В связи с новыми претензиями к Украине на Дунае возникает некая аналогия с поведением европейцев в период Великих географических открытий. Тогда они как более развитые во всех сферах, в т.ч. по части умения околпачивать аборигенов, активно использовали «товарный обмен» – разного рода побрякушки успешно меняли на территории и природные ресурсы. Похожая ситуация сложилась в наши дни на Дунае. Здесь роль девственно неискушенных аборигенов решили отвести нам с вами – гражданам Украины, а в качестве дешевой бижутерии без всякого стеснения предлагают двойные стандарты и надуманные экологические табу, упакованные в природоохранные конвенции.
Судите сами. Украина, наконец-то, восстановила на своей территории в дунайской дельте существовавшее веками судоходство. Там, где в Черное море впадает один из самых глубоких и прямых рукавов Дуная – Быстрый, обустроила небольшой канал. Это искусственное сооружение состоит из прорези по дну баровой отмели (3 км) и каменной дамбы, которая ее прикрывает от морских течений. Обратите внимание, остальная часть судового хода (174 км) в отличие от румынского канала на Сулине проходит по природному руслу и фактически антропогенному воздействию не подвергается. Тем не менее, вся Европа и даже Соединенные Штаты Америки вот уже который год не устают проявлять крайнюю обеспокоенность этим «вмешательством» в природную среду. Звучат тревоженные заявления из уважаемых государственных ведомств и всевозможных, не менее уважаемых, неправительственных международных организаций, комиссий, конвенций и фондов по защите природы ее животного и растительного мира. Этот весьма солидный и многоголосый хор поддерживают и наши украинские экологи. Их громкие, часто душещипательные и красочные акции с чучелами птиц и красивыми лозунгами на удивление звучат в унисон с зарубежными «мероприятиями». Не успел кто-то кашлянуть на Западе, глядишь, наши экологи немедленно делают соответствующее сообщение – строители канала что-то «уничтожили». Только приехала зарубежная миссия, а украинские «зеленые» уже построились с плакатами и громко причитают – дельту губят. Невольно воспринимается это масштабное действо как театрализованное представление, у которого есть, извините за банальность, сценарий, постановщик и свой бюджет с экологическими грантами. Собственно эти самые гранты, наверное, и придают актерам и массовке энергию и воодушевление.
Впрочем, предлог для международной обеспокоенности серьезный – тревога за сохранность расположенного в дельте Дуная Румынско-Украинского биосферного резервата "Delta Dunarea”, который внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Если судить по пристальному вниманию международных природозащитных Конвенций и накалу эмоций, у неискушенного человека возникает впечатление, что украинский проект несет серьезную опасность для человечества и как минимум связан с загрязнением природы радиоактивными элементами или отравляющими веществами. Однако нет, дноуглубительные работы на украинской территории ведутся, как и во многих других местах на Дунае, с извлечением обычных речных наносов. Это ил, песок, глина и продуцированные европейцами отходы. Здесь нет ничего иного, кроме того, что собирают дунайские воды на всей площади водосборного бассейна, охватывая территорию 18 стран Европы. Украина и Румыния вынуждены пользоваться тем, что называют эффектом «в конце трубы». Все, что смыли и влекут дунайские воды, на протяжении веков осаждается в дельте.
На самом деле объекты атомной и химической индустрии находятся в Румынии и других придунайских странах. Именно там существует опасность техногенных аварий. Что же касается загрязнения нефтепродуктами, то они в огромных масштабах возникали в результате «миротворческих» бомбардировок НАТО югославских заводов в Белграде, Нови Сад, Панчево, а также нефтетерминалов в портах Смедерево и Прах. Заметим, что экология тогда нисколько не омрачала чело влиятельных мужей, а военная кампания не проходила экспертизу с оценкой воздействия на природную окружающую среду. С позиций прошедшего времени становится совершенно очевидным, насколько возникала необходимость бомбить мирные города и промышленные объекты в центре Европы, а также, какое место действительно отводят экологии сильные мира сего при выборе своих целей.
