20.05.2011 По оперативным данным Укрморречфлота, за четыре месяца текущего года 18 морских портов страны переработали 37,316 млн. т грузов, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Объем транзита за январь-апрель составил почти 14 млн. т, что на 25,5% больше, чем в 2010 г. По данным Министерства инфраструктуры (МИУ), показатели работы отечественных портов в последнее время постоянно растут, в среднем на 1,5-2,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди передовиков называют Бердянск — прирост 49%, Ялту — 36,7%, Севастополь — 36,2% и Рени — 19,4%. По транзиту в передовиках отмечают Керчь — увеличение на 255,6%, Бердянск — на 224%, «Южный» — на 163,3%. Существующее падение по отдельным видам товарной номенклатуры в отдельно взятых портах в основном носит временный характер, и это связано, как правило, с недоработками портового менеджмента. В целом же ситуация по отрасли положительная. Тем не менее оптимизм МИУ во многом базируется на опускании факта существования реальной пропасти между двумя отдельно взятыми годами и показателями отрасли во время начала кризиса. Если сравнить нынешние показатели с показателями мая 2008 г., последнего докризисного года, то окажется, что гордиться нечем. Показатели апреля 2011 г. к маю 2008 г. просто катастрофические: 37,316 млн. т переработки, в том числе 14 млн. т транзита, против, соответственно, 54,1 и 22,2 млн. т. Даже передовики не дотягивают. При этом МИУ никак не хочет признать, что так называемые рекордсмены на самом деле не такие уж крупные. Бердянск со своими чуть больше 700 тыс. замыкает десятку самых успешных портов страны, а Севастополь и Ялта вообще в конце списка (четвертое и второе места с конца соответственно). Хуже показатели только у Усть-Дунайска с 3,0 тыс. т. Кстати, отметим, что самый маленький порт страны потерял больше всех — в 2008 г. его показатели были на уровне 36,2 тыс. т. Не так печальна ситуация у «большой тройки» — Одессы, Южного и Ильичевска. Одесса хоть и ушла в минус к 2008 и 2010 гг.— 9204,3 тыс. т к 14,7 млн. и 9,2 млн. соответственно, все равно остается лидером. На втором месте — Южный. Его показатели: 7,2 млн. т против 8,9 млн. и 6,1 млн. Ильичевск замыкает тройку: 5,1 млн. т против 7,7 млн. и 5,7 млн. Таким образом, порты сработали далеко не так, как в 2008 г. Общая переработка упала на 16,8 млн. т, транзит — на 8,2 млн. Фактически отрасль находится в состоянии далеком от оптимального. В этой ситуации продолжающаяся ликвидация Укрморречфлота — единого координирующего органа по работе с портами — выглядит, мягко говоря, дико. Кто будет контролировать тарифную политику, неизвестно. Заявление же министра о создании единой структуры по тарифам для «Укрзалізниці» и портов выглядит, по мнению опрошенных специалистов, попыткой скрестить ежа с удавом, так как интересы у железнодорожников и моряков во многом противоположны. Даже если такая структура будет создана, ее решения будут оспариваться в судебном порядке не только украинскими бизнес-структурами, но и иностранцами. При том монополистами. Поэтому порты еще долго будут выходить из кризиса, а чиновники бодро рапортовать о приросте. Теги: Автор: Евгений ТУР/"Экономические известия"/
|