16.11.2014
Ущербная экономика
Ренийских докеров пугает резкий спад перевалки грузов, после которого может последовать провал в пучину банкротства.
Из огня да в полымя
– За три квартала нынешнего года Ренийский порт сократил перевалку грузов на 40,8 процента (по сравнению с прошлым годом), – говорит слесарь Николай Сергеев. – За этот период было переработано всего лишь чуть больше одного миллиона тонн. А ведь раньше наш порт был рассчитан на ежегодную перевалку 14 с половиной миллионов тонн грузов. Теперь о таких показателях мы уже и не мечтаем. К сожалению, во все годы «независимости» правительство не хотело слышать о наших проблемах. А в последнее время коллектив сократился более чем втрое и сейчас насчитывает лишь около тысячи человек. Уволенным же найти работу в Рени невозможно…
Свои беды ренийцы связывали с подготовкой порта к передаче в долговременную концессию олигархам. Они считают, что под «патронатом» крупного капитала действовала специальная группа, сделавшая все для того, чтобы был принят и начал действовать «правильный» Закон «О морских портах Украины», по которому олигархи смогут брать портовое имущество в длительное пользование на условиях концессии. А чтобы получить максимальную мзду, концессионер заходит в порт, сокращая трудовой коллектив и загоняя предприятие в долги и убытки.
Докеры не раз обращались к экс-президенту Януковичу с просьбой ветировать этот закон, но безуспешно. И вот сегодня ренийцы с возмущением узнают, что и проект коалиционного соглашения «новых» парламентариев бросает их из огня да в полымя. Вместо долгосрочной концессии намечает осуществить (после стабилизации ситуации на Востоке Украины) приватизацию морских портов. Предлагаемая реформа будет способствовать продолжению дерибана портов и не решает основных проблем морехозяйственного комплекса украинского Придунавья.
– Чтобы создать видимость бурной деятельности, министерские чиновники проводили здесь уйму заседаний круглых столов, рабочих групп и различных комиссий, но так ничего и не сделали для решения острых вопросов депрессивного региона, – отмечал Николай Сергеев. – Имитация активности закончилась очередным пшиком. Иначе и быть не могло. Ведь буржуазная власть заботится не об улучшении жизни рядовых тружеников, а о приумножении богатства олигархов да о получении для себя приличных откатов.
Мздоимцы выталкивают грузы из порта
– В конце августа и в начале сентября в Ренийском порту была парализована перевалка зерна из-за того, что представители таможни и фитосанитарной службы изменили порядок оформления транзитных вагонов с зерном из Молдовы, – отмечает директор ООО «Агро-Рени» Николай Кулиш. – Чиновникам захотелось создать некий «промежуточный» фитосанитарный контроль – между ввозом и вывозом зерна из Украины. А это нарушение закона Украины о транзите. В нормативной базе фитосанитарной службы даже нет такого понятия, как транзит. В ней предусмотрены только импорт, экспорт и реэкспорт.
Чиновничье «новшество» почти втрое повышало стоимость перевалки одной тонны зерна в порту, почти в такой же пропорции возрастало и время оформления груза. И лишь после обращения руководителей экспедиторских компаний к руководителям Госфискальной службы Украины, в ряд других ведомств, в Минюст, Мининфраструктуры, сектор противодействия коррупции Минагрополитики искусственные барьеры на пути зерна были убраны. Как некая фантастика вспоминается успешно действовавшая в конце минувшего столетия паромная переправа Рени – Русе (Болгария). Ее основными клиентами были болгарские дальнобойщики, значительно сокращавшие сухопутный маршрут благодаря паромному комплексу Ренийского порта. Однако из-за растущих налогов и сборов, а также «пристального» внимания проверяющих выгодные для ренийских докеров дальнобойщики стали объезжать порт стороной.
– Резкое снижение грузопотоков в украинском Придунавье уже привело к тому, – говорит кандидат экономических наук Андрей Кушнаренко, – что бюджеты Рени и Измаила начали испытывать затруднения с выдачей зарплаты работникам бюджетной сферы. И эту ситуацию можно было предвидеть. Ведь программа развития Украины как транзитной державы так и не вышла за рамки деклараций. Была провалена программа комплексного развития украинского Придунавья на 2004–2011 годы. Не построена железнодорожная ветка Измаил – Рени. Проект строительства паромной переправы Орловка – Исакча через Дунай в этом месте начал обсуждаться еще в 1998 году. Принципиальная договоренность об организации ее между Румынией и Украиной была достигнута в 2006 году. Но дальше дело не движется. Не строится и автобан Рени – Одесса. Национальный проект «Дунайский коридор» существует только на бумаге…
Когда беседуешь с ренийцами, то видишь, что они с тревогой ожидают формирования нового Кабинета министров. Им хочется, чтобы в его состав попали люди, которые не станут рвать для себя и своих друзей-олигархов остатки украинского морехозяйственного комплекса, а начнут работать на благо Украины. Мои собеседники подчеркивают: чем быстрее у нас утвердится по-настоящему демократическое государство с прозрачной политикой и экономикой, тем увереннее начнут преодолеваться в стране кризисные явления. Однако перспектив этого они пока не видят.
Автор: Владимир Крещук
/Портал "Любимый Измаил"/источник:"Рабочая газета"(Киев) № 156 от 13 ноября 2014 г./
|