жители Камышовки мало интересовались новостями из Киева и Москвы. Тогда их больше волновала жизнь в столице Молдавской ССР — Кишиневе. А теперь и вовсе потеряли интерес к столичной жизни.
— А какой смысл? — вздыхают камышовцы.
— Сначала были «оранжевые» — много обещали, да мало делали. А теперь «голубые». Тоже много обещают. Но жить лучше пока не стало… Не поверите! Но в Камышовке даже не слышали о том, что экс-премьер Украины Юлия Тимошенко оказалась за решеткой!
— Мы смотрим румынское телевидение, а газеты читаем из Бухареста, — признаются селяне. — Их язык нам ближе.
СТАРЫЕ ОБИДЫ ПОМНЯТ ХОРОШО
Естественно, на первый взгляд, мне показалось, что молдавские села Южной Бессарабии уже полностью румынизированы. Но это не совсем так. Дело в том, что молдаване не забыли старые обиды, которые румыны нанесли им ранее. В том числе и во время Великой Отечественной войны, когда Измаильский район был с 1941 по 1944 годы оккупирован румынскими и немецкими войсками (напомню, что Румыния являлась союзником Германии). Тогда здесь работала Румынская администрация, а храмы принадлежали Бессарабской метрополии.
Баба Кристя: «Во время войны румыны меня избили за один кочан кукурузы!» Фото: И. Золотухина
— Когда началась война, я беременная была, — вспоминает 85-летняя баба Кристя из Камышовки. — Во время работы в поле мне очень захотелось есть, и я вырвала початок кукурузы. Это заметили румынские надсмотрщики и так меня избили, что я едва ребеночка не потеряла…
— Мой отец рассказывал, что румыны всегда к молдаванам относились с пренебрежением, — говорит 45-летняя жительница села Марьяна. — Словно и не люди мы. Заставляли селян работать с раннего утра до поздней ночи. Денег не платили и продукты не давали. Люди голодали!
Кстати, похожие истории можно услышать и в молдавских селах Закарпатья. А также в самой Молдове (напомню, что с 1918 по 1940 год она также входила в состав Румынского королевства, а во время Великой Отечественной была оккупирована Румынией). Например, в селе Драгонешты Лазовского района, где родился вице-премьер Украины Сергей Тигипко. Во время командировки туда в 2010 году местные старики рассказывали мне о том, что, хозяйничая в их деревне, румыны превратили молдаван в прислугу и заставляли чистить им обувь!
— Я уверена, что наши люди будут дружить с румынами, только пока им это выгодно, — говорит Наталья Триколич.
— А если Румыния вдруг захочет вернуть нас под свой протекторат, будут с ней воевать. Хватит, натерпелись уже…
— Я считаю, что Бог один. Поэтому нет разницы, в какую православную церковь ходить: украинскую или румынскую, — считает местный житель Николай С.
— Не грех и паспорт страны — члена ЕС — получить. Я это уже давно сделал, теперь езжу на заработки в Германию. Дом отстроил, двум дочерям высшее образование дал. Но хозяйничать румынам у себя в Камышовке мы не дадим. Так что вам в Киеве переживать из-за нас не стоит...
РУМЫНЫ УКРАИНЫ: «ХОТИМ В ЕС!»
В Герцаевском районе почти у всех румынское гражданство
История Герцаевского района Черновицкой области, где 90% населения составляют румыны — тайна «за семью печатями». О том, как эта территория оказалась в составе СССР, историки спорят по сей день. Как известно, в 1918 году после развала Австро-Венгерской империи Северная Буковина (ныне Черновицкая область) была аннексирована Румынией. А в 1940 году после заключения пакта Молотова—Риббентропа вошла в состав СССР. Но Герцаевский район никогда не был частью Австро-Венгрии и являлся исконно румынской территорией. Соответственно, и в пакте о нем ничего сказано не было!
