28.10.2011 В Рени прошел фестиваль украинской культуры, среди участников которого были и гости из Румынии — самодеятельный вокальный ансамбль «Задунайская Сечь» (г. Тульча). Руководитель румынской делегации, председатель Союза украинцев Тульчинского повита (уезда) Дмитрий Черненко дал небольшое интервью автору этих строк.
— В нашем повите проживают около 15 тысяч украинцев. Из них членами украинской организации являются 1500 человек. В их числе есть как серьезные активисты, так и те, кто просто симпатизирует украинскому движению в Румынии, — сказал Дмитрий Михайлович.
— У нас много украинских сел. Долгая изоляция от «коренной» Украины и смешанные украинско-румынские браки привели к тому, что украинское население Тульчинского повита говорит на диалекте, который заметно отличается от литературного украинского языка. По-украински говорят в основном в быту. Однако мы стараемся, чтобы наши дети более глубоко изучали родной язык. Тем не менее, по словам Д. Черненко, на сегодняшний день украинский язык учат в школе лишь 120 юных жителей Тульчинского повита: этому предмету в школьной программе отведено 3‑4 часа в неделю. В то же время у наших задунайских соседей вообще нет украинских школ — украинский язык изучается в отдельных группах, но происходит это в обычных румынских школах. Если учесть, что количество украинского населения Тульчинского повита сопоставимо с количеством молдавского населения Ренийского района (около 18 тысяч человек), то 120 детей, изучающих украинский язык — ничтожная цифра. К чему я веду? Как известно, соседнее государство считает Южную Бессарабию и Северную Буковину «историческими румынскими землями». В этих регионах Украины компактно проживает молдавское население, однако румыны упорно называют его своей диаспорой. Используя данное обстоятельство как повод, Румыния постоянно осуществляет мониторинг соблюдения прав «соплеменников» на территории Украины. И всякий раз страна-соседка выражает недовольство результатами такого мониторинга: мол, украинская сторона систематически нарушает права «румынской диаспоры». На эту тему можно спорить, однако неопровержимый факт заключается в том, что в Южной Бессарабии и Северной Буковине повсеместно действуют школы с молдавским языком обучения (причем на этом языке преподаются все предметы), тогда как у тульчинских украинцев нет ни одной национальной школы. И после этого румыны смеют нас в чем-то упрекать!
А. Потылико/газета "Час Пик" №43(547) за 30 октября 2011 года/
|