3.06.2011 Педагоги, с которыми я общался на данную тему, подтвердили: в текстах пособий много ошибок. Бывает, в тестовых заданиях встречаются сразу два правильных варианта ответа, а иногда — ни одного.
Чтобы ответить правильно, ученику совсем не обязательно напрягать мышление. Более того, тестирование принципиально исключает возможность для школьника показать уровень своей подготовки. Таким образом, образование исключает свою же первородную задачу — развитие интеллекта и необходимость в стимулах этого развития.
Реформа образования неудержимо шествует по нашей стране. Невольно вспоминаются известные строки: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Будучи поистине «революционным органом», Министерство образования и науки Украины продолжает придумывать различные нововведения. В числе последних — модернизация и унификация практики контрольного оценивания уровня знаний учеников. Новшество заключается в том, что в школе активно внедряется модная нынче тестовая система в виде итоговых контрольных работ. Очередной учебный год подошел к концу, «модернизированные» контрольные написаны, а посему можно подвести некоторые итоги.
«Вопросы на засыпку» теперь утверждены официально?
Согласно приказу МОН от 16 февраля 2011 года, нынешние итоговые контрольные работы можно было писать только в той форме, которую определило Министерство для всех без исключения общеобразовательных учреждений. Чтобы облегчить детям задачу, МОН выпустило специальные пособия по нескольким школьным предметам, а педагоги в свою очередь потребовали от учеников «вооружиться» этими книжками. В каждой из них — тексты заданий (вариантов) контрольных работ начального, среднего, достаточного и высокого уровней. Подавляющее большинство заданий — тесты. То есть, из нескольких вариантов ответов нужно выбрать правильный. Все «прелести» нововведения автор этих строк испытал на себе. Началось с того, что моя 12‑летняя дочь, ученица 6‑го класса Ренийской гимназии, сообщила: нужно купить пособия по трем предметам. Каждая книжка продавалась по 18 гривень, хотя рекомендованная цена — 15 грн. Итого — 54 грн. Купили. Дочка прорабатывала задания самостоятельно, но попросила, чтобы я помог ей с историей Украины и всемирной историей. Я с детства хорошо знал историю (плюс университетское образование), поэтому охотно откликнулся на просьбу ребенка. Оказалось, что я был слишком самонадеянным. Некоторые задания удивили своей сложностью, другие вызвали, мягко говоря, недоумение. Решение отдельных вариантов превратилось в настоящую головоломку. Вскоре я убедился: с такими контрольными справится не каждый студент МГУ, Гарварда или Оксфорда. Ладно, предположим, сложность заданий вызвана стремлением максимально охватить пройденный материал. Но как понимать наличие явно двусмысленных и сомнительных вопросов? Например, в варианте 9 (высокий уровень) спрашивается: «Как ученые объясняют процесс зарождения украинского народа? Кого считают предками украинцев?» Любопытно, знает ли автор пособия о том, что этот вопрос является в высшей степени дискуссионным? Ведь одни историки называют нашими предками трипольцев, другие настаивают на славянском происхождении украинцев, третьи предлагают вести «родословную» от легендарных Ариев, и т. д. Допустим, учитель на уроке ознакомил учеников со всеми версиями. И вот ребенку во время контрольной попадается такой вопрос. Что он должен ответить? Какой ответ должен считаться правильным? Совершенно непонятно. Еще пример. Вопрос из варианта 30 (высокий уровень): «В чем заключались отличия древнейшего человека от современного?» Опять же, составитель пособия обязан знать, что проблема происхождения человека тоже остается дискуссионной. Но даже если детям преподают только теорию эволюции, возникает вопрос: кого считать древнейшим человеком? Питекантропа? Неандертальца? Кроманьонца? Подвох состоит в том, что древнейшими людьми вида «хомо сапиенс» признаны кроманьонцы, которые появились на планете 40‑50 тысяч лет назад, однако они уже ничем не отличались от современных людей. Что же должен ответить ученик 6‑го класса? Ну, чем не вопрос на засыпку? Идем дальше. Вариант 38, вопрос начального уровня: «Система мировосприятия человека, обусловленная верой в сверхъестественное». Варианты ответов: религия, мифология, философия, мораль. На первый взгляд, правильный ответ — «религия». Но ведь мифология также связана с верой в сверхъестественное; во всяком случае, религиозное и мифологическое мировоззрения — «близнецы-братья». Значит, вопрос подразумевает два правильных ответа? Однако школьник должен выбрать один. Какой? Вариант 35, вопрос начального уровня из той же «оперы»: «Вера в способность человека влиять на силы природы и других людей». Варианты ответов: язычество, магия, тотемизм, анимизм. Тут опять — двадцать пять. В качестве правильного ответа напрашивается «магия». Однако у многих народов магия была неотъемлемой частью язычества, а у североамериканских индейцев и африканцев, например, с магическими функциями связан и тотемизм. Получается, элементы правильного ответа содержатся в трех вариантах из четырех? Не позавидуешь ребенку, который должен отвечать на такие вопросы в ходе тестовой контрольной работы! В подобных ситуациях в процессе устного ответа подготовленный ребенок еще мог бы порассуждать над заданием (этим он лишь доказал бы свою эрудицию), но тестирование не дает ему такой возможности. Вот и выкручивайся в поисках единственного верного решения… Кстати, аналогичные ляпы и откровенные ошибки встречаются в образцах итоговых контрольных работ не только по истории — по всем предметам. И если столь очевидную халтуру допускают авторы учебников и пособий, то чего мы хотим от детей?
