6.03.2012 Дунай, скованный льдом от устья до истоков – редчайшее явление. Оно случается не чаще, чем один раз в 50-70 лет. Поэтому Придунайский регион, неприспособленный к подобным климатическим условиям, может серьёзно пострадать. Прецедент уже есть. Одной из первых жертв "арктического" ледохода стала Сербия: многие объекты, расположенные на дунайском побережье этой страны, были буквально атакованы глыбами льда, не обошлось без разрушений. На очереди – страны ниже по течению великой европейской реки. СМИ регулярно сообщают о борьбе с "ледниковым периодом" на украинском участке Дуная. Как информирует старший координатор по ледовым операциям Дунайского региона, капитан Измаильского порта Анатолий Колесников, ледокольные суда, работающие в низовьях Дуная, достаточно успешно обеспечивают возобновление навигации от Измаила до Чёрного моря. Вместе с тем река выше Измаила по-прежнему покрыта льдом, а это значит, что до окончательного решения проблемы ещё далеко. Удастся ли нам предотвратить катастрофическое развитие событий?
В плену у замёрзшего Дуная - В течение четырёх месяцев, с конца августа прошлого года, из-за низкого уровня воды навигация на Дунае была закрыта, и мы работали практически без реки, - говорит начальник Ренийского порта Сергей Строя. – То есть, порт потерял возможность перерабатывать грузы, которые шли к нам по Дунаю – в основном нефтепродукты, удобрения, уголь и железорудное сырьё. В этот период мы выживали только за счёт молдавского зерна – оно приходило по железной дороге и уходило в морском направлении. Проблемы с судоходством привели к тому, что в 2011 году порт Рени переработал около 1,6 млн тонн грузов – на 400 тыс. тонн меньше запланированного объёма. Соответственно, мы понесли убытки. Новый, 2012 год, принёс с собой новые проблемы. Дунай замёрз, и навигация опять прекратилась. Причём река покрылась льдом на всём своём протяжении, что бывает крайне редко. Естественно, исчез и тот небольшой грузопоток зерна, который позволял нам хоть как-то сводить концы с концами. Ледокольного флота на Дунае у Украины нет, поэтому судоходство остановилось полностью. Нам пришлось отправлять людей в неоплачиваемый отпуск и сокращать режим работы до 50 процентов, появилась задержка по выплате зарплаты и налогов. Тем не менее, на сегодняшний день в порту нет задолженности по заработной плате. Мы очень надеемся, что до конца марта лёд на Дунае вскроется и навигация возобновится. Как известно, в настоящее время на реке работают ледокольный буксир "Норд" (порт Южный), теплоход "Ярославль" (УДП) и румынский ледокольный буксир, который движется в ренийском направлении со стороны Тульчи. Но поскольку эти меры могут оказаться недостаточными, совместно с областным управлением МЧС мы отрабатываем вариант использования пиротехнических средств для освобождения Ренийского порта из ледового плена. Так что ренийцы смогут буквально с набережной или из окон своих домов наблюдать пиротехническое зрелище, которое в данном случае будет не фейерверком, а рабочим мероприятием. Для нас особенно важно, чтобы стихийный ледоход не повредил портовые гидротехнические сооружения и стоящие у причалов суда, не успевшие вовремя уйти в море и зимующие в акватории порта. Кстати, мы пытались привлечь их к колке льда, но у них не хватает для этого мощности силовых установок и усиления корпуса: местами лёд достигает 40 сантиметров, а там, где образовались заторы, торосы поднимаются на 2-3 метра. Я буквально через день выезжаю в Одессу и Киев, чтобы докладывать о ситуации, и приходится возить с собой фотографии замёрзшего Дуная. Лёд, лёд, лёд сразу даст ответ – можешь ты хоть что-нибудь или нет - В настоящее время судоходство на участке от Измаила до устья Дуная уже восстановлено, - комментирует начальник Ренийского райотдела ГУМЧС в Одесской области Владимир Барашкевич. – Что касается реки от Ренийского порта и выше по течению, то в Рени приезжал заместитель начальника областного управления МЧС по вопросам реагирования на чрезвычайные ситуации Анатолий Васильченко, который обсудил с главным инженером и капитаном порта вопросы координации действий по подрыву льда. Какую опасность представляет неконтролируемый ледоход? На береговой линии расположен ряд объектов, а именно плавпричал на морвокзале и плавпричалы на нефтеучастке порта. Кроме того, как уже сказал Сергей Строя, в порту зимуют несколько судов. И всё это может быть повреждено или даже снесено огромными массами плывущего льда. Следует отметить, что планируемые пиротехнические работы – это не просто подрыв ледовых полей, а целый комплекс мероприятий – начиная от искусственного разрушения