14.10.2012
Её можно заказать в Одессе по цене значительно меньшей, нежели «среднестатистическая» иномарка. До недавнего времени можно было только мечтать о том, чтобы иметь собственную подводную лодку и самому на ней плавать. В течение целого века субмарины использовались достаточно широко — лишь в военных и иногда научных целях. На рынке развлечений подобные аппараты почти не появлялись. Правда, в последние годы частные подводные лодки вошли в моду, став игрушками для богатых, и какая-нибудь мега-яхта без субмарины на борту воспринималась уже как роскошный автомобиль без встроенного DVD-плеера. Российский олигарх Роман Абрамович, например, держит на своей 377-футовой яхте «Pelorus» двухместную подводную лодку, а 413-футовая яхта Пола Аллена «Octopus» стоимостью 450 миллионов долларов может похвастаться десятиместным подводным аппаратом. У богатых, как говорится, свои причуды. Что до простых смертных, то у них появилась реальная возможность стать обладателем собственной субмарины…
— Волны смыкаются над головой, и возникает удивительное ощущение: я нахожусь под водой, оставаясь при этом почему-то совершенно сухим, — восхищенно-радостно рассказывает Василий, только что завершивший очередные испытания совей «малютки». — Медленно опустился и завис над самым дном. Наклонившись вперед, разглядывал темный ил прямо у себя под ногами. А вверху, на изнаночной стороне водной поверхности, среди серебристых бликов пляшет бело-желтое пятно солнца. Если честно, то вначале опасался, что погружение вызовет чувство клаустрофобии или какие-то другие страхи, но ничего подобного — в душе царит безмятежность, как в счастливых снах.
— К слову, о снах. Правда ли, что идея создания мини-субмарины посетила вас именно во сне? — интересуюсь у создателя первого в Украине подобного подводного чуда.
— Действительно, увидел ее во сне, — подтверждает 48-летний Василий Чикур.
— Можно сказать, в необычном сне — вещем, что ли. То есть практически наяву. Позже, когда отмечали мой день рождения, друзья пожелали всего того, чего я хочу. Я и сказал: «Хочу лодку подводную сработать и вертолет». Сказано — сделано: через год были готовы чертежи субмарины, а на ее создание ушло чуть более двух лет. Спуск на воду, вернее, под воду, наметили на лето 2012-го. Как видите, задуманное претворяем в жизнь!
Мой собеседник — не знаменитый изобретатель, инженер-испытатель или же приверженец экстрима. Ему, медику и юристу по образованию, вполне хватило технических знаний и жизненного опыта для того, чтобы начать сооружение подводного аппарата, доселе неизвестного в Украине. Строительство подводных лодок связано с решением серьезных технических проблем. Прежде всего, весьма нелегко достичь одновременно дешевизны и безопасности аппарата. Причиной тому и коррозионное воздействие морской воды, и фантастическое наружное давление, резко растущее с глубиной, и другие факторы риска. Жизненно важное оборудование, используемое в таких критических условиях, должно обладать избыточной надежностью, элементы конструкции приходится рассчитывать для противодействия ожидаемым нагрузкам с многократным резервированием. Собрав воедино все эти соображения, понимаешь: подводная лодка неизбежно окажется тяжелой, сложной и дорогой. Потому какие такие доступные подводные лодки, да еще в наше-то время?! Другое дело — ассоциации, что-то из фильмов по книгам Яна Флеминга. Вряд ли стоит думать об этом всерьез, но… Подлодка, которая была бы не намного сложнее обычной моторной, будоражила фантазию.
— Все оказалось очень даже просто, — улыбается Василий. — Элементарные физика и геометрия: объем, вес, площадь… Обычные формулы, разве что отдельные детали и узлы — ноу-хау. Не скрою, некоторые непростые решения посещали меня ночью — просыпался и старался как можно быстрее зафиксировать их на бумаге. Ну а потом — доработка, расчеты и воплощение. Вокруг идеи собралась группа энтузиастов. Все заказы размещали на отечественных предприятиях. Наиболее трудоемким оказался процесс изготовления прозрачного колпака, который накрывает кокпит рулевого. Для него пришлось делать специальную форму и отливку. А вот корпус сварили бывшие «фирмачи» по выпуску цистерн для разливного пива либо кваса. Сработали они его точно по чертежам — в форме пивной бочки, со своеобразными ушками… Все технологические, сборочные процессы выполнялись на заводском, производственном уровне. Короче говоря, за какой-то год идею воплотили в реальность — создали новое транспортное средство. Его можно назвать также «ныряющей лодкой». Отличительные особенности: элементарная транспортабельность, маневренность — сами видели, как с первой же попытки она прошла под днищем спасательного катера. И конечно же, доступность. Причем как для тех, кто загорелся идеей соорудить нечто подобное, так и для желающих приобрести готовый транспорт.
— Во сколько это обойдется, если не секрет?