Между тем Украиной в ходе возрождения собственного глубоководного судового хода (ГСХ) «Дунай – Черное море» на стадии технико-экономического обоснования, проектирования, проведения государственных экспертиз (около 20), строительства и мониторингового сопровождения строительных работ привлечены лучшие профильные научные силы (участвовало свыше 25 институтов и организаций), а также зарубежные эксперты. Созданы математические и натурные модели. Организован комплексный экологический мониторинг (ведут 10 НИИ), который обеспечивает наблюдение за всеми основными параметрами природной среды, подверженными воздействию. Привлеченные силы и объем проведенных работ позволяет утверждать, что данный проект является одним из самых научно обоснованных, и не только в Украине. Попытались бы его сравнить, например, с чем-нибудь похожим румынско-молдавского «разлива» и были бы сильно огорчены, особенно по части экологии.
Документы, результаты научных исследований и экспертиз представлены всем заинтересованным международным организациям, они неоднократно обсуждались на общественных слушаниях. Кстати местные жители не испытывают сомнений, Придунавье однозначно и неоднократно высказалось за канал на Быстром. Представителям дипломатических миссий в Украине, Совета Европы, ЮНЕСКО, Рамсарской, Бернской, Орхусской, ESPOO Конвенциям, Международной Комиссии по защите реки Дунай, Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) предоставлена возможность систематически осматривать места производства работ и трассы альтернативных вариантов. Проведены многочисленные обсуждения, научные семинары и дискуссии с оценкой влияния проекта на окружающую природную среду. В этих уже бесчисленных мероприятиях добросовестно участвовали и подробно излагали свои наблюдения и выводы проектанты, ученые и строители. Интересно, что независимо от места и состава участников всегда наблюдался эффект «страуса» – зарубежные гости и национальные оппоненты, приняв известную позу, ничего ни видели и не слышали. С заученным постоянством они повторяли: выражаем глубокое беспокойство, дноуглубительные работы губят природу, строительство противоречит нормам международного и украинского законодательства. И хотя эти дутые обвинения уже давно и детально опровергнуты фактами, их повторяют снова и снова, как заклинание. Украинская сторона на основании результатов наблюдений и научных исследований говорит - нет существенных изменений в гидрологии дельты, фауна и флора не страдает. Да и как может пострадать природа заповедника, если работы ведутся за его пределами. А зарубежные коллеги, почему-то, избрав для себя роль учителя в общении с нерадивым школяром, укоризненно смотрят свысока, требуют все новых пояснений и всегда сурово заканчивают одним – ваших сведений недостаточно, строить судовой ход нельзя!!! Создается впечатление, что нам пытаются доказать на практике - процесс познания бесконечен.
Полное недоумение вызывает присутствие в составе зарубежных «контролеров» представителей Бухареста, ведь именно они осуществляют самое мощное антропогенное давление и обязаны выступать в роли главного ответчика за дунайскую природу. Всем хорошо известно, что основные экологические ценности дунайской дельты находятся в Румынии. Территория румынского резервата составляет 4/5 от общего украинско-румынского. Она большей частью мелиорирована, изрезана искусственными каналами и дамбами. На преобразованных человеком заповедных территориях активно хозяйствует сотни аграрных и рыболовецких кооперативов. По Сулинскому рукаву Дуная уже более 150 лет проходит международный судовой ход (открыт в 1858г.). Природный рукав фактически превращен в искусственный канал, его берега одеты в бетон, здесь спрямлено 10 участков русла и срезано 27 изгибов. В результате природная длина Сулинского рукава сократилась на четверть, и он стал прямолинейным. Построен морской подходной канал с глубинами свыше 8 м. Морская часть канала ограждена параллельными дамбами общей протяженностью около 10 км. Похожие работы ведутся и на втором румынском рукаве Дуная – Св. Георгия, здесь тоже спрямлено русло и сокращена протяженность на 30 км. Хотя Сулинский и Георгиевский каналы проходят по заповедным территориям, как видим, там вовсю ведутся берегоукрепительные и дноуглубительные работы.
