19.05.2015
В Одесской области продолжается обсуждение и согласование проекта перспективного плана добровольного объединения громад — реформы, которая якобы призвана вдохнуть новую жизнь в наши нищие населенные пункты.
Идея, заложенная в утвержденный Радой закон, такова. В одесском регионе 26 районов, 19 городов и 1125 сел. Все населенные пункты, кроме областного центра и богатеньких Южного и Ильичевска, влачат в разной степени жалкое существование и постоянно клянчат деньги у Одессы и Киева. Причина в том, что громады разрознены и поодиночке просто не обладают необходимыми ресурсами для решения своих проблем.
Грубо говоря, у одного сельсовета, который объединяет две-три деревни, деньги есть только на ремонт школьного сортира, а на асфальтирование улиц и сельских дорог нет. Вот и вынужден глава сельсовета идти с протянутой рукой к районному начальству. Но и у того бюджет дефицитный, свободные средства если и имеются, то не на сельские же улицы их тратить — есть дороги районного значения, которые тоже нуждаются в асфальте (это идеальное описание ситуации, в основном перечисленные лица, как известно, предпочитают класть денежные средства в карманы и/или делиться с сюзеренами). В итоге запрос доходит до области, у которой свои приоритеты. А села так и остаются незаасфальтированными.
Авторы реформы предлагают обездоленным громадам объединиться с другими, столь же нищими, чтобы аккумулировать ресурсы. «Лишние» сельсоветы упраздняются, вместо них формируется один орган власти, у которого таким образом возникает возможность перенаправить средства, изначально накопленные для починки сортиров, на то, чтобы привести в порядок дороги. Ну и целевое финансирование сверху такой большой общине получить куда легче, нежели десятку карликовых. А чтобы села были сговорчивее, государство предусмотрело дополнительные бонусы для объединившихся, пообещав предоставлять им средства на формирование инфраструктуры.
На бумаге выглядит красиво, и задумка пришлась многим по душе. Однако реализация, как обычно, перечеркнула если не все, то многие плюсы реформы. Ситуация с обсуждением и согласованием проекта это прямо продемонстрировала.
Для начала давайте разберемся, на каком этапе сейчас находится формирование «объединенных громад». По данным областной администрации, большая часть острых углов уже сглажена, и предварительные варианты по всем районам и городам готовы.
Вот они.
Одесская городская громада – 8 населенных пунктов: сама Одесса, пгт Таирова, хутор Мизикевича, села Балка, Сухой Лиман, Фонтанка, Крыжановка, Лески.
Ананьевский район – 1 громада: Ананьевская городская (32 населенных пункта).
Арцизский район – 2 громады: Арцизская городская (20 населенных пунктов), Виноградовская сельская (7).
Балтский район – 2 громады: Балтская городская (31 населенный пункт), Песчанская сельская (11 населенных пунктов).
Березовский район – 3 громады: Березовская городская (17 населенных пунктов), Рауховская поселковая (18 населенных пунктов), Викторовская сельская (29 населенных пунктов).
Белгород-Днестровский район – 6 громад: Белгород-Днестровская городская (сам город), Выпаснянская сельская (10 населенных пунктов), Монашевская сельская (13 нас.пунктов), Шабская сельская (15 нас. пунктов, включая поселок Затока), Сергеевская поселкова (8 населенных пунктов), Староказацкая сельская (16 населенных пунктов, включая три села Саратского района – Ройлянка, Луговое и Забары).
Беляевский район – 4 громады: Беляевская городская (сама Беляевка, села Майоры, Повстанское, Троицкое, Ясски, Граденицы, Кагарлык, Маяки), Усатовская поселковая (15 населенных пунктов), Нерубайская поселковая (6 населенных пунктов – само Нерубайское, Великая Балка, станция Усатово, Дачное, Холодная Балка, Алтестово), Великодальницкая сельская (4 населенных пункта, включая пгт Хлебодарское).
Болградский район – 2 громады: Болградская городская (18 населенных пунктов), Городнянская сельская (4 населенных пунктов).
