26.12.2015
Пушкинист Виктор Кушниренко рассказал о том, каким образом сын и внук Александра Суворова связаны с Бессарабией и творчеством Пушкина.
В декабре исполнилось 225 лет лет со дня взятия русскими войсками под предводительством Александра Суворова османской крепости Измаил. Но мало кто знает, что не только сам Александр Васильевич, но и его сын и внук связаны с Бессарабией– где-то через Пушкина, а где-то…
Об известном
В считанных минутах езды от тогдашней столицы Бессарабской губернии Российской империи тысячи русских солдат и сотни болгарских ополченцев услышали манифест императора об объявлении войны Турции. Документ зачитал епископ Кишиневский и Хотинский Павел (Лебедев).
Все знают, что в результате этой войны, закончившейся год спустя, Болгария получила статус автономного княжества в составе Османской империи, а Сербия, Черногория и Румыния благодаря российскому оружию и дипломатам из Петербурга обрела полную независимость от Порты. Россия же возвратила себе южную Бессарабию, потерянную после Крымской войны, воссоединив край, вырванный в далеком 1812 году из цепких лап осман. Этими фактами, – как присоединением Восточной Молдовы к России, так и возвращением Петербургу южных уездов Бессарабии, – почему-то до сих пор недовольны реваншистски настроенные историки, сторонники унионизма.
Об том, что рассказано до сих пор, известно всем.
"Но мало кто, кроме специалистов, знает, что в свите императора Александра II, тоже находившегося тогда в апреле 1877 года в Кишиневе, на тот момент состоял 73-летний генерал от инфантерии Александр Аркадьевич Суворов, внук великого русского полководца Александра Васильевича Суворова-Рымникского. Потомок покорителя Измаила также принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов", — рассказал корреспонденту Sputnik известный молдавский пушкинист, ученый секретарь дома-музея Пушкина в Кишиневе Виктор Кушниренко.
Клинок – в дар через царя
Исследователь утверждает, что в ходе той войны, в 1878 году, внук Суворова был награжден сербским орденом Таковского креста и даже румынским Железным крестом. Тогда Россия и Румыния еще были союзниками, и Бухарест часто по достоинству оценивал воинские заслуги представителей дружественной армии.
Кстати, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский был известным библиофилом. На склоне лет он передал в Публичную библиотеку богатейшее собрание ценных книг", — отметил Кушниренко.
Увы, но вскоре после смерти этого неординарного человека славный род Суворовых прервался. 31 января 1882 года внук великого Суворова умер и был похоронен в Троице-Сергиевской пустыни. Его сын Аркадий, к сожалению, оказался бездетным.
"Одна из самых ценных семейных реликвий этого прославленного рода, хранящихся ныне в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова, тесно связана с событиями, происходившими в Молдове. Это клинок сабли погибшего при штурме турецкого коменданта Измаила сераскира Айдозлу Мегмета-паши", — рассказал Кушниренко.
По его словам, полосу металла, которую сжимал в руке командующий противника, поднесли А.В. Суворову после взятия неприступной крепости. Долгие годы этот клинок хранился в семье и передавался от отца к сыну.
По желанию внука полководца на клинок насадили рукоять. Унаследовавший реликвию зять Суворова-внука Сергей Владимирович Козлов обновил рукоять, сделав ее из серебра с чернью кубачинской работы. На обеих сторонах клинка по черненому полю были нанесены золоченые орнаменты и надписи славянской вязью – "Сей клинок принадлежал генерал-аншефу гр. А. В. Суворову Рымникскому и взят 11 декабря в Измаиле у Сераскира Айдозлу Магемета паши. Подарен в 1872 году генерал-адъютантом Светл. (светлейшим – ред.) князем Италийским гр. Суворовым Рымникским зятю своему поручику Л. Г. (лейб-гвардии – ред.) Конного полка С. В. Козлову".
В музее этот экспонат числится как дар Николая II. На самом же деле именно Козлов передал клинок к открытию музея, но сделал это через императора
Продолжатель дела отца и деда
Не только Бессарабия связывает род Суворовых и Пушкина. Помните эти стихи? –
Благословляет он, герой,
Твое страданье, твой покой,
Твоих сподвижников отвагу,
И весть триумфа твоего,
И с ней летящего за Прагу
Младого внука своего.
Эти строки принадлежат "нашему всему" и входят в стихотворение "Бородинская годовщина". Суворов-внук воспет также и Жуковским. О нем даже писал легендарный поэт-воин Денис Давыдов.
Александр Аркадьевич Суворов, современник Пушкина, был младше его на пять лет. Родился он 1(13) июня 1804 года.
