16.06.10г 50 лет назад в газете «Социалистическая Осетия» был опубликован репортаж из города Ялта, в котором подробно рассказывалось о теплоходе «Осетия». Автором материала являлся тогда молодой корреспондент республиканской газеты «Растдзинад», а ныне народный поэт Осетии, заслуженный работник культуры России, лауреат премии К.Хетагурова, главный редактор журнала «Ногдзау» Музафер Дзасохов. Звонок поэту застал его врасплох. «Прошло столько времени, детали уже и не помню, – честно признался Музафер Созырикоевич. – Могу только сказать, что теплоход произвел на меня очень большое впечатление. Он действительно был красивым и комфортабельным». Был, потому что теперь теплохода с таким родным для нас названием нет. Но он сохранился в памяти людей, на открытках и значках того времени. Теплоход «Осетия» был последним в серии из 9 однотипных судов, которые были построены и введены в эксплуатацию между 1959 и 1963 годами. Более того, он должен был стать пилотным для новой серии Однако по неизвестным обстоятельствам постройка судов по модернизированному проекту не состоялась, и теплоход «Осетия» был построен по проекту теплохода «Киргизстан», внешне вообще от него не отличаясь, за исключением ряда деталей отделки и некоторых элементов более высокого комфорта. Постройкой девятого судна создание судов этого проекта была завершено.
«Счастливого плавания, «Осетия»!
Давно я мечтал об этой встрече, с тех пор, как впервые услышал о том, что теплоход «Осетия» вышел в океанское плавание. И когда я приехал в Ялту на отдых, то сразу же подумал: не удастся ли увидеть теплоход? Первая моя прогулка была к морскому порту. Решил узнать, когда прибудет океанский лайнер. В день его прибытия я пораньше пришел к морю, хотя «Осетию» ждали к 11 часам дня. И вот на горизонте показалось небольшое пятно, которое все больше и больше увеличивалось. Когда лайнер пришвартовался к берегу, иностранные туристы по трапу хлынули на берег. А я, получив разрешение, поднялся на борт корабля. Представился дежурному. Он тотчас познакомил меня со вторым штурманом Петром Васильевичем Ковалевым. Проводили меня к капитану Владимиру Николаевичу Раховедскому. В каюте уютно. На столе заметил несколько небольших томов книг. – Да, да, – рассеял мои сомнения капитан, – это, действительно, стихи Коста Хетагурова. Владимир Николаевич веселый и общительный человек. Ему не более 35 лет, а морские просторы бороздит около 20 лет. Капитаном «Осетии» стал недавно. До этого плавал на теплоходе «Бельц». Как старого знакомого расспрашивает меня Раховедский. Рассказываю ему о делах и жизни трудящихся Осетии, а он знакомит меня с экипажем. Как известно, теплоход построен в 1963 году на стапелях Ленинградского судостроительного завода имени Жданова. Существует традиция – когда вновь построенный корабль спускается на воду, об его борт разбивают бутылку шампанского. В кают-компании на стене увидел большой снимок океанского лайнера, у которого стоит молодая женщина. Под снимком золотыми буквами выведено: «Когда теплоход «Осетия» впервые был спущен на воду, то бутылку шампанского разбила Людмила Французова. 29 апреля, 1963 год». В этот день и началась трудовая биография теплохода. С тех пор «Осетия» бороздит бескрайние морские просторы, доставляет в зарубежные порты советских и иностранных туристов. Весь экипаж корабля составляют 103 человека. Теплоход оснащен самой современной техникой и приборами. Есть на корабле каюты первого, второго, третьего классов, всего на 400 пассажиров, ресторан, бар, в котором играет оркестр, буфеты, места для игр. – Можно сказать, – продолжает беседу Владимир Николаевич, – что весь наш экипаж, в основном, молодежный. Ни одного из его членов нельзя упрекнуть в нерадивости, все хорошо несут свою нелегкую службу. Особенно следует отметить самоотверженный труд второго штурмана Петра Ковалева, боцмана Александра Потлова, старшего кока Анатолия Ремизова, старшей дежурной Любови Ложкиной. Сейчас на борту «Осетии» только иностранные туристы из Соединенных Штатов Америки, Австрии, Англии, Федеративной Республики Германии, Швеции, Бельгии. Маршрут корабля начинается в городе Измаиле. Оттуда идет в Алупку, Ялту, Варну (Болгария), Стамбул. Затем снова возвращается на Родину. Красив и удобен теплоход «Осетия». Такого единодушное мнение туристов, которые совершают на нем путешествие. Вот, например, одна из записей, сделанных в книге отзывов группой туристов: «От души благодарим экипаж «Осетии» за чуткое и внимательное отношение к нам. Мы получили большое удовольствие». Таких записей в книге – множество… Раздались два гудка теплохода, а я еще не сошел на берег. – Не волнуйтесь, – с улыбкой успокоил меня капитан, – не увезем вас с собой. Я поблагодарил своих гостеприимных хозяев и, попрощавшись, быстро спустился на берег. Теплоход взял курс на Варну. – Счастливого плавания, «Осетия»! До встречи! М.ДЗАСОХОВ «Социалистическая Осетия», 16 июня 1965 года
osetia.kvaisa.ru
|