Великомихайловский район – 3 громады: Великомихайловская поселковая (39 населенных пунктов), Цебриковская сельская (20 населенных пунктов), Великоплосковская сельская (23 населенных пункта).
Ивановский район – 4 громады: Ивановская поселковая (9), Петровская поселковая (10), Червонознаменская сельская (12), Коноплянская сельская (15).
Измаильский район – 4 громады: Измаильская городская (6 населенных пунктов — город Измаил, села Матроска, Броска, Сафьяны, Лощиновка и Богатое), Суворовская поселковая (8), Кислицкая сельская (6), Озернянская (4).
Килийский район – 3 громады: Килийская городская (8 населенных пунктов), Шевченковская сельская (9), Вилковская городская (Вилково, Лески, Белое).
Кодымский район – 1 громада: Кодымская городская (26 населенных пунктов).
Коминтерновский район - 4 громады: Коминтерновская поселковая (28 населенных пунктов), Красносельская сельская (12), Визирская сельская (14), Черноморская поселковая (пгт. Черноморское, Гвардейской, Новая Дофиновка, Вапнярка).
Котовский район – 1 громада: Котовская городская (62 населенных пункта!).
Красноокнянский район – 1 громада: Красноокнянская поселковая (55 населенных пунктов).
Любашевский район – 3 громады: Любашевская поселковая (14 населенных пунктов), Троицкая сельская (23), Зеленогорская поселковая (18).
Николаевский район – 2 громады: Николаевская поселковая (34), Андреево-Ивановская сельская (12).
Овидиопольский район – 3 громады: Овидиопольская поселковая (6 населенных пунктов, включая Роксоланы и Каролино-Бугаз), Авангардовская поселковая (7), Великодолинская поселковая (5).
Ренийский район – 2 громады: Ренийская городская (Рени, Долинское, Лиманское), Новосельская сельская (5).
Раздельнянский район – 4 громады: Раздельнянская городская (20), Степановская сельская (22, включая Кучурган), Лиманская поселковая (6), Еремеевская сельская (38).
Савранский район – 1 громада: Савранская городская (21 населенный пункт).
Саратский район – 4 громады: Саратская поселковая (17), Петропавловская сельская (8 населенных пунктов, включая село Александровка Тарутинского района), Николаевско-Новороссийская сельская (7), Кулевчанская сельская (4).
Тарутинский район – 4 громады: Тарутинская поселковая (9), Бородинская поселковая (26), Серпневская поселковая (10), Березинская поселковая (5).
Татарбунарский район – 2 громады: Татарбунарская городская (20 населенных пунктов), Тузловская сельская (15).
Фрунзовский район – 1 громада: Фрунзовская поселковая (53 населенных пункта).
Ширяевский район – 2 громады: Ширяевская поселковая (35), Жовтневая сельская (37).
Ильичевская городская – Ильичевск, Бурлачья Балка, Александровка, Малодолинское, Молодежное, Дальник, Грибовка, Санжейка.
Теплодарская городская – Теплодар, Мирное, Широкая Балка, Березань, Важное, Доброжаново, Петровское, Дослидное, Курган, Васильевка, Выгода, Червоная Зирка, Павлиевка, Ленинское-Первое, Каменка, Червоная Горка, Секретаревка, Михайловка.
Южненская городская – Южный, Любополь, Ранжево, Сычавка, Кошары.
Как видите, всем крупным городам, кроме Белгорода-Днестровского, должны (если проект будет утвержден в таком виде) отойти окрестные села, причем наибольший профит получит даже не Одесса, а Ильичевск, к которому «хотят» присоединиться весьма и весьма небедные Молодежное, Дальник, Грибовка и Санжейка.
На севере области наблюдается какая-то нездоровая централизаторская тенденция: там могут появиться целых шесть мегаобщин, объединяющих целые районы. Эта инициатива наверняка исходит от районных властей, точнее глав райсоветов (бывших регионалов), которые таким образом надеются сосредоточить в своих руках финансовые потоки и получить возможность, не оглядываясь на жителей сел, распоряжаться земельными ресурсами.
