21.05.2012 Недавно в Рени состоялись два события, которые, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом. Однако связь между ними просматривается весьма отчетливо. Эти события в очередной раз подтвердили чувствительность и неоднозначность национального вопроса в Бессарабии. Тем более что некоторые из наших соседей настойчиво продолжают разыгрывать этническую карту в свою пользу. И, соответственно, в ущерб интересам Украины.
Побеседовали и согласились, что молдавской нации… не существует
Как сообщило информагентство REGNUM, Президент Молдовы Николай Тимофти в ходе встречи со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску согласился, что молдавской нации не существует. Об этом Т. Бэсеску заявил 3 мая на пресс-конференции в Бухаресте, проведенной совместно с Н. Тимофти. «Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века», — заявил президент Румынии. Тем самым, по словам Т. Бэсеску, была «поставлена точка в путанице о молдавском меньшинстве». Румынский лидер сообщил, что на встрече с Н. Тимофти также обсуждались тема европейской интеграции Молдовы и совместные молдавско-румынские проекты. При этом Т. Бэсеску заверил молдавского коллегу, что смена правительства в Бухаресте не скажется на стратегическом партнерстве с Молдовой — этого курса будет придерживаться любой правящий кабинет Румынии, независимо от политической окраски. Вот, оказывается, как все просто: «побеседовали и согласились», что «молдавской нации не существует». Разумеется, Молдова — независимая страна, и ее руководству виднее, в каком русле должен решаться неоднозначный вопрос национальной самоидентификации. Тем не менее, эта проблема напрямую затрагивает интересы Украины, на территории которой (в Буковине и Бессарабии) проживает значительное по численности молдавское население. Но если в Буковине прорумынские настроения — обычное явление, то подавляющее большинство бессарабских молдаван упорно не признают себя румынами. Более того — этот «вариант», как правило, даже не обсуждается. Сегодня молдаване Одесчины больше озабочены другими вопросами — социально-экономическими, культурными, образовательными, и данная повестка дня очень далека от политических спекуляций «старших братьев» — Румынии и Молдовы. Доказательством тому лишний раз послужил состоявшийся в Рени «круглый стол» на тему: «Молдавское сообщество Ренийского района: достижения и проблемы». В форуме приняли участие представители местной молдавской интеллигенции, а также научные сотрудники Одесского института госуправления НАГУ при Президенте Украины. Открывая работу «круглого стола», председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской ассоциации Анатолий Фетеску очертил ряд проблем, требующих своего решения. Это, во-первых, основа основ — экономическое развитие региона. — Молдаване всегда славились как хорошие хозяева, однако сегодня пятую часть домовладений трудно назвать усадьбами — жилье заброшено, люди уехали в поисках лучшей доли. Часть населения только числится, фактически люди находятся за границей, на заработках, — сказал А. Фетеску. Продолжая социально-экономическую тему, ренийский предприниматель Сергей Арабаджи в своем выступлении вспомнил деятельность Стефана Великого, который успешно правил Молдавским княжеством 47 лет. — Из 49 – ти сражений господарь проиграл только два, — отметил С. Арабаджи. — И я задаюсь вопросом: на какие средства Стефан Великий содержал столь могущественную армию, способную противостоять Польше, Венгрии, Османской империи? Где он брал средства на строительство новых крепостей и военное снабжение? Ведь у Молдавского княжества не было колоний и огромных ресурсов. Ответ очевиден. Стефан Великий, прежде всего, сумел укрепить экономику: он способствовал развитию земледелия, животноводства, виноградарства, были организованы добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и другие ремесла. В городах Молдавии проходили торги, куда приезжали иностранные купцы. Для сравнения — один пример из нынешней практики. Несколько лет назад мы начали строительство в Рени мощной мельницы и запустили ее. Она проработала всего два месяца — мы были вынуждены остановить производство. Почему? Рентабельность этого вида деятельности ограничена 10 – ю процентами, а НДС — 20 процентов... А. Фетеску поднял проблему преподавания