25.09.10г
Не соизволили… В Болграде состоялась вторая региональная конференция предпринимателей «Бизнес от Днестра до Дуная». Ее организаторы пригласили в Болград целый ряд высокопоставленных чиновников. В их числе были первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова, первый вице-премьер-министр Сергей Тигипко, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам предпринимательства и регуляторной политики Наталья Королевская, председатель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский, губернатор Одесщины Эдуард Матвийчук, председатель Одесского облсовета Николай Скорик и др. Никто из них к бессарабским предпринимателям не приехал. Не соизволили засвидетельствовать свое почтение даже областные руководители…
Разработчики Налогового Кодекса вообще понимают, что они делают? Объем годового дохода для обеспечения минимальной заработной платой 10‑ти наемных работников, у СПД должен составлять почти полтора миллиона гривень. Ограничение объема выручки до 300 тысяч делает невозможной задачу создания новых рабочих мест, зато делает возможной ликвидацию малого бизнеса как факта.
Три главные проблемы по-прежнему не решены. Первая — упорное нежелание государства делегировать разрешительные полномочия на районный уровень. Вторая — полное отсутствие в законодательной базе стимулов к развитию предпринимательства, и, напротив, усиление давления на бизнес. Третья — огромные и бесконтрольные полномочия органов госуправления — как механизм коррупции, распространяющийся на всю страну.
Сначала хочется поделиться личным впечатлением о конференции. Выступления гостей из Киева выглядели бледно по сравнению с докладами болградских предпринимателей и их коллег из южных районов Одесщины, которые проявили глубокое знание проблем и свое неравнодушие к ним. Что касается Председателя Партии промышленников и предпринимателей Александра Коробчинского и председателя Украинского фонда поддержки предпринимательства Любови Стасив, то они лишь засвидетельствовали свое согласие с поднятыми проблемами, но, к сожалению, не доложили, каким же образом они сами там, «наверху», отстаивают интересы малого и среднего бизнеса. После конференции мы взяли интервью с руководителем секретариата координационного центра общественной организации «Бизнес от Днестра до Дуная» Сергеем Мойсеенко и задали ему ряд вопросов. — Сергей, летом прошлого года в Болграде по инициативе «снизу», состоялась первая региональная конференция предпринимателей. Какие цели тогда были поставлены? Удалось ли их достичь? — Объединившись в региональную общественную организацию «Бизнес от Днестра до Дуная», мы намеревались принимать активное участие в создании нормальных, цивилизованных условий существования и развития предпринимательства. Мы, представители малого и среднего бизнеса, продемонстрировали готовность совместно с органами государственной власти искать решения по выходу из финансового и экономического кризиса. Но слишком высоким оказалось наше доверие к намерениям высших органов государственной власти. Тем не менее, они нас услышали. Сначала с легким удивлением, что предпринимательское движение может приобретать организованные формы регионального масштаба. Затем, убедившись, что конференция не несет в себе акцию протестного характера, властные структуры в преддверии президентских выборов, избрали тактику заигрывания. Последовали, один за другим, от различных ведомств ответы, типа: «Верховная Рада находит предложения предпринимателей конструктивными и будет их учитывать в процессе законотворчества». Или: «Министерство иностранных дел заинтересовали предложения о приграничном сотрудничестве с республиками Молдова и Румыния. И это как раз то, над чем работает ведомство». Министерство охраны окружающей среды, на предложение возродить районные отделения экологической службы с полным объемом разрешительных полномочий, посетовало на невозможность реализации предложения, так как государственный бюджет финансирование районных отделений не предусматривает; Министерство транспорта и связи на наше предложение вернуть райадминистрациям полномочия по распределению маршрутов автобусных пассажирских перевозок внутрирайонных сетей, упорно ссылается на внесенные в 2006 году в Закон «О транспорте» изменения, в результате которых произошла централизация полномочий на областном уровне. При этом приводится аргумент, что только на областном уровне можно добиться качественной организации внутрирайонных пассажирских перевозок и в полной мере удовлетворить спрос населения. Такую же позицию, к сожалению, занимает и сегодняшнее руководство министерства, о чем свидетельствует ответ, полученный за подписью заместителя министра транспорта и связи. — И какие выводы вы сделали? — Невольно хочется спросить: сколько же «стоит» назначение на должность начальника управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи областного уровня, если должность начальника Управления охраны окружающей среды в области, при назначении, «стоит» двести тысяч долларов? Факт задержания должностного лица за получение взятки в крупных размерах этого министерства обнародован и всем известен… Других аргументов, объясняющих упорное отстаивание существующего