Сильнейшее рукотворное воздействие на водно-болотные угодья Украинского-Румынского резервата оказала Румыния, построив в вершине дельты, там, где мыс Измаильский Чатал разделяет Большой Дунай на Килийский и Тульчинский рукава, каменную водоразделительную дамбу. Дамба к 1968 году выросла до 430 м и перекрыла почти наполовину главный - Килийский рукав Дуная, тем самым существенно уменьшив (почти на 20%) и перенаправив его природный водоток в мелевшую румынскую водную систему для поддержания проектных глубин Сулинского судоходного канала.
Мнение ученых единодушно – комплекс уже проведенных и ведущихся в румынском биосферном резервате гидротехнических работ существенно изменил ход природных процессов и напрямую ущемляет интересы Украины. При среднем годовом расходе воды в вершине дельты 6500 м3/с рукотворное уменьшение водности Килийской дельты на 20% составляет около 1300 м3/с. Этот бурный поток превышает водоток всего Сулинского рукава до строительства дамбы. Он почти соответствует водотоку крупнейшей водной артерии Украины – реки Днепр (1700 м3/с). Самое страшное для природы в том, что процессы, вызванные работами на румынской территории - снижение стока в Килийский дельте, рост донных отложений и вызванный ими рост руслового сопротивления, еще больше усиливают скорость этих изменений. За последние годы интенсивность перераспределения стока на пользу румынской – Тульчинской системы рукавов увеличилась в 4 раза.
Когда с микроскопом пытаются найти хоть какое-то трансграничное влияние украинского канала и его вредное воздействие на природную среду, хочется сказать – господа уймитесь и «разуйте глаза», ведь из украинской дельты украли целую реку, такую, как Днепр. Неужели требуются еще какие-то доказательства трансграничного влияния румынских гидросооружений? Согласитесь, для того, чтобы экологи упрямо не видели румынский дроссель – каменную дамбу, превышающую 400 м, их нужно очень сильно мотивировать.
В то время, как Румыния инициирует иски и создает всевозможные препятствия для завершения украинского проекта, она сама активизировала работы на Дунае. В 2007 г. Бухарест начал реализацию «Плана организации территории Дунайской дельты (Master Plan)», в соответствии с которым предусмотрено строительство новых искусственных каналов и расчистка существующих проток для потребностей судоходства на внутренних водных путях. Это каналы река-море «Сулина», «Чернавода», «Георгиевский» и др. На данные работы предусмотрело более 3 млрд. долларов США. Румынская Программа развития дельты Дуная предусматривает также строительство 27 новых портов, 5 новых железнодорожных и 12 автомобильных мостов, 13 новых пунктов Ro-ro переправ в портах Сулина, Тульча, Галац, Блаила, Калараш и др.
Своеобразные экологические тесты проводят наши зарубежные соседи, когда систематически загрязняют дунайские воды всевозможными отходами производства. Вследствие низких экологических стандартов на румынских предприятиях периодически происходят выбросы в окружающую среду тяжелых металлов и химических веществ. Только с 2000 года, из-за ненадлежащих условий утилизации отходов по вине Румынии в дельте Дуная произошло свыше 25 техногенных аварий. Несмотря на то, что слитые в Дунай загрязненные воды измеряются многими тоннами, а нефтяные пятна километрами, они остаются невидимыми для «всевидящего ока» международных экологических конвенций. Еще более наглядный пример антибеспокойства за Дунайский резерват, напомним, отнесенный к Всемирному Наследию ЮНЕСКО, проявляют «бдительные и зоркие» природозащитники, полностью проигнорировавшие открытие нефтяного терминала в молдавском поселке Джурджулешть. Этот нефтетерминал, построенный с вопиющими нарушениями природозащитных требований и противопожарных правил, с полным основанием нужно назвать экологической миной замедленного действия. Примечательно, что эта мина строилась с участием европейских банков и румынских фирм.
