14.03.11г «Инвестиционная привлекательность» Украины почему-то привлекает только «деляг». Тех, кто хочет работать, она отталкивает…
С введением в жизнь нового Налогового Кодекса ничего не упростилось, а, напротив, усложнилось, что дает дополнительный «импульс» для внедрения новых коррупционных схем. Кроме того, власть достаточно «эффективно» пользуется введением разного рода запретов. А любой запрет приводит к отрицательному результату. Например, квоты на экспорт зерна, введенные в прошлом году, распределяются по коррупционной схеме: преимущество дается «своему» агенту, который, к тому же, зачастую не имеет ни денег, ни зерна, ни собственной базы, зато получает возможность делать деньги «из воздуха».
Один из самых популярных способов ухода от налогов крупного бизнеса (или существенного сокращения этих налогов) — использование оффшорных компании, как при операциях по вывозу продукции из Украины за границу (экспорту), так и по ввозу (импорту). Схем фактического уклонения от налогов — бесчисленное множество. И всеми ими наш «бизнес» успешно пользуется. Так что реформы, призванные наполнять государственный бюджет, следовало бы начинать с этого «сектора экономики». Но кто из власть имущих захочет поделиться собственной прибылью?
Тема привлечения иностранных инвестиций — любимая экономическая «песня» наших политиков на протяжении всего периода независимости Украины. Но особенно бодрые и оптимистичные заявления по этому поводу звучат из уст нынешнего руководства страны: Президент, Премьер, профильные министры, губернаторы хором вещают о том, что начатые реформы создают все предпосылки для улучшения внутреннего инвестиционного климата. Зашевелились даже местные органы власти, которые чуть ли не в пожарном порядке разрабатывают программы повышения инвестиционной привлекательности своих городов и районов. Все это хорошо. Однако для начала желательно разобраться, что представляет собой сегодняшний инвестиционный климат в Украине. Попробуем осветить этот вопрос на примере нашего региона, тем более что процессы, происходящие в провинции, всегда лучше отражают реальную жизнь, нежели столичные реляции.
Чуть ли не под грифом «секретно»!
Обратившись за соответствующими сведениями в управление экономики Измаильского горсовета, я буквально с порога столкнулся с тем, что информация относительно иностранных инвестиций (в том числе тех, которые вложены на муниципальном уровне) практически монополизирована вышестоящими органами власти. Например, чтобы получить данные о прямых зарубежных инвестициях в экономику Измаила за 2007‑2010 годы, городской голова Андрей Абрамченко в январе текущего года был вынужден направить официальный запрос в Главное управление внешнеэкономической деятельности и европейской интеграции Одесской ОГА. Ее ответ удивил: оказалось, что из числа измаильских предприятий государственную регистрацию иностранных инвестиций осуществило лишь ООО «Тирас-ТМ «Мозаика» (инвестиции из США в размере 900 тыс. долларов). К слову, по состоянию на 2008 год иностранные инвестиции в объеме 1 миллион долларов зарегистрировало также ООО «Дунайсудносервис» (бывший судоремонтно-механический завод; инвестор — одна из компаний Британских Виргинских островов). — У нас нет собственной статистики по поводу зарубежных инвестиций, вложенных в предприятия нашего города, — говорит главный специалист отдела анализа и прогнозирования экономического развития управления экономики Измаильского горсовета Борис Парфенов. — Этой информацией владеют только областные власти и областное управление статистики. Однако данные, которые касаются иностранных инвестиций, считаются конфиденциальными, и могут разглашаться лишь с разрешения собственников предприятий. Кроме того, в минувшем году Верховная Рада отменила обязательную государственную регистрацию иностранных инвестиций, и теперь их можно регистрировать в добровольном порядке, причем не в Нацбанке (как это было раньше), а в местных органах власти. В порядке либерализации режима иностранного инвестирования также отменены нормы, согласно которым иностранные инвестиции должны осуществляться исключительно в национальной валюте через специальные инвестиционные счета (ужесточение инвестиционного режима было введено в Украине в ноябре 2009 года с целью стабилизации курса гривни — А. П.). Отвечая на вопрос о том, обладает ли городская власть реальными возможностями в плане улучшения инвестиционного климата на местном уровне, Б. Парфенов сказал, что, в частности, горсовет вправе установить для инвесторов льготы по аренде земли, по коммунальному налогу и т. д. По словам Бориса Федоровича, не менее важной работой в этом направлении является подбор инвестиционно привлекательных