21.09.2012 «Вслед за молдавскими логистами останется только ждать румынских спецов, которые начнут нам вручать паспорта своей страны», – невесело шутят докеры Ренийского морского торгового порта.
Режут портальные краны А появились эти шутки после того, как логисты компании Danube Logistics, являющейся оператором контейнерного терминала молдавского порта Джурджулешты, начали просчитывать возможности аренды или концессии причалов Ренийского морского торгового порта в Одесской области. В общем, тесно уже становится молдавским портовикам на своей территории. – История становления единственного в Молдове морского порта Джурджулешты является результатом крупнейшей стратегической ошибки Украины, – говорит первый секретарь Ренийского райкома КПУ Зинаида Цапко-Антонова. – Мы собственными руками создали зарубежного конкурента для порта Рени, который был рассчитан на перевалку 14,5 миллиона тонн грузов в год. Однако о таких показателях докеры давно уже не мечтают. В прошлом году было переработано около 1,6 миллиона тонн грузов, тогда как для финансовой стабильности необходимо по меньшей мере три миллиона тонн в год. Нет грузов и в нынешнем году. Докеров то и дело переводили на вдвое сокращенную рабочую неделю. А недавно они пришли в райком с жалобой, что их уже собираются перевести на «25-процентную» неделю и что на причалах начали резать на металл портальные краны. – В советское время порт и железнодорожный узел были в Рени основными градообразующими предприятиями, – отмечает докер Михаил Андреев. – Сейчас наш коллектив с трех с половиной тысяч уменьшился почти в три раза. Железнодорожный узел раньше обеспечивал работой свыше тысячи людей. Теперь там осталось 70 человек. А работу здесь найти невозможно. Поэтому люди у нас постоянно нищают, и число их растет. Если в 2006 году на социальную защиту жителей Ренийского района было направлено 4 миллиона 963 тысячи гривен, то в 2010 – 22 миллиона, в минувшем – более 27, а в нынешнем сумма превысит 30 миллионов, что почти вдвое больше годового бюджета города Рени. Серьезный удар по экономике Придунавья нанесли «вожди» Украины, когда на основании обыкновенного соглашения обменяли участок земли в Ренийском районе на отрезок автотрассы Рени – Одесса в районе села Паланка, проходящий по молдавской территории. В результате Молдова получила возможность строить и развивать рядом с Ренийским портом мощный Джурджулештский порт. Важно отметить, что губительный для Рени молдавский порт появился из-за того, что была грубо нарушена статья 73 Конституции, согласно которой вопросы изменения территории страны должны решаться исключительно всеукраинским референдумом. Дав добро на создание зарубежного порта, украинская власть должна была бы всерьез заняться обеспечением должной инфраструктуры для Ренийского порта, чтобы минимизировать потери от конкуренции с соседом. Однако за 20 лет «независимости» Украины чиновники так и не удосужились в полной мере реализовать в регионе комплексную программу (на 2002 – 2010 годы) утверждения Украины как транзитной державы, программу комплексного развития Придунавья на 2004 – 2011 годы, концепцию создания на юго-западе Одесщины территории приоритетного развития, национальный проект «Дунайский коридор»…
Чтобы легче грабить отрасль Так и не была построена железнодорожная ветка Измаил – Рени, которая обеспечила бы клиентам и партнерам прямой доступ к причалам Ренийского порта грузов без окружной дороги через Приднестровье и Молдову. При этом весьма странно выглядят умозаключения высших чинов о том, что железную дорогу строить сейчас нет смысла, так как в Ренийский порт не идут грузы. И никто из них не хочет уразуметь: грузы потому и не идут, что нет железной дороги, как и нет обещанного автобана Одесса – Рени. Совсем по-другому развиваются события в Молдове. К новому порту быстро подвели железнодорожную ветку Кагул – Джурджулешты, хороший автобан. В ближайшее время намечено втрое увеличить пропускную способность новой ветки. Это позволит бесперебойно принимать железнодорожные составы как из Европы, так и из бывших советских республик. Вышел порт Джурджулешты и на рынок регулярных контейнерных перевозок. Молдова присоединилась к международному проекту «Викинг» – системе комбинированных грузовых перевозок между Балтийским и Черным морем, в основу которого заложен принцип ускоренной доставки контейнерных грузов по железной дороге во взаимодействии с морским и автомобильным транспортом. Молдаванам удалось убедить страны-участницы изменить маршрут движения поездов и направить их через Джурджулешты. И мы снова видим, как из-за непоследовательной внешней и внутренней политики нашего государства сохраняется устойчивая тенденция к созданию международных транспортных коридоров в обход Украины. Перехватив транспортную инициативу у украинских транспортников, наши соседи стали главными конкурентами задыхающегося Придунавья. На августовском заседании Координационного совета по развитию морского комплекса Придунавья было озвучено предложение о создании в регионе концерна, который должен объединить Усть-Дунайский, Ренийский, Измаильский порты и Украинское Дунайское пароходство. Специалисты портов и пароходства выдвинули другое предложение. Они считают, что ситуацию можно исправить введением льготных тарифов на портовые сборы и аккордные ставки на переработку грузов в портах. Они против объединения. – Мы считаем, – отмечает Михаил Андреев, – что концерн создается для того, чтобы угодный власти олигарх смог приватизировать без особых хлопот весь транспортный комплекс Придунавья. Не случайно балансовую остаточную стоимость нашего предприятия приближают к абсурдным 20 миллионам долларов. Но ведь у нас 35 причалов. И европейские эксперты оценивают Ренийский порт в 500 миллионов евро. Автор: Владимир Крещук. /источник: "Рабочая газета", № 163 от 18 сентября 2012 г. /
|