14.03.2012 Профком порта убеждён, что для спасения предприятия необходимо только политическое решение. Дальнейшая судьба погибающего порта Рени покрыта мраком полной неопределённости. Такой вывод напрашивается после отчёта, с которым выступил на коллегии Ренийской райгосадминистрации начальник порта Сергей Строя. По словам Сергея Константиновича, тяжёлое финансово-экономическое положение предприятия усугубилось в связи с закрытием дунайской навигации: в прошлом году из-за низкого уровня воды судоходство остановилось на четыре месяца, а в начале нынешнего года порт оказался в ледовом плену. В итоге в 2011 году порт переработал около 1,6 млн тонн грузов - на 400 тыс. тонн меньше запланированного объёма. Убытки предприятия составили 8 млн грн (при этом платежи в бюджеты всех уровней по сравнению с 2010 годом увеличились почти на 2 млн грн). В январе т.г. часть трудового коллектива была отправлена в неоплачиваемый отпуск. В феврале люди вышли на работу, однако руководство порта установило 50-процентную рабочую неделю. Появилась задолженность по зарплате, и чтобы погасить её, порту пришлось продать несколько единиц погрузочной техники и взять кредит. В настоящее время нижний Дунай очистился ото льда, навигация входит в обычный режим. Однако С. Строя практически ничего не сказал о перспективах работы предприятия в 2012 году. Какой объём грузов планируется переработать? Удастся ли привлечь новые грузопотоки? Сможет ли порт сохранить финансовую устойчивость? Подобные вопросы даже не прозвучали в отчёте Сергея Константиновича. Соответственно, не прозвучали и ответы на них... Более откровенным было выступление председателя профкома порта Василия Лозовского. - После доклада начальника порта сложилось впечатление, что во всём виноваты проблемы с навигацией, - сказал Василий Иванович. - Но судоходство на Дунае восстанавливается. И что дальше? Грузов у нас всё равно нет. Во время ледостава Измаильский порт тоже снизил объёмы работы, но у него на причалах было 400 тысяч тонн, а у нас - 20 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу. На протяжении многих лет и портовики, и местные власти, и областное руководство, и депутаты всех уровней обращаются в центральные органы власти с просьбой принять хоть какие-то меры для спасения Ренийского порта. Бесполезно! Вопрос строительства железной дороги Измаил - Рени не решается, грузопотоки на ренийском направлении не увеличиваются. На мой взгляд, в данной ситуации существует только один путь решения проблемы. Я понимаю, что в условиях рыночной экономики это может показаться смешным и недопустимым, но тут необходимо политическое решение. А именно: Министерство инфраструктуры должно волевым способом перераспределить дунайские грузопотоки в пользу порта Рени. В том числе те грузопотоки, которые идут в Измаил. Не секрет, что Измаильский порт увеличил свой грузооборот за счёт того, что в своё время порт Рени в силу объективных причин этот грузооборот потерял. И теперь Измаил в среднем перерабатывает 6 миллионов тонн в год, а Рени - меньше 2 миллионов. Не пора ли восстановить справедливость? На сегодняшний день зарплата в Измаильском порту в 5 раз выше, чем в Рени. Разве это правильно? А, может, измаильским коллегам достаточно получать в 3 раза больше, но зато и ренийцы смогут заработать? Возможно, нашему профильному министерству следует сделать порт Рени специализированным, то есть ориентировать его на определённые виды грузов. И тогда нам достанется часть измаильских и других грузопотоков, преобладающих на Дунае. Другого выхода я не вижу. Выступая на очередной сессии Ренийского горсовета, заместитель председателя профкома порта Михаил Лёвкин не стеснялся в выражениях по поводу сегодняшнего положения предприятия: - Это даже не кризис - мы на пороге краха. У нас огромные убытки. Режим жёсткой экономии энергоносителей обернулся тем, что всю зиму бытовые и производственные объекты порта не отапливались. Система водоснабжения замёрзла, трубы полопались. Всё это придётся восстанавливать, то есть тратить деньги, которых и без того нет. Средняя зарплата в порту составляет 1743 гривны в месяц. Это один из самых низких показателей среди предприятий морской отрасли Украины. Но, работая на 50 процентов, люди получают в два раза меньше - не более 800 гривен. Как жить, как кормить семью? Никого не волнует. При этом любопытно, что в адрес государственного предприятия "Ренийский морской торговый порт" достаточно регулярно поступают вагоны с грузами, но перегружают их почему-то частные фирмы. А порту как госпредприятию достаётся мизер. И никто даже не пытается разобраться в этом странном "симбиозе". Администрация в добровольно-принудительном порядке вынуждает портовиков уходить в частично оплачиваемый отпуск, но это звучит как издевательство, поскольку "частичная оплата" подразумевает 20 гривен в месяц. Я не ошибся: не 200, а 20. Да, сейчас у нас нет долга по зарплате, но он будет, так как работы нет. Чтобы расплатиться с людьми, наше руководство продало 3 мощных портальных крана. Это преступление. На что вообще можно надеяться в будущем, если порт остаётся без кранов? Идёт "тихое" сокращение штатов. По сравнению с 2010 годом наш трудовой коллектив уменьшился на 152 человека. Сегодня в порту работают 1249 человек. Особенно обидно, что государство совершенно игнорирует очевидный факт упадка крупнейшего дунайского порта, который когда-то процветал и был нашей общей гордостью. Сколько транспортных программ и концепций было принято за последние годы! Это и программа развития Украины как транзитной державы, и программа комплексного развития Придунавья, и Дунайская стратегия, и национальный проект "Дунайский коридор", и многое другое. А Ренийский порт продолжает умирать. По моему мнению, на примере нашего предприятия сознательно и целенаправленно дискредитируется государственная форма собственности как таковая, - чтобы можно было оправдать будущую приватизацию порта. Многим из портовиков запомнилось интервью начальника порта местной газете "Ренийский вестник", опубликованное года полтора назад. Журналист спросил Сергея Константиновича, является ли тот богатым человеком. В ответ начальник порта назвал себя обеспеченным и успешным человеком. Жаль, что не прозвучал следующий, вытекающий отсюда вопрос: а как вам удалось стать успешным, возглавляя убитое предприятие? За последние годы сменились руководители почти всех предприятий морской отрасли, однако наш начальник уже 8 лет занимает своё кресло. При любом развитии событий. Согласитесь: этот факт сам по себе наводит на определённые подозрения. * * * Ренийские городские власти приняли обращение в адрес Президента Украины, премьер-министра и секретаря Совета национальной безопасности и обороны с просьбой принять действенные меры для спасения порта Рени и предотвращения социальной катастрофы в масштабе города и района. /"Транс-Порт"/
Автор: Андрей ПОТЫЛИКО, журналист, Одесская обл.
|