земельных участков. При этом учитываются обстоятельства, интересующие инвесторов в первую очередь, а именно: наличие коммуникаций (дорог, водопроводных и канализационных сетей, энергетических мощностей и др.). Перечень таких участков уже существует и, как отметил Б. Парфенов, в перспективе горсовет планирует составить и утвердить Паспорт инвестиционного потенциала Измаила (документ может называться по-другому, но сути дела это не меняет). Пользуясь официальными данными статистики, главный специалист отдела анализа и прогнозирования управления экономики горсовета сообщил, что по состоянию на 1 января 2010 года Измаил получил 7,8 млн. долларов иностранных инвестиций (на 1 января 2009 года — 6,1 млн. долларов). Эти средства поступили на 15 предприятий города, распределившись по следующим отраслям: транспорт (включая водный) и связь — 8 предприятий; розничная торговля и автотранспортные услуги — 2 предприятия; оптовая торговля и обслуживание автотранспорта — 2; машиностроение — 1; производство металлоизделий — 1; строительство — 1; операции с недвижимостью — 1. В итоге получилось 16 пунктов (несовпадение с первоначальной суммарной цифрой объясняется особенностями статистического учета). В числе лидеров по объемам инвестирования в измаильские предприятия — США, Кипр, Британские Виргинские острова, Великобритания, Россия. «Однако мы не знаем, какие именно предприятия пользуются иностранными инвестициями. Как я уже сказал, нам известны только те из них, которые осуществили государственную регистрацию своих инвестиций», — отметил в заключение Б. Парфенов. Для сравнения: на 1 января 2008 года прямые иностранные инвестиции в экономику Измаила составили в общей сложности 5,8 млн. долларов. Деньги были инвестированы в 14 предприятий города. На тот момент инвестиционно привлекательными были такие отрасли как производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (40 процентов общего объема инвестиций), наземный транспорт (31 процент), машиностроение (16,4), дополнительные транспортные услуги (5,3), металлургическое производство (3,2), строительство (1,7). Среди стран мира лидерами инвестирования в экономику Измаила были США (43,3 процента общего объема капиталовложений), Египет (31 процент), Британские Виргинские острова (17), Болгария (1,7), Нидерланды (1,4) и Багамские острова (1,2). Для тех, кто не знает, следует пояснить: островные государства с экзотическими названиями — это оффшорные зоны. Именно они чаще всего «мелькают» в статистике в качестве главных иностранных инвесторов в Украине. Но они же лидируют по объемам «бегства» капитала из Украины. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся. А завершить инвестиционный портрет Измаила хотелось бы «веселеньким» штрихом. Когда я обратился в коммунальное предприятие «Измаильское бюро содействия инвестициям» (есть и такое!), то его сотрудницы сразили меня наповал: «У нас — одно название. За семь лет не было ни одной инвестиции, ни одного инвестора. Сидим, занимаемся ксерокопированием. Говорить не о чем». Вот уж действительно: то ли смеяться, то ли плакать… Некоторые любопытные цифры назвала начальник отдела экономики Ренийской райгосадминистрации Татьяна Насырова. В частности, за 10 лет существования специальной экономической зоны «Рени» инвестиции, вложенные в СЭЗ, составили в общей сложности 11,571 миллионов долларов, из них иностранные капиталовложения — 5,933 миллионов (к слову, это в несколько десятков раз меньше, чем предполагалось изначально — А. П.). Следует напомнить, что в период премьерства Виктора Ющенко при Президенте Леониде Кучме специальные экономические зоны в Украине, в том числе СЭЗ «Рени», были лишены целого ряда предусмотренных законодательством льгот, после чего инвестиционная активность в этих «точках экономического роста» резко снизилась. К примеру, в 2008 году в СЭЗ «Рени» удалось привлечь 1,329 млн. долларов зарубежных средств, а уже в 2009 году иностранных инвестиций не было вообще. Внутренние инвестиции в размере 55,8 тыс. долларов использовало лишь одно предприятие СЭЗ — «Рени-Лайн». И все… В 2010 году внутренние инвестиции в СЭЗ «Рени» увеличились и составили 531 тыс. долларов, однако иностранных инвестиций, опять же, не было. В целом по Ренийскому району в 2008 году было привлечено 3,582 млн. долларов иностранных инвестиций, в 2009 году — 4,447 млн., в 2010‑м — около 4,4 млн. Однако Т. Насырова, как и ее измаильский коллега Б. Парфенов не смогли назвать предприятия, которые пользуются зарубежными капиталовложениями: мол, конфиденциальная информация. Так что оценить достоверность этих цифр практически невозможно — доверять украинской статистике, как известно, можно далеко не всегда.