Если бы мы с вами были небожителями и наблюдали за происходящим из–за туч, то нам сверху претензии к Украине выглядели бы просто смехотворными, столь мизерны объемы работ у нас на фоне румынских масштабов. Правда претензии не воспринимают и жители Придунавья – портовики, моряки, судостроители, рыбаки и др. Когда украинскую сторону вынуждали в который раз объяснятся с экологическими фондами и проводить общественные слушания, то их участники – обычные люди пожимали плечами, - тут либо проблемы с головой, либо жульничество. Сколько же можно болтать и объяснять то, что очевидно всем. Давно пора закончить строительство и наращивать объемы перевозок.
Следует заметить, что Международные соглашения в сфере защиты природной среды носят исключительно рекомендательный характер и отдают приоритет национальному законодательству, чем и пользуются многие страны, в том числе наш сосед по биосферному резервату Румыния. Румынский опыт, как видим, активно применяет и Молдова. А вот Украине действовать аналогично европейцы считают непозволительным!
Между тем возможность государства обеспечить выход к морю на собственной территории по судоходной реке ранее никем не оспаривалась. На Дунае она завоевана не одним поколением наших предков, которые обильно полили своей кровью оба берега этой великой реки. Это экономическое, стратегическое и политическое достояние Украины, которое из-за рубежа никто не вправе подвергать сомнению, какой бы мишурой эти рассуждения не прикрывались.
Украинский проект возрождения судоходства с использованием гирла Быстрого - не единственный и, конечно, не самый существенный фактор антропогенного влияния на природную среду дунайской дельты. Он не имеет никакого отношения к использованию вредных для окружающей среды веществ таких, как объекты, построенные в Румынии и Молдове. И в самом украинском биосферном заповеднике хватает куда более острых проблем для приложения сил экологов. Однако из всего комплекса зарубежных и внутренних проблем выхвачена и поднята, как флаг священной экологической войны, единственная - возрождение украинского судового хода. Только она одна вызывает масштабные акции протеста, которые трудно оценивать иначе, чем как заурядный шантаж и вмешательство во внутренние дела Украины. Его цели очевидны…
В области экономики - это вытеснить Украину с Нижнего Дуная и сохранить монополию за Румынией в сегменте водных транспортных коммуникаций. Здесь счет по каналам пока 4:1 в пользу Румынии. Однако она прикладывает все усилия, чтобы опять свести счет к нулевому для Украины результату.
Румынская обеспокоенность оправдана. Взвешенная тарифная политика украинского госпредприятия «Дельта-Лоцман» позволяет ГСХ «Дунай – Черное море» успешно конкурировать с румынским Сулинским каналом. За 2009 год украинскими лоцманами осуществлено 1400 проводок судов, румынами по Сулине – 1000. За 6 месяцев 2010 г. по украинскому каналу уже выполнено на 47% судопроходов больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом по Сулине на 31,2% меньше показателей ГП «Дельта-Лоцман». Как видим, конкурентные преимущества украинского канала очевидны судовладельцам, и заключаются они не только в тарифах. Это еще возможность двустороннего движения, независимо от времени суток почти на всем протяжении судового хода. Как известно, по Сулинскому каналу (длинна 63 км) движение осуществляется в одну сторону и только в светлое время.
Падение судоходства по Сулине настолько встревожило румынскую администрацию канала, что она ввела двойные тарифы. В частности, для морских судов, прошедших в балласте через украинский канал на Быстром (проходная осадка 5,3м), и возвращающихся с грузом, через Сулину (7,3м), оплачивать двойной тариф.
Что касается политики, то имперские амбиции и желание доминировать в зоне Балкан и Черноморского бассейна уже много лет «бурлит» в румынских недрах, а искусственное напряжение в двусторонних румыно-украинских отношениях стало частью стратегии Бухареста. Обостряя отношения с Киевом, Бухарест старается оттеснить Украину от важных для Европы энерготранспортных коридоров, намереваясь одновременно вернуть себе и статус монополиста транспортных коммуникаций Дунай – Черное море, и получить статус гаранта европейской безопасности в регионе. В русле этой политики и ведутся работы на Дунае. Судя по заявлениям в румынской прессе, они используются и как средство недобросовестной конкурентной борьбы, так и для захвата украинских территорий. Еще в августе 2004 года «Журналул Национал» писал:
«поскольку все дипломатические и экологические усилия Румынии и европейского содружества убедить Украину прекратить строительство судоходного канала были проигнорированы Киевом, Румыния рассматривает сейчас альтернативный вариант - построить новый канал на территории Румынии.
