19.06.2011 Трансграничное сотрудничество в регионе развивается на основе создания Еврорегионов «Нижний Дунай» и «Черное море», а также Стратегии ЕС для дунайского региона, успех в реализации которой зависит, в том числе, и от позиции Украины. Но сегодня приходится констатировать, что такая позиция является крайне неэффективной, либо ее вовсе нет.
В редакцию нашей газеты позвонили из Киевского Национального университета им. Т. Г. Шевченко. Позвонили только потому, что «Час пик» неоднократно поднимал проблематику украинского Придунавья и, в частности, реализации проекта строительства и эксплуатации канала «Дунай-Черное море, а также реализации Комплексного Проекта развития Украинского Придунавья, получившего государственный статус в бытность Сергея Гриневецкого губернатором области (остановленную с приходом к власти «оранжевых» в 2005 году). Звонившие из КНУ им. Т. Г. Шевченко порекомендовали нам познакомиться с дипломной работой будущего бакалавра Института международных отношений этого университета Ярославы Прокопенко. Надо сказать, это не вызвало в редакции особого энтузиазма, но мы все же согласились. Чтобы не быть голословными, предоставим слово самой Ярославе Прокопенко, точнее, выводам, которые она сделала, исследовав одну весьма важную тему.
Продвижение инвестиционного имиджа — как средство реализации внешнеэкономических интересов государства
Интеграционные процессы на европейском континенте, расширение ЕС, углубление отраслевых межрегиональных связей западноевропейских государств с Восточной Европой непосредственно влияют на развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах на всем европейском пространстве. Неотъемлемой составляющей вышеупомянутых интеграционных процессов является углубление экономической кооперации, в частности, — усиление транспортного и транзитного сегментов экономического сотрудничества и перестройка трансъевропейской транспортной сети, поскольку именно транспортные пути всегда играли весомую роль в развитии регионов и, как следствие, государства. С восстановлением развития дунайского транспортного коридора (после двух Балканских кризисов) для Украины открылись самые серьезные перспективы участия в новых трансъевропейских проектах. Но после вступления в НАТО и ЕС, Румыния начала активно укреплять свои политические и экономические позиции, стремясь занять место регионального лидера на Восточноевропейском направлении и в Черноморском регионе. Сейчас основная задача Румынии в контексте европейской внешней политики заключается в продвижении интересов ЕС на Балканы и Ближний Восток. Поэтому для Украины становится особенно актуальным вопрос защиты своих внешнеэкономических интересов, в частности средствами продвижения инвестиционных имиджей пограничных территорий. В процессе исследования, посвященного изучению инвестиционного имиджа украинского Придунавья, были рассмотрены разные аспекты национальной и региональной информационной политики. Инвестиционный имидж государства тесно связан с исследованием имиджа внешнеэкономической деятельности, имиджа больших хозяйствующих субъектов и имиджа экономики в целом, оценивающегося по ряду индикаторов, по которым, собственно, этот имидж и определяется. Однако, на формирование и распространение имиджевых конструктов влияют не только собственные тематические информационные потоки, но и внешние — те, которые создаются партнерами и конкурентами государства. При воплощении имиджевых стратегий во внешнеэкономической сфере необходимо учитывать взаимодействие с международными организациями экономического профиля, общую экономическую деятельность, международную деятельность отечественных компаний, экономические конфликты. Реализация имиджевых программ должна осуществляться в трех направлениях: информационном, событийном и инфраструктурном. Кроме того, инвестиционная политика государства, как игрока на международной арене, стремящегося защищать свои национальные интересы в экономической сфере, является неотъемлемой частью его внутренней и внешней политики, поэтому здесь она должна демонстрировать готовность принять условия мирового рынка: стабильность правового поля, реформирование налоговой, судебной, банковской и других систем. Украинское Придунавье — стратегически важный в геополитическом и геоэкономическом плане регион, вовлеченный в региональную систему международных отношений. Поэтому его позиционирование как инвестиционно-привлекательной территории предусматривает комплексный подход. Можно констатировать, что сегодня существует целый «букет» проблемных вопросов, мешающих последовательной реализации комплексной стратегии продвижения инвестиционного имиджа страны. В этом «букете», в частности, — и поползновения Румынии на территориальные притязания к Украине, и беззастенчивое, порой демонстративное предоставление румынского гражданства гражданам Украины, проживающим на пограничных с Румынией территориях. Последнее само по себе представляет потенциальную угрозу для территориальной целостности Украины, а, следовательно, и для разработки долгосрочных инвестиционных проектов социально-экономического развития, и для привлечения инвестиций в целом. В медийном пространстве между обеими странами постоянно ведутся информационные войны, что также мешает формированию позитивного имиджа пограничных территорий. Поскольку Румыния, будучи членом ЕС и НАТО, проводит чрезвычайную активную публичную медиа-дипломатию, то аналитические и рейтинговые агентства Европы, скорее всего, и чаще всего будут прислушиваться к румынской официальной точке зрения, что неизбежно будет влиять на привлечение инвестиций в регион отнюдь не в пользу нашей страны. Серьезное экономическое противостояние между Украиной и Румынией выходит за рамки построения цивилизованных двусторонних отношений и конструктивного диалога между государствами. Одно из главных направлений этой экономической борьбы — тема возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная. Сейчас — это единственный инвестиционный проект в украинском Придунавье, который наша сторона более-менее серьезно и последовательно отстаивает на международной арене. Поэтому, чтобы любой ценой воспрепятствовать дальнейшей реализации украинского проекта Глубоководного Судового Хода «Дунай — Черное море», румынская сторона широко использует информационные, экологические и экономические рычаги, развязав с Украиной дипломатическую войну за судоходство на Дунае. На протяжении последних шести лет мы все были свидетелями постоянного давления со стороны Румынии (в рамках осуществления деятельности разнообразных международных организаций, к компетенции которых относится наблюдение и контроль за экономической и экологической деятельностью в дунайском регионе) с целью если не прекратить, то, как минимум, затормозить реализацию Украиной указанного проекта. Абсолютно предвзятое, ни на чем не основанное информационное освещение ущербности (для экологии) украинского проекта в румынском и европейском информационном пространстве постоянно «вставляло палки в колеса» продвижению наших интересов, и, как следствие, мешало проведению самой Украиной полноценной политики всестороннего социально-экономического развития региона. Это, в свою очередь, негативно влияло и на привлечение инвестиций в нашу страну. Трансграничное сотрудничество в регионе развивается на основе создания Еврорегионов «Нижний Дунай» и «Черное море», а также Стратегии ЕС для дунайского региона, успех в реализации которой зависит, в том числе, и от позиции Украины. Но сегодня приходится констатировать, что такая позиция является крайне неэффективной, либо ее вовсе нет. В связи с этим возникает крайняя необходимость в разработке Украиной собственной комплексной имиджевой стратегии, в частности в инвестиционной сфере, поскольку речь идет о национальных интересах, экономической безопасности государства и возможности последовательно реализовывать свои внешнеэкономические проекты. В этом смысле, пожалуй, самым серьезным пробелом в государственной политике является отсутствие единой целостной концепции реализации стратегических проектов, направленных на усиление статуса и экономического потенциала Украины в отношениях с соседями и конкурентами. Стратегические экономические проекты должны четко отождествляться с инвестиционной активностью государства и постоянным информационным сопровождением такой активности. Исходя из того, что реализация стратегических экономических проектов дает комплексный эффект, а сами они являются долговременными и надежными инвестициями в хозяйственный комплекс государства, необходимо активизировать деятельность органов власти, прежде всего, в этой сфере. Ныне восприятие Украины за границей (а, значит, и отдельных регионов страны, в частности, в том числе и украинского Придунавья) носит спонтанный и фрагментарный характер. Иностранцы связывают восприятие нашего государства преимущественно с событийным и ситуативным контекстом. Поэтому сегодня остро возникает потребность формирования целостной продуманной концепции позитивного имиджа Украины на мировом рынке инвестиций. В этом направлении был сделан ряд шагов — таких, как разработка проектов продвижения инвестиционного имиджа Украины в рамках единой концепции «Ukraine. Moving in fast lane» и стратегий новой инвестиционной политики. Проведенный в ходе исследования STEP — анализ инвестиционной привлекательности Придунайского региона показал, что важнейшими факторами продвижения инвестиционных имиджей стратегически важных регионов являются политическая стабильность, инвестиционная политика государства, налоговая регуляция, качество инфраструктурного обеспечения в технологической сфере, наличие Свободных Экономических Зон и развитие финансового рынка в экономической сфере. Как мы понимаем, о серьезном потенциале этих составляющих нам пока не приходится говорить. Для того, чтобы интегральный потенциал дунайского региона мог быть реализован в полной мере, следует также обратить внимание на необходимость новых подходов к региональной инвестиционной политике, поскольку Придунавье при системной продуманной политике продвижения его инвестиционного имиджа располагает всеми возможностями для того, чтобы стать региональным лидером, развитие которого будет способствовать выходу из кризиса других территорий и регионов. Инвестиционное имиджирование Придунавья — комплексный вопрос, который предусматривает согласованную государственную политику в трех направлениях: информационном, событийном и инфраструктурном. Пренебрежение хотя бы одной из этих составляющих может негативно отобразиться на реализации внешнеполитических и внешнеэкономических интересов государства. От редакции. Почему мы привели данную выдержку из дипломной работы студентки? Потому что человек, находящийся еще на студенческой скамье, еще не получивший диплом, рассуждает как государственник, глубоко озабоченный судьбой своей страны, понимающий ее проблемы и предлагающий «рецепты лечения» ее «хронических болезней». Какая же пропасть должна стоять между этой студенткой и чиновниками госаппарата, у которых нет ни такой озабоченности, ни такого понимания сути проблем? Какая пропасть стоит между декларациями, которые каждый день произносят представители власти с высоких трибун, и тем, что каждый день на самом деле происходит?! Сегодня, может быть, самое страшное только одно — то, что такие специалисты (а Ярослава уже готовый специалист) окажутся невостребованными. И это — реальная «перспектива» только потому, что они могут одним своим примером, одной своей позицией изобличить в невежестве и пустозвонстве именно тех, кто управляет страной, но не имеет ни малейшего представления о том, как это делать и для чего… Ярослава Прокопенко, студентка IV курса специальности «Международная информация» газета Час Пик №24(528) за 19 июня 2011 года
|