24.04.2012 В Ренийском районе побывали новоназначенный заместитель главы Одесской облгосадминистрации Валерий Матковский, начальник управления ОГА по вопросам чрезвычайных ситуаций Александр Михеев и начальник ГУМЧС в Одесской области Владимир Боделан. Они обсудили целый комплекс актуальных для Придунайского края вопросов: перспективы дальнейшей реконструкции дунайской защитной дамбы, прогнозы относительно половодья на Дунае и готовность к нему, мероприятия по заполнению придунайских водохранилищ, проблему ремонта автотрассы Рени - Измаил, влияние румынских транспортных проектов в низовьях Дуная на экологию и навигацию в украинской части дельты и др. Следует напомнить, что общая протяжённость дамбы вдоль украинского отрезка реки Дунай составляет 225 километров, здесь расположено 13 шлюзов-регуляторов. Значительная часть этих объектов находится в аварийном состоянии. Для предотвращения затопления прибрежных территорий в периоды половодья на реке, институт "Укрпiвдендiпроводгосп" совместно с одесскими коллегами разработал комплексный проект, предусматривающий капитальную реконструкцию защитных сооружений и шлюзов-регуляторов от Рени до Вилково. Первоначально стоимость проекта оценили в 364,5 млн гривен (с учётом нынешних цен эта цифра может увеличиться). В 2010-2011 годах удалось укрепить и "поднять" в общей сложности 24 километра дамбы на участке от Рени до шлюза Прорва, а также модернизировать несколько шлюзов. За указанный период было освоено 75 млн гривен. В текущем году должны быть продолжены работы по реконструкции защитных сооружений (10,6 км) на отрезке от Прорвы до Измаила. Ранее звучала информация о том, что на это запланировано более 50 млн грн, однако, как сказал директор ГП "Одесская областная дирекция строительства водохозяйственных объектов" Георгий Бузиян, на сегодняшний день вопрос финансирования ещё не решён. По его словам, все необходимые документы находятся в Министерстве экономики, но пока никто не знает, когда именно начнётся выделение денег (практика показывает, что в подобных случаях средства поступают лишь осенью, и подрядчики вынуждены лихорадочно их осваивать, чтобы успеть до конца финансового года; неосвоенные деньги возвращаются в бюджет - Прим. авт.). Осмотрев обновлённый участок дамбы в окрестностях Рени, В. Матковский и В. Боделан провели рабочее совещание со специалистами, отвечающими за осуществление проекта реконструкции защитных сооружений. Как выяснилось, наряду с финансированием существует ещё одна серьёзная проблема - строители не знают, где брать грунт для укрепления дамбы. Достаточно сказать, что на участке от Рени до Прорвы было уложено 300 тысяч кубометров земли и глины. Такое количество "сырья" может дать только усиленная эксплуатация местных недр (возить грунт издалека - слишком дорого), однако это приводит к конфликту с районными и сельскими властями, которые отстаивают собственные интересы. Первый заместитель главы Ренийской райгосадминистрации Вячеслав Мамалыга обратился к В. Матковскому с просьбой разрешить подрядчикам добывать грунт без предварительного согласования с местными властями и ГАСКом (подобные согласования - сложная и долгая бюрократическая процедура, а у строителей каждый день на счету). По мнению В. Мамалыги, такая постановка вопроса является целиком оправданной: проект - государственный, а ради государственных интересов можно пожертвовать соблюдением процедурных норм. Но вице-губернатор не дал однозначного ответа: В. Матковский отметил, что действующее законодательство надо соблюдать в любом случае. Касаясь темы заполнения придунайских водохранилищ, начальник Дунайского бассейнового управления водных ресурсов Иван Черой сообщил, что в настоящее время этот процесс идёт в штатном режиме. В частности, дунайской водой наполняется озеро Ялпуг-Кугурлуй, на очереди - другие водоёмы. В дальнейшем всё будет зависеть от продолжительности и интенсивности половодья на реке. Обычно вода в Дунае поднимается 1-3 месяца, и за этот промежуток времени объём озёр должен увеличиться в два раза - с 1 кубического километра (когда они "пустые") до 2 кубических километров (максимальный показатель). Проблема в том, что в последние годы природа ведёт себя непредсказуемо, и даже Дунайская гидрометобсерватория всё чаще ошибается в своих прогнозах относительно развития паводковой ситуации на Дунае. Так происходит и сейчас: весеннее половодье-2012 протекает не вполне типично. Первые прогнозы предсказывали пик "высокой воды" на середину апреля, но сегодня есть основания полагать, что апогей половодья следует ожидать в начале мая. Как бы то ни было, участники совещания констатировали: если в бассейне Дуная не будет сильных дождей, подъём уровня воды в реке не достигнет критической отметки. И. Черой отдельно обратил внимание областных чиновников на такую проблему, как неоконченное строительство современной гидрохимической лаборатории, призванной контролировать качество воды, в том числе при водообмене между Дунаем и придунайскими водохранилищами. Руководитель бассейнового управления подчеркнул: Дунай - река международного значения, что влечёт за собой необходимость соблюдения европейских экологических и прочих требований. И. Черой напомнил, что река периодически загрязняется, в воду не раз попадали цианиды и другие отравляющие вещества, и Украина просто обязана вписываться в международную систему экологической безопасности. "Да, мы сегодня контролируем качество воды, но этот контроль не соответствует европейским стандартам, - признался начальник Дунайского бассейнового управления водных ресурсов. - Между тем для завершения строительства новой гидрохимической лаборатории необходимо ещё 3 миллиона гривен. Евросоюз готов помочь нам в решении данного вопроса. Но они говорят: вы сначала достройте лабораторию, а мы обеспечим её современным оборудованием". - Главная проблема - и об этом знают все - заключается в том, что нашему государству сегодня всё равно, что творится на Дунае, - сказал В. Матковский, подводя итоги своей поездки по Ренийскому району. - Гробятся дунайские порты... Изменений к лучшему можно ждать только после их приватизации... Тем не менее, по результатам сегодняшнего обсуждения будет составлена докладная на имя губернатора Эдуарда Матвийчука, а губернатор направит её в Министерство инфраструктуры. Мы будем настаивать на выделении средств на нужды Придунавья, в том числе на берегоукрепление, связанное с реконструкцией дамбы и предотвращением "сползания" в Дунай железной дороги в Рени. Для района и даже для области 40-50 миллионов гривен - большие средства, но для Мининфраструктуры это не деньги. Автор: Андрей ПОТЫЛИКО, журналист, Одесская обл.
/источник: "Транс-Порт"/
|