17.05.2012 Верховная Рада в четверг одобрила закон, который открывает путь олигархам к установлению контроля над морскими портами Украины.
Закон предусматривает аренду или концессию причалов сроком до 49 лет. При этом в ходе обсуждения проекта закона глава профильного комитета Михаил Мироненко заверил, что «все без исключения морские порты Украины и акватория остаются в государственной собственности».
Однако в кулуарах Рады депутаты в частных разговорах с журналистами утверждают, что закон лоббировался под крупнейшего донецкого олигарха – Рината Ахметова.
Депутат Тарас Черновол заявил, что закон позволит конкретным олигархам монополизировать использование причалов.
«Закон хотя и не предусматривает возможность приватизации портов, но дает возможность получать прибыль от использования инфраструктуры. То есть, приватизировать можно будет предприятия-надстройки, которые обслуживают порты. И по закону порты, акватории остаются в государственной собственности. Они будут финансироваться и дальше из государственного бюджета, а прибыль, и немалую, будут получать уже конкретные олигархи.
Документ под № 9712 был внесен в парламент Кабинетом министров в январе текущего года. В начале февраля парламентский комитет по вопросам транспорта и связи рекомендовал принять его за основу с последующим внесением замечаний депутатов.
Данный законопроект был разработан на смену предыдущей версии, которая хотя и была поддержана парламентариями в первом и втором чтениях, но позднее — ветирована президентом Виктором Януковичем из-за несогласованности отдельных норм с земельным и экологическим законодательством.
В новую версию закона, подготовленную Министерством инфраструктуры, было внесено более ста поправок. В частности, из законопроекта убрали некоторые нормы, связанные с замечаниями Министерства экологии и природных ресурсов. Это вопросы об операциях с балластными водами, а также статусе земель водного фонда и другое.
Согласно закону, причалы могут быть объектами аренды или отданы в концессию на срок до 49 лет.
Документом установлено, что государство гарантирует право частной
собственности на причалы, построенные за счет частных инвестиций до вступления в силу этого закона (в случае, если они были внесены в Регистр гидротехнических сооружений). Гарантируется также право частной собственности и на причалы, которые будут построены позднее за частные деньги.
Отмечается также, что строительство причалов государственной формы собственности за счет частных средств будет осуществляться на компенсационной основе.
Закон предполагает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морских портов.
Кроме того, закреплена возможность продажи на конкурсных началах целостных имущественных комплексов госпредприятий и 100% публичных акционерных обществ, созданных на базе имущества морских портов.
Условия конкурса могут предусматривать аренду победителем земельных участков под объектами сроком до 49 лет, а также аренду причалов на такой же срок.
В законе также прописан механизм привлечения частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры на основе концессии, договоров о совместной деятельности, аренды и других видов государственно-частного партнерства, сообщает пресс-служба Одесского морского торгового порта.
Порядок открытия и закрытия морских портов, согласно документу, определяется кабинетом министров Украины.
Предполагается также, что на территории морских портов, через которые осуществляется международное сообщение, по решению правительства будут открыты пункты пропуска через госграницу. /ИА "ИНН"/по материалам: РИА «Новый Регион – Киев», Думская.net, РИА Новости/
|