12.04.10 Борьба Киева с Бухарестом за право иметь собственный канал в дельте Дуная не прекращается ни на день. Румыны умело используют дипломатические и финансовые ресурсы, статус страны — члена Евросоюза. Они задействуют механизм международных природоохранных конвенций, участниками которых являются Украина и Румыния, — Бернской, Рамсарской, Орхусской, Эспоо, об охране реки Дунай.
Ставят вопрос о канале в таких влиятельных организациях, как комитет всемирного наследия ЮНЕСКО и международная комиссия по защите реки Дунай. Не забывают и о международных и украинских экологических организациях. Ведь главный аргумент Бухареста — украинский канал проходит через Дунайский биосферный заповедник и наносит непоправимый вред окружающей среде. Киев же считает: влияние минимально. Чьи аргументы окажутся убедительнее? Что возьмет вверх: суверенное право государства иметь свой судоходный канал или эгоизм страны, намеревающейся сохранить монополию на водные транспортные пути, соединяющие Дунай и Черное море?
Представители Всемирного фонда дикой природы (WWF) полагают, что Киеву следует отказаться от глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай — Черное море, мотивируя это тем, что дамба, блокирующая береговые течения, очень серьезно влияет на прибрежную зону. Но мнение экспертов в сфере экологии не такое уж однозначное, как этого хотели бы противники украинского канала: ряд специалистов полагает, что влияние ГСХ на экосистему дельты Дуная будет локальным и незначительным. Так считает, в частности, Николай Берлинский из Украинского научного центра экологии моря: это учреждение ведет мониторинг влияния канала на дельту Дуная. А вот что действительно негативно влияет на украинскую часть дельты Дуная, так это, утверждает Н.Берлинский, гидротехническая деятельность Румынии на собственной территории — на Сулинском и Георгиевском каналах. Почему?
Уменьшается водный сток всего Килийского рукава. Как отмечают ученые (и не только украинские), по сравнению с началом XX века он сократился с 70% до 52%. Снижение же способности воды в Килийском рукаве к самоочищению может привести к экологической катастрофе и уничтожить уникальную дельту Дуная. На уменьшение водного стока влияет струенаправляющая дамба на румынском мысе Измаильский Чатал: она перекрывает значительную часть Килийского рукава и направляет воду в рукав Сулинский. Вносят свою лепту и гидротехнические работы в Георгиевском рукаве, который румыны также планируют сделать судоходным.
Обвиняя Киев в том, что эксплуатация ГСХ наносит непоправимый вред биосфере дельты Дуная, Бухарест предпочитает не замечать, к каким экологическим бедам приводят их собственные работы по строительству канала в рукаве св. Георгия. Спрямление природного русла, дноуглубительные работы, прокладка значительных отрезков канала по заповедным участкам суши, закрепление его берегов бетоном и камнями, строительство транспортной и коммуникационной инфраструктуры — все это оказывает негативное влияние на флору и фауну дельты Дуная.
Но Бухарест не обращает внимания на протесты экологических и природоохранных организаций. По мнению Киева, эти и другие действия румын нарушают ряд положений конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо). Поэтому Украина и обратилась в имплементационный комитет конвенции Эспоо с просьбой принять необходимые меры, чтобы приструнить Румынию. Ожидается, что окончательное решение будет принято в мае 2011 года.
Да только и Бухарест не сидит сложа руки: обвиняя Киев в нарушении положений этой конвенции, он добивается принятия выгодного ему решения. Внутренние расклады благоприятствуют намерениям румын: из сорока двух членов конвенции Эспоо — 27 стран—членов Евросоюза, многие государства — кандидаты на вступление в Европейский Союз. Одни из них готовы поддержать Румынию, соклубника по ЕС, из чувства солидарности. Другие — потому что рассчитывают на поддержку Бухареста в Брюсселе. Третьи, как, например, Молдова, традиционно поддерживают Румынию. Конечно, вердикт еще не вынесен. Но общий настрой членов имплементационного комитета внушает сомнения в их беспристрастности. Но каким бы ни было их решение, Киев не собирается отступать от своего. Самое неприятное, что грозит нашей стране в случае принятия негативного решения в рамках конвенции Эспоо, — ухудшение имиджа.
А вот на другой чаше весов лежит не только возможность для государства заработать на транзите кораблей. Те, кто бывал в придунайских городах и селах, знают, насколько жизнь его жителей зависит от реки. Последние полтора десятилетия Придунавье — депрессионный регион. ГСХ дал импульс для его экономического развития. Сегодня канал предоставил работу украинцам, проживающим в Придунавье. Благодаря ГСХ растет загруженность украинских портов Рени, Измаил, Килия. Если ранее ренийский и измаильский порты работали полнедели, а килийский и вовсе простаивал, то сейчас они загружены все семь дней: количество кораблей, проходящих через гирло Быстрое, постоянно увеличивается. В прошлом месяце через канал прошло 150 судов.
При этом Сулинским каналом в воспользовалось всего 108 кораблей. Экономические перспективы украинского канала не могут не беспокоить румын: в будущем ожидается, что три пятых всего дунайского грузопотока переключится на украинскую часть дунайской дельты. Посудите сами: украинский глубоководный судовой ход удобно соединен с морем, имеет круглосуточное двустороннее движение по естественным рукавам Дуная. А вот Сулинский канал — односторонний, работает только днем и имеет бетонные стены, о которые, бывало, цеплялись борта кораблей. Да и тарифы, которые установлены для кораблей, проходящих по ГСХ, значительно ниже, чем у его румынского конкурента.
Маловероятно, что удастся изменить отношение Бухареста к украинскому проекту. Но можно попытаться сделать так, чтобы румыны хотя бы не мешали его реализации.
Дмитрий Ковалев
mukola.net
|