— Одни говорят, будто, рассматривая на карте вновь приобретенные земли, Иосиф Сталин решил обвести их красным карандашом. Но в этот момент у него дрогнула рука и он «прихватил» еще один район, — улыбается директор школы с румынским языком обучения в поселке Горбово Герцаевского района Алексей Васильевич.
— Другие уверены: когда советские войска вошли в Северную Буковину, они прошли немного дальше, чем предполагалось. А выводить их из Герцаевского района СССР не стал. А где правда — никто не знает. За годы советской власти жители Герцаевского района о своих корнях не забыли. Граница-то всего в 20-ти километрах! Говорят здесь на румынском (причем, русский или украинский понимают единицы). К родственникам ездят в Румынию.
— Румынское гражданство у нас получили уже практически все! — восклицает житель города Герц — Марьян, просивший не называть его фамилию в газете. — Но официально вам об этом никто не скажет. Люди знают — это незаконно. Между тем, переезжать в Румынию местные пока не желают. Даже те, кто получил там образование. А таких много.
— Дороги там хорошие, — рассказывает мой собеседник. — Да и продукты питания более качественные. Но средняя зарплата не превышает 200 евро. А цены — выше украинских. Из Румынии многие и уезжают в Старую Европу. Зачем нам туда ехать? Он умалчивает о том, что в Черновицкой области румыны живут весьма зажиточно. Некоторые, благодаря румынскому паспорту‚ зарабатывают в странах ЕС. Другие — в строительном бизнесе. Есть и те, кто промышляют … контрабандой! Нелегально возят на продажу в Румынию все, что в Украине стоит дешевле: продукты питания, стройматериалы и сигареты.
— Недавно на границе разгорелся скандал, — рассказывают правоохранители из Черновцов.
— Румыны задержали весь состав одного из своих КПП за участие в контрабанде! Но и это не помогло. Уже после этого в одном из наших сел, прямо в амбаре с овцами, обнаружили мини-самолет. У него «под пузом» были крепления для ящиков с контрабандой! Впрочем, в Герцаевском районе (как и в других румынских анклавах в Черновицкой области) хорошо понимают: долго на незаконном бизнесе не протянешь. Поэтому надеются, что в будущем их земли войдут в состав Румынии. — Румыния уже в Евросоюзе, — говорит Марьян.
— Да, сейчас ей сложно. Но спустя 5—10 лет жизнь там наладится. И я бы хотел, чтобы мои дети жили в развитой стране. Такого же мнения придерживается большинство румынов Черновицкой области. В то же время, молдаване Северной Буковины (так же, как и в Южной Бессарабии) в соседнее государство не хотят. Но пользуются благами, которые предоставляет румынское гражданство. Даже несмотря на то, что это незаконно.
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО ГРОЗИТ ПРОБЛЕМАМИ
Возродить Великую Румынию политики соседней страны решили сразу после развала СССР. Уже в 90-х годах они говорили о Молдове: «Две страны — одна нация». И не сдались даже после того, как на общенациональном референдуме Молдова проголосовала против объединения с Румынией. Мечтают они вернуть и Северную Буковину, и Южную Бессарабию. Но о прямом вторжении речи быть не может (Румыния — член ЕС). Поэтому пока они просто раздают свое гражданство жителям интересующих их земель (напомню: чтобы получить паспорт, нужно лишь подтвердить, что твои предки проживали под протекторатом Румынии, и знать румынский язык не обязательно!). А этим пользуются заробитчане, заинтересованные «в проездном билете» в Шенгенскую зону. По слухам, только в Черновицкой области обладателями «корочек» стали уже 50 тысяч человек! Тем временем эксперты по безопасности бьют в набат. «Пока в международном законодательстве нет механизма отторжения территорий в пользу другой страны, если большинство проживающих в этих регионах людей — граждане этого государства. Но мир меняется. И однажды у Украины могут возникнуть проблемы».
P.S. В следующей публикации мы попытаемся разобраться, к чему приведет процесс массовой раздачи румынских и венгерских паспортов в пограничных районах Украины /Инна Золотухина/"Сегодня.ua"/
|