12.03.11 В Украине на властном уровне принято решение о банкротстве последней государственной судоходной компании — Украинского Дунайского пароходства (УДП). На такие мысли наводит анализ судебной практики УДП и поверхностный анализ реестра кредиторов компании, которые в судебном порядке близки к взысканию долгов. Согласно выписок из единого госреестра судебных решений, самые крупные иски к пароходству предъявлены именно государственными учреждениями. Первенство в этом «черном» списке держит налоговая инспекция, чьи признанные судом требования составляют сумму около 36 млн. гривен ($4,5 млн.). Критические для пароходства суммы взыскивают подшефные Министерства инфраструктуры Украины — порты «Южный» ($0,6 млн.) и Измаильский морской порт ($0,3 млн.). Общая сумма исковых требований к УДП, подлежащих исполнению составляет около 43 млн. гривен ($5,4 млн.). УДП уже в течение многих лет хронически убыточно. Смена руководителей компании происходит с завидной регулярностью и никоим образом не способствует стабилизации ситуации. Ныне действующий руководитель Юрий Розвозчик далек от морской тематики, но близок к бывшему министру транспорта, а ныне первому заместителю Мининфраструктуры Константину Ефименко. Показательно, что в недавнем интервью господин Розвозчик прямо заявил, что ждать помощи от государства в лице министерства не стоит, ее не будет. Учитывая, что управляющий в этой сфере государственный орган — служба морского и речного транспорта Украины фактически ведет с УДП войну на уничтожение, запрещая списывать и продавать старый флот, картина выглядит просто удручающе. Парадоксально, но служба морского и речного транспорта совсем не хочет заниматься самим этим транспортом. Главный ее интерес сосредоточен в портах. Именно там сейчас «зарабатываются денежки». А основная государственная транспортная единица – УДП, только путается в ногах и мешает главе службы Сергею Крыжановскому безмятежно витать в своих прожектах по глобальному развитию транспортной отрасли. Не проще ли признать, что морской статус сраны безвозвратно утерян, а осталось еще портовое хозяйство, с которого еще некоторое время можно стричь купон, как когда-то с Черноморского пароходства. Теперь пришла очередь и Дунайского.
Финансовый результат УДП по итогам 2010 года традиционно убыточен — 3 млн. гривен ($0,38 млн.), против 10,62 млн. грн. ($1,32 млн.). По мнению финансовых аналитиков, номинальное улучшение финансового состояния вызвано, скорее всего давлением фискальных органов, а также «маленькими хитростями» в бухгалтерском учете. На это указывает и изменение методики расчета «задним числом» показателей за 2009 год. Так в отчете за 2009 год в финансовом отчете компании фигурировал совсем другой размер убытков – 37,99 млн. грн., против указанных сейчас 10,62 млн. гривен. На фоне некоторого снижения кредиторской задолженности на 5,05 млн. гривен (с 75,95 млн. грн. до 70,9 млн. грн.), более серьезный произошел рост задолженности по разделам долгосрочные обязательства + 8,3 млн. грн., а также другие текущие обязательства (+3,2 млн. грн.). Также выросла задолженность по оплате труда с 4,5 млн. грн. до 6,2 млн. грн. Это самым красноречивым образом только подтверждает тот факт, что пароходство продолжает увязать в долгах, в том числе и перед своими сотрудниками. На фоне заявлений на уровне первых лиц страны об ужесточения ответственности за долги по заработной плате, очень странно, что руководство госкомпании позволяет демонстративно идти «против течения» без оргвыводов. В этих условиях, погасить вновь образованные в судах обязательства, пароходство будет просто не в состоянии. Очевидно, будет сформирован комитет кредиторов во главе с представителями налоговых органов для последующего «распила» имущества через аукционы. В этих условиях, в самой уязвимой позиции, как всегда, окажется трудовой коллектив, который вынужден будет организовывать протесты и забастовки с требованиями погасить долги по зарплате, как это было на Херсонском машзаводе, ЛАЗе и других предприятиях-банкротах. Для дунайских моряков, замордованных систематическими невыплатами зарплаты, остался единственный гарантированный способ получить свои «кровные» не дожидаясь банкротства компании – подавать иски в суд. К сожалению, многие сотрудники пароходства выбрали именно такой путь, потеряв веру в справедливость, и успешно получают свои деньги (зарплату и инвалютные начисления) с расчетного счета компании через процедуру судебного приказа. Такой путь намного быстрее и эффективней. То что суды будут на стороне работников подтверждает решение Измаильского межрайонного суда по делу № 2-н-270/11, принятое 20 января 2011 года. А как можно верить своему руководству, пустившемуся во все тяжкие? Так при рассмотрении дела № 11/44-10-2095 Хозяйственный суд Одесской области 20 августа 2010 года принял решение рассрочить выплату 43 782 грн. на 2 месяца, учитывая заявление УДП о тяжелом финансовом состоянии. В частности, ОАО «УДП» ссылается на то, что в стадии исполнения находится решение хозсуда Одесской области № 6/123-08-3693 про списание с ОАО "УДП" в пользу ГП "Морской торговый порт "Южный" 6 000 000,00 грн. При этом, 27 октября 2008 года тот же Хозяйственный суд Одесской области в своем решении по делу № 6/123-08-3693 отметил, что по состоянию на 22.08.2008 пароходство уже погасило 1 250 000 грн. долга, что означает, что непогашенная задолженность на самом деле составляет 4 750 000 гривен.
Как известно, мелкая ложь порождает большую, а в случае с УДП это еще и неуклюжий прием скрыть истинное положение дел в компании, которая давно уже превратилась в колосс на глиняных ногах, готовый развалиться при малейшем толчке. Илья Коробейник, независимый морской журналист
/izmail-city.org/
|