«Проблемы те же: коррупция и бюрократия»
А как чувствуют себя в нашей стране предприятия с иностранным капиталом? Насколько успешно идет их бизнес в Украине? Ощущают ли они какие-либо изменения в инвестиционном климате? Эти вопросы мы задали председателю правления ЗАО «Укрэлеваторпром» (Одесса), депутату областного совета Ивану Буценко. Но сначала — короткая справка. «Укрэлеваторпром» — на 100 процентов американское предприятие. С 2005 года оно входит в состав компании «Альфред С. Топфер Интернешнл», известной в мире с 1919 года в области торговли зерновыми, масличными и кормовыми культурами. В настоящее время торговый грузооборот компании составляет более 42 млн. тонн в год, доход — около 500 млн. евро в год. Доля «Укрэлеваторпрома» в этом обороте — 2,4 млн. тонн. Основной вид деятельности компании — закупка у производителей, хранение и отгрузка на экспорт зерновых грузов. Сегодня группа «Топфер» состоит из главного офиса в Гамбурге и 40 филиалов в разных странах мира. В Украине компания представлена главным офисом в Киеве, шестью региональными подразделениями и десятью элеваторами. Тот из них, что в Одессе, выполняет роль основного портового элеватора. Часть территории, на которой он расположен, была создана искусственно на морском берегу, как это принято в мировой практике строительства подобных объектов. — К сожалению, пока не чувствуется, что Украина предпринимает реальные шаги для привлечения зарубежных инвесторов, — комментирует И. Буценко. — Было плохо, но сейчас еще хуже. На примере нашей компании могу сказать, что мы приостановили свои украинские инвестиционные программы в объеме 17 миллионов долларов. Инвесторы сомневаются, есть ли смысл вкладывать деньги для развития производства в нашей стране. Гораздо лучше идут инвестиции в соседнюю Румынию — там создаются более благоприятные условия для иностранного капитала. Если говорить конкретно о зерновом рынке, то, как известно, в прошлом году Украина ввела квоты на вывоз зерна за границу. Это ударило и по нашей компании — работа почти остановилась. Можно было бы с пониманием отнестись к квотированию экспорта ячменя, кукурузы, продовольственной пшеницы. Но я не могу понять, зачем нужно было вводить квоты на фуражное зерно? Если в прошлом году оно стоило 800 гривень за тонну, то в этом году мы готовы были платить 1800 — на тысячу гривень больше! Однако квоты все затормозили. Так что пострадали не зернотрейдеры — они могут переориентироваться на рынки других стран. Пострадали, как всегда, производители зерна. Любой запрет приводит к отрицательному результату. Кроме того, квоты распределяются по коррупционной схеме: преимущество дается «своему» агенту, который, к тому же, зачастую не имеет ни денег, ни зерна, ни собственной базы. О чем говорить дальше? Что касается привлекательности Украины для иностранного бизнеса, то здесь препятствиями на пути инвестиций остаются все те же проблемы — коррупция и бюрократическое давление со стороны государственных органов. Новый Налоговый Кодекс, который по идее должен был упорядочить и упростить многие нормы и процедуры, на самом деле ничего не упростил, а чем-то даже запутал еще больше. Проверяющая функция не сократилась, зато появились другие требования, подходы и аппетиты. Мы по-прежнему вынуждены отчитываться перед государством в режиме «дайте справку оттуда, дайте справку отсюда, дайте справку для подтверждения справки». Опять же, нам, как и многим другим компаниям, не до конца возвращают НДС… Хочу подчеркнуть важный момент: иностранные инвестиции — это не только деньги или новое оборудование. Ценность инвестирования заключается и в том, что, приходя в Украину, иностранцы приносят с собой новые технологии, новые формы организации производства, новую психологию ведения бизнеса, наконец. К примеру, семинары, которые проводятся зарубежными специалистами для украинских коллег, имеют огромное образовательное значение. Один факт: американский элеватор с емкостями на 80 тысяч тонн обслуживают 12 человек, а на аналогичном украинском элеваторе работают 120 сотрудников. Вот вам уже информация к размышлению. Я сам неоднократно посещал такие семинары, объездил многие страны мира и могу утверждать: то, чему нас учат, скажем, европейцы, внедряя здесь свои подходы и стандарты, не менее значимо, чем денежные инвестиции как таковые. Благодаря зарубежному опыту мы учимся мыслить и действовать по-другому — более современно, эффективно. Разве это не приносит в Украине свои экономические плоды? Однако вернемся из Одессы в провинцию. Здесь о состоянии инвестиционного климата красноречиво свидетельствует один факт — история швейной фабрики, которую шесть лет назад открыла в Рени румынская