молдавского языка в школах: сегодня в некоторых классах на изучение родной речи программой предусмотрено 0,5 урока в неделю. По глубокому убеждению Анатолия Семеновича, детей из молдавских семей необходимо с первого класса обучать на родном языке — с постепенным освоением государственного и других языков; как показывают многочисленные исследования, это способствует скорейшей адаптации ребенка в школе, лучшему усвоению программы. Нельзя не сказать о том, что за последние годы в молдавских селах Ренийского района значительно уменьшилось число детей, которые учатся на родном языке. Если четыре года назад в пяти школах было 69 молдавских классов, где на родном языке учились 1350 детей, то сейчас — только 46 групп (764 ребенка). В то же время нужно подчеркнуть, что в Ренийском районе, несмотря на оптимизацию, сохраняют молдавские классы, даже если в них занимаются 6 – 8 детей. В данном контексте одна из проблем заключается в том, что выпускникам национальных школ трудно освоиться в отечественных вузах, где преподавание ведется на украинском и русском языках. Раньше многие дети из молдавских сел продолжали образование в Кишиневе, теперь же избегают этого — дипломы соседнего государства требуют нострификации, а это очень долгий и хлопотный процесс. В Ренийском районе осуществляется большая работа по сохранению национальных культур — проводятся фольклорные фестивали, действуют национально-культурные общества, расширяется сеть детской школы искусств. В последние годы увеличилось число самодеятельных коллективов, которым присвоено звание «народный», и большая часть из них пропагандирует молдавскую культуру, фольклор. А тем временем в Бессарабию регулярно наведываются эмиссары из Румынии, чье любимое занятие — мониторинг соблюдения Украиной прав местной «румынской диаспоры». И хотя, как уже было сказано в начале публикации, молдаване Одесчины отказываются считать себя румынами, это не мешает некоторым из них получать румынские паспорта. Мотивы здесь, прямо скажем, меркантильные — документы Румынии позволяют гражданам Украины жить и работать в странах Евросоюза. Однако чисто житейские интересы украинских молдаван румынские деятели пытаются перевести в политическую плоскость, в массы запущен лозунг «Бессарабия — румынская земля!» Что можно противопоставить этим «аппетитам»? Только экономическое развитие тех украинских регионов, где компактно проживает молдавское население. Как известно, люди, имеющие стабильный заработок, возможность самореализации (в том числе в национально-культурном смысле) и уверенные в завтрашнем дне, редко «клюют» на приманку в виде политических спекуляций.
Кто ответит за «кацапов»?
В Рени прошел международный фестиваль фольклорных коллективов из Украины, Румынии и Молдовы, в том числе с участием представителей различных национальных диаспор, проживающих на территории этих стран. Фестиваль состоялся в рамках проекта Евросоюза «Какими бы разными мы ни были — 7 национальностей на Черном море» под эгидой совместной программы ЕС «Румыния — Украина — Молдова 2007 – 2013». Эта программа финансируется европейским сообществом и осуществляется под лозунгом «Общие границы — общие решения». Немного официальной информации. Как сказано в документах проекта, период его реализации — 15 месяцев (с 31 марта 2011 г. по 30 июня 2012 г.), общий бюджет — более 166 тысяч евро, из которых около 150 тысяч выделено Евросоюзом. Целевая группа проекта — 9 ансамблей (по 3 из Украины, Молдовы и Румынии); отдельно оговорено, что 72 молодых участника этих ансамблей (по 24 из каждой страны) будут отобраны для дальнейшего изучения народных танцев. Комитет по реализации проекта состоит из четырех партнеров: Васлуйский повитовый центр сохранения и распространения традиционной культуры (Румыния), Ассоциация молодых румын Бессарабии и Буковины (Румыния), отдел культуры Хинчештского районного совета (Молдова) и молодежная общественная организация «Новое поколение Европы» (Украина). Что касается количества бенефициариев проекта, то есть тех территорий и организаций, на благо которых он направлен, то тут очевиден крен в сторону Румынии. Молдова представлена двумя бенефициариями — Гагаузией и Хинчештским районом, Украина — одним (Ренийским районом), а Румыния — городами и повитами Васлуй, Яссы, Сучава и Тульча, а также Министерством