"Его отцу Аркадию Александровичу Суворову (родился 15 (27) августа 1784 года) было всего 15 лет, когда прославленный родитель взял его с собой в Итало-швейцарский поход. В ходе этой кампании сын великого полководца показал себя храбрым в самых опасных сражениях. В 1807 году он уже командовал 9-й пехотной дивизией, расквартированной на Украине. В 1807-1811 годах участвовал в войнах с Францией, Австрией, Турцией. Генерал-лейтенант А. А. Суворов трагически погиб в наших краях 13 апреля 1811 года. При переправе через реку Рымник он отдал жизнь, спасая солдата, тонувшего в ледяной воде. Его жена Елена Александровна Нарышкина осталась одна с четырьмя детьми на руках. Дело отца и своего прославленного деда продолжил старший сын – Александр Аркадьевич Суворов", — рассказал Виктор Кушниренко.
По его словам, Суворов-внук получил прекрасное образование в России и за границей – в Италии, а затем в школе знаменитого швейцарского педагога Фелленберга в Гофвилле, недалеко от Берна.
"Он хорошо знал естественные науки, историю, несколько иностранных языков. Затем продолжил учебу в Сорбонне, Геттингенском университете. В 1824 году вернулся в Россию. Служил в конном полку лейб-гвардии. Пылкий, образованный, с великими принципами юнкер стал всеобщим любимцем и по рекомендации князя А. И. Одоевского, служившего в этом полку корнетом, был принят в тайное общество будущих декабристов", — поделился результатами своих и изысканий Кушниренко.
Избегнув "глубины сибирских руд"
Его арестовали по делу декабристов, но вскоре освободили как не участвовавшего в восстании. Сохранились слова Николая I: "Не хочу верить, чтобы внук Суворова был злоумышленник".
"Однако Суворова-внука вместе со многими декабристами отправили на Кавказ. Там он сумел отличиться. В ходе персидской кампании был произведен в поручики, награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом и золотой шпагой с надписью "За храбрость"", — подчеркнул Кушниренко.
Он добавил, что иная судьба постигла однополчанина Суворова-внука – поэта, друга Грибоедова, Бестужева, Рылеева. Как участник восстания, Одоевский он был посажен в Петропавловскую крепость, приговорен к 12 годам каторжных работ и отправлен в Сибирь.
"Оттуда он ответил Пушкину на знаменитое послание декабристам. Только в 1837 году по высочайшему повелению его определили рядовым на Кавказ. Он умер во время экспедиции на восточный берег Черного моря. Его памяти М. Ю. Лермонтов посвятил стихотворение", — завершил пушкинист эту часть своего рассказа.
Под стать знаменитому деду
С 1828 года Александр Аркадьевич Суворов – флигель-адъютант Николая I. Он постоянно находился при особе императора, в том числе и в период его пребывания в Бессарабии в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Это еще один из многих узлов, связывающих Суворовых, Пушкиных и Бессарабию.
В той войне с османами внук великого Суворова участвовал в сражении под Шумлой, в осаде Варны, во взятии крепости Исакча, в сражении при Буланлыке. Он принимал капитуляцию крепости Мачин. За боевые заслуги в тот период Суворов-внук был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом св. Анны 2-й степени.
Некоторые подробности своего участия в той войне он опубликовал в 1871 году в журнале "Русская старина".
С 20 августа 1839 года Суворов-внук уже в генералах, затем – костромской губернатор, генерал-губернатор Прибалтийского края, военный губернатор Риги. С 23 августа 1861 года он – член Государственного совета. Вскоре Александра Аркадьевича назначают санкт-петербургским военным генерал-губернатором. В 1863 году он был отмечен орденом св. Андрея Первозванного.
Заслуга арапа Петра Великого
Многое переплетено в людских жизнях. Судьбы известных и великих – не исключение. История Пушкиных и Суворовых – прямое тому подтверждение.
"Ведь мало кто знает, что своей блистательной судьбой род Суворовых во многом обязан прадеду А. С. Пушкина генерал-аншефу Абраму (Ибрагиму) Петровичу Ганнибалу", — отметил Виктор Кушниренко.
Ученый не шутит – арап Петра Великого, по его словам, был хорошо знаком с отцом великого полководца Василием Ивановичем Суворовым, сенатором, генерал-аншефом, служившим ординарцем своего крестного отца, Петра I.
"Сегодня мы знаем, что будущий граф Рымникский рос болезненным, слабым мальчиком, но непременно желал стать военным. Отец же полагал, что дальше гражданской службы ему не подняться. Узнав от маленького Саши о его желании посвятить жизнь именно военной службе, Ганнибал решительно принял позицию ребенка. Об этом сам Суворов вспоминал всегда с большой благодарностью. Знал об этом факте, кстати, и А. С. Пушкин", — рассказал Кушниренко.
/Портал "Любимый Измаил"/по материалам "Sputnik Молдова"/
|