Вообще, многое говорит, что процесс объединения если не во всех, то в значительном количестве случаев проводится сверху – безо всякой «добровольности».
Так, ни один из предложенных вариантов по-настоящему не обсуждался с общественностью, с людьми. По данным «Думской», почти все проведенные на сегодняшний день «обсуждения» являются фикцией. А кое-где – например, в Одессе — вопросы объединения громад вообще не обговаривались публично, причем не только на общественных слушаниях, но даже на сессиях горсовета и заседаниях горисполкома. И это при том, что изнывающая от недостатка свободных территорий для строительства, перенаселенная Одесса, наверное, больше всех заинтересована в том, чтобы поглотить окрестные села, которые, обнаглев, уже строят жилкомплексы на городских границах, вовсю эксплуатируя городскую инфраструктуру.
В проекте Одессу «объединили» с семью соседними населенными пунктами. Многие из них, однако, совершенно не согласны влиться в Причерноморскую Пальмиру.
Скажем, Крыжановский сельсовет, который областная администрация уже видит новым районом города, считает, что этот вариант является «самым плохим»:
«У него столько недостатков, что здравомыслящий человек обсуждать его даже не станет. Это все равно, что переехать из частного дома в коммуналку… Достаточно поехать на Слободку, Пересыпь, Большевик и Ближние Мельницы, чтобы понять, какие пугающие перспективы ждут села в черте города», — уверены депутаты сельсовета.
Аналогичным образом расценивают перспективу войти в состав города и в Фонтанке, которая высказалась за объединение с Крыжановским и Новодофиновским сельсоветами..
Понятно, что движет властями этих населенных пунктов — они хотят и дальше самостоятельно распродавать «золотые» земли у моря, ни с кем не делясь. Однако ж совсем игнорировать их мнение нельзя, иначе о какой добровольности может идти речь? Но авторы проекта перспективного плана именно это и сделали – проигнорировали.
Вряд ли способствует добровольному характеру процесса позиция Киева, который потребовал от регионов представить перспективные планы до 1 июня – от этого, мол, зависит финансирование новых громад. В итоге областные администрации начали давить на районы, а районы – на села, чтобы они выродили хоть какой-нибудь вариант. Нагнули даже тех, кто с самого начала был против любого формата объединения – скажем, Болградский и Ренийский районы.
Наши источники называют несколько имен, которые сейчас формируют этот самый перспективный план в Одесской области. Среди них — небезызвестная Наталья Чегодарь, которая, хоть и подверглась люстрации, продолжает в должности советника губернатора руководить хозяйственной жизнью региона.
Уверен, ни один, даже самый нищий сельсовет никогда добровольно не выступит за собственную же ликвидацию. Простые селяне тоже вряд ли поддержат такую реформу – кто ж по собственной воле уменьшит вес своего голоса? Кроме того, люди в сельской местности воспринимают эту и подобные реформы как очередную попытку заставить их по любому поводу ездить за 40-50 км, чтобы подписать какую-то нужную чиновникам бумажку, как попытку оправдать ликвидацию ФАПов, «оптимизацию» школ и вообще — «геноцид села». Неважно, что авторы закона преследовали совсем другие цели – народ все равно будет расценивать происходящее именно так. А значит, при нормальной демократической процедуре «объединение громад» просто утонет в дискуссиях. Посему, возможно, давление сверху – это единственная возможность провести необходимую реформу. Но тогда зачем все эти рассказы о демократии? И готовы ли инициаторы отвечать за действия той же Чегодарь? Как говорится, вы или трусы наденьте, или крестик снимите: закон или является МЕХАНИЗМОМ объединения громад, который будет действовать и завтра, и через сто лет, или это все же РЕОРГАНИЗАЦИЯ административно-территориального устройства страны, но тогда нужны совсем другие механизмы и решения.
Как бы то ни было, в правительстве и ОГА утверждают, что перспективный план – на то и перспективный, что его еще будут не раз и не два уточнять и дополнять. И вообще, без полноценного голосования соответствующих советов ни о каком объединении и речи быть не может.
Автор – Николай Ларин
/Портал "Любимый Измаил"/источник: dumskaya.net/
|