«Чтобы учителя не занимались самодеятельностью»
— Эти пособия — унифицированные, одинаковые для всей Украины тексты итоговых контрольных работ, — комментирует новую инициативу МОН специалист Измаильского городского отдела образования Татьяна Полякова. — Почему Министерство образования и науки приняло такое решение? Прежде учителя в каждой школе самостоятельно составляли варианты контрольных работ, но данный принцип показал, мягко говоря, свое несовершенство. Например, в учебных заведениях с более высоким уровнем преподавания (гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением тех или иных предметов), где, соответственно, более «сильный» контингент учеников, педагоги давали довольно сложные контрольные задания. В то же время в какой-нибудь сельской школе, в которой детки «слабее», учителя составляли более простые тексты контрольных. И когда анализировались результаты оценивания знаний учащихся, нередко выяснялось, что количество отличников в скромных сельских школах больше, чем в солидных гимназиях или лицеях. Согласитесь, что эту ситуацию нельзя было считать нормальной. Поэтому и было решено ввести одинаковые образцы контрольных работ по всей стране. Они в первую очередь предназначены для того, чтобы дать ученику возможность заранее ознакомиться с вариантами заданий и подготовиться к ним в домашних условиях. Варианты итоговых контрольных работ разработаны для 5‑8 классов по следующим предметам: математика, история Украины и всемирная история, украинский язык, русский язык, английский язык, французский язык, немецкий язык. В 4, 9 и 11‑х классах проводится государственная итоговая аттестация (раньше ей соответствовали экзамены). В 4‑х классах она выглядит как контрольная работа. Но, опять же, чтобы наши учителя не занимались самодеятельностью, специально для них изготовлены сборники вариантов контрольных работ, они размещены в Интернете. Чем это удобно? В каждой книжке — 30‑38 вариантов заданий, однако класс, как правило, должен решить не более 15‑ти. Образцы контрольных представляют собой задания разного типа и разного уровня сложности: среди них есть и тесты, и вопросы по установлению соответствия понятий и хронологии событий (если это — курс по истории), и задания, требующие более подробного письменного изложения. Тем самым, дети привыкают к официально утвержденной форме контрольных работ. И все же это не значит, что надо дружно бежать в магазин и покупать рекомендованные Министерством пособия. Школа не имеет права требовать от детей или родителей приобретения этих книжек, тем более что они есть в Интернете, и их можно скачать бесплатно. Если кто-то говорит, что в Сети нет этих пособий, то он, вероятно, просто не умеет искать. Возвращаясь к оцениванию качества знаний учащихся, Т. Полякова напомнила, что оценка, полученная по итогам государственной итоговой аттестации, выставляется во вкладыше Свидетельства о среднем образовании. Сегодня это особенно важно, поскольку при поступлении в вуз учитывается не только результат внешнего независимого тестирования, но и средний балл Аттестата. Он высчитывается как среднеарифметическая цифра, которая затем по определенной шкале переводится из 12‑балльной системы в 200‑балльную. На вопрос о том, в каком соотношении будут учитываться итоги внешнего тестирования и средний балл Аттестата, Татьяна Васильевна ответила так. Поступая в вуз, абитуриент должен представить сертификаты независимого оценивания по трем предметам, согласно 200‑балльной шкале. К ним прибавляется средний балл Аттестата, высчитанный, как уже говорилось, по аналогичной шкале. Идеальная ситуация — 200 баллов по каждому из четырех «пунктов», то есть, максимально возможная оценка — 800 баллов. Таким образом, внешнее независимое тестирование обеспечивает три четверти успеха абитуриента, а средний балл Аттестата — одну четверть. В этом смысле абитуриент, написавший тесты не очень удачно, получает дополнительный шанс благодаря школьным оценкам (если, конечно, они высокие). «Если же он по итогам внешнего оценивания получает меньше 124 баллов, то это говорит о том, что он не знает данный предмет, и 12 баллов в аттестате спасти уже не смогут», — подчеркнула Т. Полякова.
Тесты — вместо… Вместо мышления?
Педагоги, с которыми я общался на данную тему, подтвердили: в текстах пособий действительно много ошибок (бывает, в тестовых заданиях встречаются сразу два правильных варианта ответа, а иногда — ни одного). Однако мнения учителей по поводу очередной «победы» тестовой системы разделились. Один из весомых аргументов в пользу этого новшества заключается в том, что тем самым школьники готовятся и привыкают к будущим тестированиям, в том числе к внешнему независимому оцениванию перед поступлением в вузы. А готовиться надо вплоть до таких «мелочей», как отметка напротив правильного ответа: в соответствующем квадратике необходимо ставить крестик, а не галочку (оказывается, в ходе проверки работ компьютер считывает только крестик!). Аргументы «против» высказала учитель украинского языка и литературы Ренийской гимназии Татьяна Малицкая: — На мой взгляд, тестовый принцип оценивания качества знаний таит в себе целый ряд недостатков. Я называю этот принцип «методом научного тыка». Чтобы ответить правильно, ученику не обязательно напрягать мышление — достаточно просто угадать или вызубрить верный вариант. Не секрет, что в свободной продаже были не только тексты вариантов итоговых контрольных работ, но и готовые ответы. Школьник мог купить их и «тупо» подготовить себя к любому вопросу. Да, в школе всегда существовала подобная проблема, но если необходимость устного ответа или написания диктанта хоть как-то заставляла ребенка логически и творчески думать, то для тестирования требуется более узкое мышление. Кстати, если раньше каждая языковая тема закреплялась диктантом «на слух», то сейчас школьники пишут тестовую контрольную. Навыки написания диктанта утрачиваются, уровень грамотности падает. Вы почитайте, что и как дети пишут друг другу в Интернете! Кошмар… Андрей Потылико газета "Час Пик" №22(526) за 5.05.2011
|