Это рассказ о наших речных кораблях на Каспии, об артиллерийских катерах типа «Шмель». Всего на судостроительных заводах Украины, в Керчи и Николаеве, в 60-70 годы прошлого века было построено почти 120 единиц данного проекта.
До сих пор они находятся в боевом составе ВМФ России, ВМС вооруженных сил Украины, ВМС Абхазии, по некоторым данным и в составе погранчастей Туркменистана и Узбекистана. Сегодня вполне обычный день в жизни раскрашенных в защитные, камуфлированные цвета артиллерийских катеров гвардейского дивизиона. Одна из боевых единиц сейчас находится, как говорят на флоте, «под знаком «рцы», несет дежурство.
Экипажи других заняты содержанием, как и положено, катеров. Морская культура в полной мере присутствует на «речных танках», таковы неизменные традиции стиля службы «от гвардии». Время, казалось, не властно над небольшими «Шмелями», так называется данный проект артиллерийского катера.
Они впитали в себя все наилучшие достижения конструкторской мысли в строительстве боевых единиц, предназначенных для успешных действий на мелководье прибрежных районов и на речных протоках, рукавах и затонах.
За более чем, сорокалетний срок службы «акашки», простые и надежные в эксплуатации как автомат Калашникова, прошли тысячи и тысячи полноценных морских миль. Где-то до весны 1995 года гвардейцы базировались на Дунае, в Измаиле, в Одесской области в ныне независимой Украине. Потом, после передачи части кораблей речной бригады в состав «незалежных» военно-морских сил, большая часть досталась российской стороне.
На ходовом мостике - командир, по званию мичман
Кстати, до 1994 года «Шмели» были непременными участника парада на Дне ВМФ в Севастополе, без труда преодолевая сотни миль от Измаила до главной базы российского Черноморского флота. После раздела бригады между еще совсем недавно двумя составными частями единого государства - безжалостного, по живому, катера перешли в непростых погодных условиях в Севастополь.
Дальнейшее же их место службы было определенно в низовье Дона, в Темрюке. Впрочем, долго оставаться в тех краях артиллерийским катерам не пришлось. Буквально через три-четыре года они бросили якоря в Золотом Затоне в Астрахани. В годы Великой Отечественной войны «речные танки» - именно так окрестили отчаяннее катера, которые своим огнем поддерживали не менее отчаянных храбрецов-десантников, прошли от Волги до Дуная.
Теперь же путь пришлось повторять обратно… Каждый раз, когда доводится бывать у гвардейцев, невольно преклоняешься перед тем чувством справедливости, которое присутствовало у наших дедов и прадедов, военных моряков Великой Отечественной. Ведь высокого гвардейского звания тогда удостаивались далеко не только крейсера и другие большие корабли, такие как гвардейские крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ», но и малые катера.
Ведь именно они, торпедоносцы, малые охотники, «речные танки», тральщики вынесли на себе львиную долю тяжести боев на море, именно они понесли самые большие потери. По-разному их называли в годы войны – «морская кавалерия», «москитный флот». Но уважению к настоящим героям у моряков военного лихолетья, вне сносок на показатели «тоннажа», стоит лишь учиться.
Дань памяти, уважения, справедливости было отдана и артиллерийским катерам. Высокое звание «гвардейского» и почетное наименование «Белградского» стократно заслуженно в конце войны было присвоено дивизиону «речных танков».