4.09.2012
Жители города Вилково начали уборку яблок. Говорят, за сезон в этих краях выращивается от 1200 до 3000 тонн этих фруктов. Свои сады русские строобрядцы и потомки украинских казаков возделывают на островах в дельте Дуная. Плоды сладкие, сочные, ведь в дельте и воды в избытке, и лето длится полгода. Ваш корреспондент побывала в сердце Дунайского биосферного заповедника, на «яблочных островах».
В ГОСТЯХ У «РОБИНЗОНОВ» Опытный кормчий Степан Макарович Поляков уверенно ведет моторную лодку по Очаковскому гирлу. Воздух пахнет рекой — рыбьей чешуей и водорослями. Минут тридцать пути от Вилково, и Макарыч пришвартовывается у берега под старыми ивами. Откуда-то из зарослей выбежал и залаял пес, виляя хвостом — узнал своих. А вот по тропинке к нам спешит навстречу пожилая хозяйка Анастасия Яковлевна Калинина, которую мои попутчики почему-то зовут тетей Надей. «Как в молодости вышла замуж, как построились мы здесь с мужем, царство небесное, так и живу на острове. Все хорошо, доченька, только скучно — поговорить не с кем», — и хозяйка приглашает в гости. Островитяне строят свои хатки из камыша, сверху мажут речным илом и белят. Кирпичный дом здесь не устоит, он очень тяжел для зыбкой почвы дельты — перекосится, потрескается и рухнет. Из всех благ цивилизации у тети Нади есть только две вещи — баллон сжиженного газа и маленький радиоприемник. Благодаря радио, хозяйка знает, что сейчас Президент Украины – Янукович, А прочими подробностями жизни страны, в том числе грядущими выборами, островитянка совершенно не интересуется. Потому, наверное, в свои восемьдесят лет она так энергична и жизнерадостна. У тети Нади — ни холодильника, ни телевизора, ни, тем более, стиральной машинки, ведь на острове нет электроэнергии. «Когда стемнеет, запалю керосиновую лампу, посижу, повяжу коврики, да и спать ложусь. Люблю утро: воздух у нас такой чистый, такой прозрачный — прямо хрустальный! И птицы поют… Я жизнь на острове не променяю ни на что!»
У Анастасии Яковлевны – огород большой. С помощью своих детей она выращивает на продажу клубнику, но основную территорию занимает яблоневый сад. Каждый год хозяйка снимает от 2 до 5 тонн яблок — в зависимости от погодных условий. Кроме этого, на ее огороде растет виноград «Ноа» — разновидность изабелльных сортов, из которой получается знаменитый «новак» с характерным привкусом земляники. Хозяйка делает вино — тонны этак две за сезон. На местном рынке «новак» идет по 12 гривен за литр — раскупают туристы. Вот и считайте, каков доход семьи с огорода.
Конечно, приходится шевелиться от восхода до заката. А по-другому — не выжить. За годы независимости в городе Вилково закрылись семь крупных предприятий. На рыбозаводе, входившем в состав Всесоюзного объединения «Антарктика», работали 680 человек. В местном рыбоколхозе, канувшем в лету, — 1300 рыбаков. Черный список можно продолжить. Основным средством выживания для большинства жителей Украинской Венеции стали огороды на островах в дельте Дуная. …Немного вниз по течению — и мы причаливаем возле участка Анны Петровны Зубковой. В отличие от тети Нади, она живет в Вилково, и каждый день на лодке гребет на огород, иногда оставаясь здесь на ночь в маленькой хатке. Садом Анны Петровны восхитился бы сам Мичурин — два десятка лучших сортов яблок. Ветки с плодами гнутся до земли! Только хозяйка смущенно прячет руки за спину: «Да разве они похожи на женские?..»
Садоводство на островах в дельте имеет свою специфику, ведь вся земля здесь — рукотворна. «Эти грядки наши прапрадеды создавали своими руками, — рассказывает Анна Зубкова. — При нагонных ветрах с моря и весенних паводках эта местность затапливается водой, поэтому жилища, хозяйственные постройки и огороды нуждаются в подмостке. Грунт для земляных настилов берем здесь же, прокапывая вокруг участков каналы. Это очень тяжелый труд — лопатой, тачкой… Если хозяин забрасывает огород, через два-три года он превращается в непроходимые плавни».
ЦАРСКИЙ УКАЗ ТЕПЕРЬ — НЕ УКАЗ На карте, датированной 1320-м годом, Вилково нет и в помине — тогда эта территория еще принадлежала Черному морю. Со временем Дунай намыл новые земли (процесс продолжается и сейчас, увеличивая территорию Украины). Появлению старообрядцев в дельте Дуная в 1746 году предшествовал раскол Русской православной церкви: не все согласились с новшествами реформы патриарха Никона. На старообрядцев, которые упорно продолжали креститься двумя перстами, велись жестокие гонения. Спасаясь от царских войск, небольшие группы староверов ушли на побережье Причерноморья, в Дунайские плавни и Добруджу. Потом рядом с ними поселились украинцы — казаки войск Запорожского, Задунайского, Черноморского. На сегодняшний день в Вилково 70% населения — русские старообрядцы, 25% — православные украинцы. Современники добрым словом вспоминают великого полководца Михаила Кутузова, который хлопотал перед царем о старообрядцах. В своем письме к императору Александру 1 он, в частности, писал: «Народ сей мужественный и немалочисленный по многим обстоятельствам заслуживает немалое внимание…» Жителям были даны льготы – они освобождались от подушного оклада и солдатчины. А позже царским указом земли в дельте были дарованы бывшим беженцам в вечное пользование. Много с тех пор утекло воды в Дунае, немало страниц истории перевернуто. «Жили мы при турках, жили при румынах, жили при советской власти – и все признавали наше право трудиться на этих землях, — говорит Степан Макарович Поляков. – А теперь…»
В 2002 году у жителей Вилково начались проблемы. По новому Земельному Кодексу, острова отнесены к землям водного фонда, где запрещается заниматься садоводством и огородничеством. Так что, традиционное производство яблок и прочих фруктом стало занятием противозаконным. Существенные ограничения в хозяйственную деятельность местных жителей вносит и статус Дунайского биосферного заповедника, который в 1999 году решением ЮНЕСКО был занесен в Планетарную сеть биосферных заповедников. Выходит, что территория обитания русских старообрядцев и потомков украинского казачества оказалась «мировым достоянием». Если в Вилково жить строго по современному законодательству, то можно… помереть с голоду. Активисты Украинской Венеции не раз поднимали проблему на самых разных уровнях, просили в виде исключения разрешить приватизацию земельных участков в дельте, ведение здесь садоводства и огородничества. Тем более, что в советское время острова являлись продолжением города Вилково, на одном из них даже функционировала начальная школа. Но, увы… Неужели на юге Одесчины будут погублены последние сады и садоводы? Автор — Антонина Бондарева
/источник: Думская.net/
|