льда в необходимых местах и заканчивая его спуском вниз по течению, причём так, чтобы он вновь не создавал "пробки" на реке. А что же делать с тем льдом, который будет двигаться с верхних участков Дуная – из Венгрии, Сербии, Болгарии и Румынии? Существует ли опасность, что он снова закупорит реку на украинском отрезке, и не превратится ли расчистка Дуная в сизифов труд? Будут ли транспортные структуры и органы МЧС Украины согласовывать свои действия с аналогичными службами других придунайских стран? - Именно для этого и создан штаб ледовой обстановки, - ответил В. Барашкевич. – Разработан соответствующий план. О согласованности действий между Украиной и другими государствами Дунайского бассейна более подробно я сказать не могу – это не мой уровень. Но в любом случае такая координация существует. Мы связались по телефону с заместителем начальника Главного управления МЧС в Одесской области Анатолием Васильченко и повторили вышеперечисленные вопросы. - Как уже не раз сообщали СМИ, лёд от Измаила до Вилково взломан, - сказал полковник Васильченко. – На реке выше Измаила мы пока ещё "держим" перемычку. Это связано с тем, что лёд необходимо ломать и спускать вниз по течению постепенно – в противном случае ледоход может стать неуправляемым. Сегодня наша главная задача – обеспечить безопасный уход в море того льда, который уже взломан. Вот почему мы ещё не добрались до Рени. Однако в самые ближайшие дни начнутся пиротехнические мероприятия для освобождения ото льда акватории Ренийского порта и всё ещё замёрзших участков реки. По поводу взаимодействия с другими придунайскими странами могу сказать лишь, что областное управление МЧС не обладает полномочиями в плане самостоятельных международных контактов – для этого существуют центральные органы власти. И они, конечно, следят за развитием ледовой обстановки на Дунае. Свой мониторинг осуществляет и Гидрометцентр Украины. Таким образом, если появится информация о той или иной угрозе, мы будем её знать и принимать адекватные меры. В то же время надо помнить, что ледоход – не единственная опасность. Сейчас активно обсуждаются возможные масштабы наводнения в бассейне Дуная. Многие прогнозируют, что паводок может оказаться катастрофическим для южных районов Одесской области. Хочу заявить, что оснований для паники нет. Идёт обычная плановая работа, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним повышением уровня воды в Дунае. На днях состоялось заседание областной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (ТЭБиЧС), и я могу заверить, что ситуация находится под контролем. Прорыв дамбы таки возможен? - Ожидаемое повышение уровня воды в Дунае может быть сравнимо с половодьем в 2006 и 2010 годах, - сообщил заместитель главы Одесской облгосадминистрации Александр Малин в ходе заседания областной комиссии по ТЭБиЧС. Возможно, река поднимется даже выше. Мы реанимировали план эвакуации населения, который был разработан в 2010 году. Сегодня он полностью актуализирован. Мы примерно рассчитали количество людей, проживающих на территориях, где есть угроза подтопления. Составлен детальный план эвакуации, подразумевающий полный расчёт сил, средств и транспорта, поимённый список людей, живущих в зонах потенциального подтопления. В этих зонах по меньшей мере могут оказаться около 15 тысяч человек. За этими людьми мы закрепили соцработников, работников здравоохранения и образования. Кроме того, на заседании областной комиссии по ТЭБиЧС прозвучало, что Одесская облгосадминистрация ищет возможности финансирования дальнейших ледокольных работ на Дунае. В частности, на оплату топлива для ледокольных буксиров может понадобиться 1-2 млн грн (в зависимости от объёмов льда). Средства планируется изыскать в резервном фонде областного бюджета или, в случае необходимости, в резервном фонде госбюджета. Облкомиссия по ТЭБиЧС также констатировала, что состояние защитной дунайской дамбы и шлюзов по сравнению с 2010 годом улучшилось: как известно, недавно был укреплён участок дамбы от Рени до села Орловка. И всё же это не более 15% от необходимого объёма работ, если учитывать всю протяжённость дамбы от Рени до Вилково. Поэтому прорыв дамбы во время половодья таки возможен. Один из наиболее опасных отрезков дамбы – от шлюза Прорва до Измаила. "Мы знаем об этой дамбе очень мало, ведь она строилась хозяйственным способом как насыпь", - отметил Александр Малин.
***
Когда материал готовился к печати, стало известно, что лёд сорвал с места плавпричал Ренийского морвокзала и отнёс его на несколько сотен метров. И это только начало…
Андрей ПОТЫЛИКО, журналист, Одесская обл. /"Trans-Port"/
|