фирма «Козамин» (г. Галац). То был яркий пример прямых иностранных инвестиций. Румыны создали производство буквально с нуля: выкупили и реконструировали помещение, закупили швейное оборудование, открыли 300 рабочих мест! Думаю, сегодня стоит процитировать несколько фрагментов беседы, состоявшейся в тот период между автором этих строк и исполнительным директором ДП «Козамин УкрРени» Д. Иордакеску. «Насколько я знаю, в Украину приходит не так много иностранных инвесторов, — сказал Дорин Васильевич на начальной стадии реализации румынского инвестиционного проекта. — К тому же, даже из числа тех, кто сюда пришел, большинство закрыло свой бизнес и уехало обратно. Инвесторы просто не выдерживают местной специфики… Украинские законы очень несовершенны, они явно нуждаются в упрощении, иначе инвестиционный климат тут никогда не будет благоприятным. Особенно удивляет бесконечная бюрократия: каждый шаг должен сопровождаться огромным количеством всевозможных разрешений и согласований… Иностранцам почти невозможно открыть новый бизнес. Вот вам один из примеров: в Белгород-Днестровском немецкие инвесторы, которые также планировали начать швейное производство, не смогли продержаться даже месяца». Слова Д. Иордакеску оказались пророческими: фабрика хоть и продержалась несколько лет, однако в мае 2010 года она официально закрылась. Сначала румынские инвесторы столкнулись с нехваткой рабочих рук: имея возможность набрать 300 швей, фабрика смогла «мобилизовать» лишь 100 человек — ренийские женщины, в том числе безработные (!), просто отказывались работать на условиях жесткой дисциплины и высокой производительности труда. Ну, а добила инвесторов экономическая депрессия. — Румыны объяснили закрытие фабрики финансовым кризисом: в Украине курс доллара вырос почти в два раза, да и Европу лихорадило, — так прокомментировала уход инвесторов из Рени Татьяна Насырова. — Здесь они сделали ставку на дешевую рабочую силу, однако производство было полностью ориентировано на внешний рынок — работали по давальческим схемам и продавали продукцию за рубежом. Настал момент, когда украинское звено производства стало убыточным, ведь последствия кризиса в Украине оказались гораздо более ощутимыми, чем в Евросоюзе.
Рыба ищет, где глубже, а капитал — оффшоры
Как отмечает Елена Снежко («Инвестгазета»), в целом оффшорные зоны играют все большую роль в украинском бизнесе (те самые экзотические острова, названия которых, как уже упоминалось выше, фигурируют в списке наиболее активных иностранных инвесторов, вкладывающих деньги в экономику Украины). Бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник даже назвал приблизительный выигрыш отечественного крупного бизнеса, который уклоняется от уплаты налогов благодаря оффшорным зонам. По словам В. Пинзеника, к 2006 году Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича экспортировал 13 процентов своей продукции через оффшоры, в основном — через Кипр. Доля оффшорного экспорта «Индустриального союза Донбасса» составляла 63 процента, некоторых компаний группы «Приват» и корпорации «Интерпайп» — около 70 процентов. В результате, сообщил министр, в 2006 году «Интерпайп» снизил платежи налога на прибыль в два раза по сравнению с 2005 годом, принадлежащие «СКМ» Северный ГОК (горно-обогатительный комбинат — А. П.) — в два раза, Южный ГОК — в три раза. Комбинат им. Ильича побил тогда все рекорды, сократив налоговые платежи в десять раз! Не думаю, что с 2006 года в этой стране что-то изменилось. А наша власть, тем временем, в который раз рассуждает о наполнении бюджета и привлечении иностранных инвестиций… «Оффшоры, как классические, так и условные, могут использоваться бизнесом для многих целей, — пишет «Инвестгазета». — По оценкам BPT Offshore, в 40 процентах случаях это оптимизация налогообложения. В остальных 60 процентах нерезидентные компании в оффшорах создаются для вывода капитала за рубеж, инвестирования средств на территории Украины, уменьшения зависимости от валютного законодательства, защиты предприятий от рейдерских атак, устранения проблем с антимонопольными органами и, наконец, сохранения конфиденциальности и анонимности собственников. В зависимости от целей, бизнес уже выбирает подходящие юрисдикции для регистрации оффшорной компании и оптимальные схемы». «Пожалуй, один из самых популярных способов оптимизации налогообложения, к которому прибегают экспортно-ориентированные предприятия (главным образом химические и металлургические), — использование оффшорной компании при операциях по вывозу продукции за границу, — отмечает Инна Алексеенко (аналитический деловой еженедельник «Чистая прибыль»). — Суть схемы довольно проста и выглядит примерно