— Материальные вложения в эту «малютку», габариты которой два метра восемьдесят сантиметров на метр тридцать сантиметров на метр пятнадцать сантиметров, при общей сухой массе в четыреста двадцать килограммов, составили порядка ста двадцати тысяч гривень. Это вполне сопоставимо с обычной автомашиной, причем далеко не VIP-класса. Что до «классности», то действительно компактные параметры позволяют субмарине стартовать прямо с мелководья, куда ее можно просто-напросто занести. Сама же идея «ныряющей лодки» также предельно проста: стать альтернативой обычному плаванию с аквалангом. Здесь основное преимущество — возможность поплавать в восхитительном трехмерном мире. Будто бы в полете, но не испытывая при этом сложностей с дыханием. Ни о каких проблемах с декомпрессией не может быть и речи. (Декомпрессия в дайвинге, например, влечет за собой периодические остановки на определенных глубинах. Именно с тем, чтобы накопленные в тканях тела газы — азот, гелий и другие —естественным путем вышли через легкие). При погружении лодки до расчетной пятидесятиметровой глубины в ней поддерживается обычное атмосферное давление. Короче, наплаваться можно от души: заряда батарей для бесперебойной работы двигателей хватает на десять часов. Система кондиционирования гарантирует воздух, пригодный для дыхания на всем протяжении путешествия. Максимальная скорость — пять узлов, дальность перехода — пятьдесят морских миль (около девяноста трех километров). Кстати, ходить аппарат может и по водной поверхности, развивая ту же «прогулочную» скорость. В мини-подлодке все, как в настоящей, большой субмарине. Например, балластные камеры для срочного подъема на поверхность в экстренных ситуациях. Что касается безопасности: всплыть можно в течение трех минут, а покинуть борт в случае опасности — за две минуты. Для этого достаточно открыть прозрачный купол и подняться на поверхность, воспользовавшись запасным аппаратом дыхания. Еще одна характерная особенность «ныряющей лодки» — она может передвигаться под водой даже в перевернутом состоянии. В общем, становятся доступны многие фигуры высшего пилотажа, которые проделывают асы на самолетах. Отвечая на вопрос о степени сложности управления необычным агрегатом, Василий заметил:
— Водить «Чикур-1» (так изобретатель назвал свое детище. — Авт.) не труднее, чем автомобиль либо обычную лодку. Рукоятка вправо — погружение на глубину, вниз — подъем на поверхность. Естественно, необходимы определенные навыки, которые можно получить за четырехдневный курс обучения: сдается, как минимум, три водительских теста и экзамен. После чего выдается «Сертификат подводного пилота». Не обязательное, но весьма желательное требование — наличие сертификата ныряльщика с аквалангом. Это больше для безопасности и никак не связано со сложностью управления. Правда, родственники поначалу очень волновались: правильно ли сделаны расчеты, учтены ли погрешности, выдержит ли конструкция давление воды…
— Было такое поначалу, — признается дочь изобретателя Оксана. — Когда же попробовала, была в полнейшем восторге! Совсем новые ощущения: под водой иные расстояния. Там другая республика… Ощущения словами не передать.
— Это уж точно: слов просто не хватит, — поддерживает племянницу Мирослав Чикур, брат Василия, активно помогавший проводить испытания. Детище одесского Кулибина получило и благословение Господне. — Когда Василий начинал, приходил ко мне — мы благословляли. Вместе молились, чтобы Господь услышал. Потом я эту лодку освятил и помог спустить ее в море, — рассказывает священник Роман Дорош. В отличие от «небесных» и подводных, проблемы земные решаются не так быстро, как хотелось бы.
— Чиновники из Регистра судоходства, куда мы обратились, говорят, что не знают, как оформить нашу новинку, — жалуется Василий. — Однако мы не отчаиваемся, а главное — не останавливаемся на достигнутом. Мечтаем не просто освоить массовый выпуск «ныряющих лодок», но и запустить новую модель. Для особо требовательных заказчиков можем спроектировать и изготовить более вместительную (вплоть до девяти посадочных мест) субмарину. Это скорее для бизнеса, связанного с туризмом. Недавно Василий Чикур представил собственное изобретение в Киеве. Специалисты и эксперты убедились: передвигаться под водой лодка способна даже в перевернутом положении. Помимо того, на ней можно выполнять многие фигуры «высшего пилотажа», которые демонстрируют асы на самолетах, вплоть до «мертвой петли».
— Самая большая действующая подводная лодка в мире — российская «Акула». Ее длина — сто семьдесят с лишним метров. У нас, в Запорожье, есть лодка, которая до недавнего времени была крупнейшей недействующей субмариной. А теперь вот — самая маленькая действующая, — прокомментировал Виталий Зорин, представитель Книги рекордов Украины. Именно в это престижное издание отныне внесена одесская мини-субмарина!
Юрий ЛЕТОВ
/Портал "Любимый Измаил"/источник и фото: yug.odessa.ua/
|