Этот канал поглотил бы большую часть вод Килийского устья, в результате чего украинский канал, по Быстрому, будет непригодный для судоходства из-за падения уровня воды. … в соответствии с проектом длина канала будет приблизительно 20 км, а глубина 15 метров, а затем, если украинская сторона прекратит строительство своего канала, то его можно будет закрыть».
Как видим, с того времени вместо строительства обводного канала перешли к реализации «Плана организации территории Дунайской дельты (Master Plan)». По сообщению Интернет издания «Частный корреспондент» («Географический кретинизм» от 30.07.2010 года), Министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски не стесняясь в выражениях, фактически предрёк «
расширение Великой Румынии» за счёт Украины, - «
мы будем бороться за каждую частичку румынской территории». Он намекнул, что работы по укреплению румынских защитных сооружений в дельте Дуная могут изменить линию фарватера, и тогда украинский остров Майкан отойдёт к Румынии. Шокированный такой откровенностью представитель общественного движения «Бая-Маре» даже заявил,
— «если мы станем отбирать у них (украинцев - авт.)
землю каждый год, это будет слишком заметно и неприлично».
Как известно, заполучив шельф в районе о.Змеинный, Бухарест, кроме Майкана, претендует ещё по меньшей мере на три украинские территории, включая населённые пункты Вилково и Килия.
Украинские эксперты сходятся во мнении, что Украина втянута в новую геополитическую интригу. Вашингтон объявил о намерении разместить на румынской территории силы ПРО. Румынский порт Констанца используется ВМФ США как военно-морская база, контролирующая как этот порт, так и все румынские каналы море - Дунай. Нарушение этой монополии Украиной никак не отвечает военно-политическим интересам США и ЕС. В этом и скрыта вся соль истории с экологией. Это всего лишь продолжение старой, как мир, борьбы за контроль над проливами и устьями судоходных рек, она всегда вызывала самые острые столкновения интересов. Именно ощущение американской поддержки и активная позиция в Евросоюзе позволяют Румынии вести столь агрессивную наступательную политику в отношении Украины. Таким образом, уже давно набившая оскомину бесконечная экологическая страшилка о Быстром - всего лишь фиговый листок, который уже не может прикрыть экономические и политические интересы Румынии и иже с нею.
Если мы способны увидеть очевидное, то осталось дело, за малым – нашей готовностью решительно защищать свои национальные интересы. Прежде всего, перестать выслушивать беспредметные экологические нотации и приступить к завершению строительства ГСХ «Дунай – Черное море», а именно довести его проходную осадку до 7,3м, т.е. уравнять с осадкой на Сулине.
Дальнейший разговор об экопоследствиях строительства можно продолжать не на сложившихся унизительных и дискриминационных для Украины условиях, а только на равных и единых для всех стран дунайского бассейна. Антропогенное вмешательство рассматривать по степени опасности для экологии, как на территории Украины, так в Румынии и Молдове.
Кроме того, необходимо наконец подсчитать экологический и экономический ущерб, который нанесен нашей стране из – за рубежа и внутри государства, в том числе за счет создания искусственных препятствий украинскому судоходству. Давно пора и нам бороться за каждую частичку украинской территории и восстанавливать экономический потенциал страны не на словах, а на деле.
Результаты многолетних наблюдений показали, что наиболее острая экологическая проблема дельты Дуная - искусственное перераспределение водостока, вызванное строительством Румынией многочисленных гидротехнических сооружений.
И, прежде всего - сооружение дамбы на мысе Измаильский Чатал, перекрывшей Дунай почти наполовину.