так. Допустим, отечественная компания N закупает в Украине товар по $100 за единицу, чтобы сбыть его в Европе по $150. Правда, продает его не напрямую, а через подконтрольную оффшорную фирму Q, для которой цена продукта составляет $110. Оффшорный статус позволяет ей вообще не платить налоги, а украинская компания должна поделиться частью прибыли с государством. В данном случае налог взимается с $10, а разница — $40 оседает на зарубежных банковских счетах фирмы Q. Не менее популярна и схема оптимизации, при которой оффшорная компания используется для осуществления импортных операций. Ей отдают предпочтение, как правило, торговые компании. Предположим, упомянутая отечественная компания N ввозит в Украину обувь. Этот товар по рыночной цене закупает в Италии подконтрольная N оффшорная фирма Q. Предприятие Q «продает» товар компании N либо по завышенной, либо по заниженной цене. Все зависит от того, на чем выгоднее сэкономить: на налоге на прибыль или на таможенной пошлине. Например, пара туфель стоит $50. Однако на таможне декларируется другая цена — $20. «Убытки» потом с лихвой покроет маржа при продаже туфель конечному покупателю». «Когда на счетах оффшорной компании накапливается большая сумма, компания может направить ее на реализацию инвестиционных проектов в Украину, — продолжает «Инвестгазета». — Для этого необходимо, чтобы страна, откуда придут инвестиции, имела соглашение с Украиной об избегании двойного налогообложения. Инвестируя средства в Украину, материнский холдинг может увеличить уставный капитал дочернего украинского предприятия или внести в него купленное за границей оборудование. В обоих случаях законодательство освобождает инвестора от налогов, таможенных пошлин и НДС. Еще один вариант — это покупка нерезидентом корпоративных облигаций украинской компании или предоставление ей кредита. При этом проценты по кредиту не будут облагаться налогом и, будучи отнесенными к расходам украинской компании, они уменьшат ее налогооблагаемую прибыль». «Кипр давно превратился в крупнейшего инвестора украинской экономики: из этой страны инвестировано более 8,5 млрд. долларов. А из Украины в Кипр, по данным официальной статистики, только прямых инвестиций — 6,3 млрд. долларов, — заявил недавно вице-премьер Сергей Тигипко. — Всем понятно, что эти инвестиции — средства украинских предприятий, которые избегают налогообложения. Именно поэтому мы должны перекрыть каналы потерь бюджета через оффшоры». Что ж, очень правильные слова. Одно смущает: подобные заявления неоднократно звучали и раньше, однако они так и остались заявлениями. Необходимо напомнить, что перечень государств, которые Украина относит к оффшорным зонам, выходит из-под пера Кабинета Министров. Естественно, каждое обновление правительства неминуемо ведет к обновлению списка оффшоров. Впервые такой список был составлен несколько лет назад. В него попали преимущественно классические оффшоры (юрисдикции, законодательство которых полностью освобождает компании от налогообложения, бухгалтерского учета и валютно-финансового контроля). Госбюджет таких стран, как правило, на 80‑90 процентов формируется из доходов оффшорного бизнеса. К ним относятся Британские Виргинские острова, Панама, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины и другие. Но так называемые условные, или псевдооффшоры, правительство предпочитает в этот список не вносить. Как правило, к ним относят страны, в законодательстве которых существуют определенные льготы, изъятия и положения, которые позволяют при проведении определенных видов операций или видов деятельности не платить налоги вообще, или платить их по минимальной ставке. К наиболее известным псевдооффшорным зонам относятся Великобритания, Дания, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Гонконг, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн и Кипр. В украинский перечень оффшоров Кипр все-таки изначально попал. Правда, вопрос с островом так до конца и не решен. В апреле 2005 года Кабмин внес Кипр в пресловутый перечень, а в феврале 2006‑го — исключил. В июле того же года правительство предложило денонсировать соглашение об избегании двойного налогообложения, подписанное с Кипром еще при Советском Союзе. Парламент не поддержал инициативу Кабмина. Через некоторое время данный вопрос вновь был вынесен на рассмотрение Верховной Рады, и опять народные депутаты провалили его. Почему? Да все очень просто: большинство наших нардепов — и есть те самые бизнесмены, которые перекачивают свои доходы в оффшоры. Будут ли они рубить сук, на котором сидят (и не просто сидят — жируют)? Вопрос — риторический. Андрей Потылико газета "Час Пик" №10(514) за 13 марта 2011 года
|