регионального развития и туризма и Бюро регионального сотрудничества. Думаю, нет смысла описывать фестиваль — подобные зрелища надо видеть. Этот межнациональный фольклорный форум получился по-настоящему красочным и зажигательным; впрочем, южный темперамент и колорит в сочетании с грамотными организационными усилиями — гарантия удачного праздника всегда и везде. И все же позволю себе отдельно остановиться на некоторых моментах, которые, мягко говоря, вызвали недоумение и чувство досады. До начала фестиваля гостям показали фильм, снятый специально в рамках проекта и посвященный культурным традициям различных национальных диаспор, проживающих в Румынии, Украине и Молдове. Об этнографической ценности этого фильма судить трудно, однако было заметно, что в нем нет единой логической и концептуальной линии. В итоге вышел «винегрет»: болгарин из Молдовы рассказывал о том, как он варит пасту из сладкого перца, украинцы из Румынии делились секретами писанкарства, а цыгане хвалили свой духовой оркестр… При этом живущие в Румынии липоване и украинцы давали интервью на румынском языке, хотя первые превосходно говорят по-русски и даже сохранили элементы старорусской речи, а вторые более-менее прилично знают «мову Кобзаря». На молдавском (румынском) языке в фильме говорил и руководитель народного музыкального коллектива «Мугурел» из села Долинское Ренийского района. Таким образом, после киносеанса создалось впечатление, что в Дунайском регионе люди вообще не общаются ни по-русски, ни по-украински. Однако больше всего удивило перечисление этносов, культура которых и стала основой проекта «Какими бы разными мы ни были — 7 национальностей на Черном море». В информационной брошюре, посвященной проекту, цыгане названы своим «официальным» именем — ромы, зато дальше идут липоване и… кацапы. Допустим, составители брошюры могли не знать, что липоване не являются самостоятельным народом — это религиозно-этнографическая группа русских, образовавшаяся в ходе старообрядческого движения. И сами они, к слову, никогда не забывали о своем русском происхождении. Но тогда кто такие кацапы?! Люди, взявшие на себя миссию продвижения европейских стандартов за пределами ЕС, просто обязаны понимать, что подобные ляпы недопустимы и непростительны. Специально для таких «миссионеров» хочу сообщить, что этноса под названием «кацапы» не существует. Это прозвище, которое украинцы дали русским лет 300 – 400 назад (точно так же русские назвали украинцев «хохлами»). Кому-то это прозвище до сих пор кажется обидным, кому-то — шутливым, но его использование в информационных материалах под эгидой Евросоюза граничит с оскорблением. Ни для кого не секрет, что немцы, к примеру, называют французов «жабоедами», а французы немцев — «колбасниками». Чаще всего бытовой национализм такого рода воспринимается с юмором, однако любые его проявления на официальном уровне — стопроцентный международный скандал. Причем скандал такого масштаба, что без извинений со стороны президентов и премьер-министров не обойтись. Ну, а наши европейские друзья, видимо, считают, что украинцы и русские могут безропотно проглотить и не такое… Возможно, кому-то из читателей покажется, что автор этих строк сознательно преувеличивает незначительные «шероховатости» не столь уж важного международного мероприятия. Быть может. Если, конечно, явную и скрытую пропаганду идеи «Великой Румынии» в щедрых объятиях Евросоюза можно назвать «шероховатостями». Тем более что демонстрация привлекательности этих объятий, на мой взгляд, и есть главная задача аналогичных фестивалей и форумов. Я не против Евросоюза. Но я считаю, что каждая страна должна самостоятельно выбирать вектор развития, без навязчивого идеологического влияния извне. В том числе вектор союза с теми самыми «кацапами». Которые, кстати, внесли колоссальный вклад в распространение цивилизации в нашем регионе. И благодаря покровительству которых Румыния в принципе появилась на карте как независимое государство, а молдаване, болгары, гагаузы и другие национальности сумели сохраниться как полноценные этнические общности. И не просто сохраниться, но и дожить до того времени, когда они могут петь, плясать и веселиться на международных фестивалях. За европейские деньги… Автор: Андрей Потылико /источник: газета "Час Пик" №21(576) 20 мая 2012 года/
|