порядка распределения внутрирайонных маршрутов автобусных пассажирских перевозок, нет. То же — с экологическим ведомством. Чем объяснить необходимость согласования этим ведомством документов при оформлении государственных актов на землю? Это — сотни тысяч граждан региона по два-три года ожидающих решения чиновников. В этой очереди стоят десятки тысяч предпринимателей, которым необходимо получить согласование при разработке проектов отвода земельных участков и регистрации договоров аренды земли. Быстрее согласования получают только те, кто вписывается в «схему». Для чиновников это — настоящий Клондайк! Областное управление охраны окружающей среды, взяв на себя все 26 районов области, едва справляется с десятками, сотнями тысяч согласований, разрешений и другого рода процедурных вопросов разрешительной системы. Тем временем в районах нет экологического хозяина. Ежедневно бесконтрольно, варварски в городах и селах вырубаются зеленые насаждения, растут несанкционированные мусорные свалки, загрязняются естественные и искусственные водоемы и т. д. Свой «вклад» в развитие государства вносит и Госкомзем Украины. Чтобы оформить договор аренды земельного участка, предпринимателю потребуется от полутора до двух лет. Можно раньше, но для этого надо снова «вписаться в схему». И вот к каким выводам мы приходим: централизация разрешительных полномочий в областном центре — это в свое время хорошо выстроенная коррупционная схема, которая упорно отстаивается до сегодняшнего дня. Выхода в этой ситуации два. Либо продолжать безропотно платить взятки всем структурам. Либо организованно — один в поле не воин — этому противостоять. Мы избрали второй путь. Именно для этого год назад была создана общественная организация «Бизнес от Днестра до Дуная». Реорганизованы и вышли на активный уровень общественной деятельности организации предпринимателей Татарбунарского, Тарутинского, Арцизского и Саратского районов. Большая работа выполнена по консолидации предпринимательского сообщества в Болградском районе. Конечно же, в нашей организации еще есть, над чем работать в вопросах внутреннего строительства. Принято решение на второй созыв перенести координационный центр в Татарбунары. На наш взгляд это позволит сконцентрировать усилия в становлении и укреплении позиций всей организации «Бизнес от Днестра до Дуная». На первой конференции мы поставили перед собой цель достучаться в двери кабинетов властных структур, быть услышанными, и придать предпринимательскому движению необратимый характер. И мы к этой цели будем идти. — Какие изменения для бизнеса наступили с приходом к власти «регионалов»? — Мы возлагаем большие надежды на новую команду. Президент В. Янукович ставит перед собой и правительством амбициозную цель — вывести страну в первую двадцатку экономически развитых стран, и немалая роль отводится малому и среднему предпринимательству. Сегодня наступает момент истины: сумеем ли мы, в начале пути, выстроить взаимоотношения власти и предпринимательства как партнерские, ведущие страну к экономическому процветанию и созданию условий жизни европейского уровня, или же государство снова попытается решать социальные проблемы только за счет бизнеса, нарушая баланс интересов? Наблюдая за действиями новой команды, предприниматели с удовлетворением отмечают положительные сдвиги, особенно в приведении разрешительной системы к цивилизованным правилам. Вместе с тем, вызывает беспокойство тот факт, что к разработке законопроектов регулирующих предпринимательскую деятельность недостаточно привлекаются специалисты научно-исследовательских институтов Академии Наук Украины. У нас Налоговый Кодекс разрабатывают чиновники Министерства финансов и ГНА Украины. Тем временем налоговое ведомство — это всего лишь государственный инструмент взимания налогов по установленным государством, на современной научной основе, правилам, и только. — Что вы скажете о «малой конституции» предпринимателей — Налоговом Кодексе? — Изучая проект, мы видим, что в нем заложены исключительно ведомственные интересы налоговой службы и Минфина. А именно, проект Налогового Кодекса обеспечивает комфортность существования налоговой службы и показывает, как должна выглядеть база налогообложения бизнеса, чтобы обеспечить доходные статьи и в то же время стать источником дополнительных поступлений (через штрафные санкции) для покрытия бюджетного дефицита. Мы видим в проекте Налогового Кодекса, что разработчики не учитывают цели, с которыми пришла новая власть. Это создание новых рабочих мест через развитие существующих и вновь создаваемых СПД, вывод наемного труда из тени и легализация заработной платы. — Например? — Пожалуйста. Ограничение годового объема выручки для предпринимателей — плательщиков единого налога до 300 тысяч гривень не дает возможности использования труда 10‑ти наемных работников, и я это наглядно покажу на примере. Минимальная заработная плата на 31 декабря 2010 года будет составлять 922 гривни. Значит, зарплата 10‑ти работников за один месяц составит 9220 гривень. Отчисления в социальные фонды — около 36 процентов, или 3319 гривень. Прибавим отчисления в социальные фонды за предпринимателя (332 гривни), среднюю ставку единого налога (300 гривень) — итого 13171 гривень. Покрытие затрат по электроэнергии, связи, транспортным услугам, стоимости лицензий, аренды помещений и прочих платежей к уже понесенным затратам — не менее 30 процентов, или 3951 гривня. Всего минимальные затраты предпринимателя за один месяц — 17122 гривень, а за год — 205469 гривень. Средняя рентабельность в малом предпринимательстве равна 15 процентам. Следовательно, объем годового дохода для обеспечения минимальной заработной платой 10‑ти наемных работников, у предпринимателя должен составлять почти полтора миллиона, а, точнее 1369796 гривень. Как видим, ограничение объема выручки до 300 тысяч гривень в год не способствует созданию новых рабочих мест и легализации уже существующих. Подобные расчеты можно провести и по 50‑ти наемным работникам у юридических лиц. — Какие еще проблемы подняли предприниматели на конференции? — Одним из больных вопросов для малого и среднего предпринимательства является порядок проверочной деятельности. На наш взгляд, это — ни что иное, как механизм взимания, через штрафные санкции, дополнительных средств покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, проверочная деятельность — это контактное поле для совершения коррупционных действий. На конференции мы внесем конкретные предложения по совершенствованию порядка проверочной деятельности. — Итак, прошел год, и сообщество «Бизнес от Днестра до Дуная» пришел к выводам… — Приходится снова констатировать, что все проблемы держатся на «трех китах». Первая проблема — упорное нежелание государства делегировать разрешительные полномочия государственных органов управления на районный уровень вертикали государственной власти. Вторая — полное отсутствие в законодательной базе стимулов к развитию предпринимательства, о чем свидетельствуют проект Налогового Кодекса и другие нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Во многих законодательных актах на первом месте находятся ограничения, наказуемость и усиливающийся фискальный пресс. Третья проблема — огромные и бесконтрольные полномочия органов государственного управления в проверочной деятельности. В том виде, в котором эта деятельность находится сегодня и, к тому же, ужесточается в проекте Налогового Кодекса, — это хорошо отлаженный механизм коррупционных действий по всей территории Украины. Вместе с коррупционными схемами разрешительной системы, проверочная деятельность загоняет предпринимательство в тень. Государство проигрывает, а его чиновники успешно «ловят рыбку в мутной воде». Так происходит сегодня, и будет продолжаться до тех пор, пока не будет заменен «косметический ремонт» системы условий существования и развития предпринимательства, на «капитальный», через комплексный подход к решению проблем. — Целый ряд проблем прозвучал и в выступлениях участников предпринимательского форума. Вот только некоторые из них. Предприниматель Владимир Алавацкий остановился на проблемах, связанных с работой разрешительной системы: — Как депутат знаю, что бюджет Болградского района за 2009 год составил 110 миллионов гривень, из которых собственные поступления — 10 миллионов. Из них 6 миллионов — отчисления бюджетной сферы и только четыре — налоги от работающих предприятий малого и среднего бизнеса. К сожалению, есть причины, которые не позволяют предпринимательскому сообществу реализовать свою активность, тем самым значительно увеличив и количество рабочих мест, и отчисления в бюджет, и собственное благосостояние. Одна из них — разрешительная система, которая, по общему мнению моих коллег-предпринимателей, не соответствует современным требованиям управления и противоречит как интересам бизнеса, так и интересам государства. Показательной является разрешительная деятельность областного управления окружающей среды. Так, управлением Придунайской экологической инспекции только в одном полугодии 2009 г. было обследовано и согласовано 184 объекта малого бизнеса, по которым упомянутое управление, не видя данных объектов, утвердило только 7. Ничем, кроме как коррупцией и слабостью государства нельзя объяснить подобные явления. В соседней Молдове, как уверяют коллеги-предприниматели, предприятие регистрируется за 2 часа, а затягивание процедурных вопросов при правильно оформленных и поданных документах на срок, превышающий 24 часа, служит основанием для увольнения чиновника. Мы, предприниматели общественной организации «Бизнес от Днестра до Дуная», уже сегодня предлагаем условия эффективной работы Разрешительных центров (РЦ) при райгосадминистрациях. Специалист РЦ, зная досконально требования служб и ведомств, разрабатывает единую инструкцию для субъектов предпринимательской деятельности, с полной информацией о том, какие документы и как необходимо подготовить. Эти инструкции выкладываются на сайтах райгосадминистраций. Далее. Специалист РЦ принимает от СПД документы в письменном и электронном виде, выдает бланк декларации. Этот же специалист перенаправляет в ведомства и службы документы (необходимость согласования которых определяется видами деятельности) в электронном виде. В установленные сроки, получив согласованные документы в электронном виде (с электронной печатью), специалист РЦ формирует дело СПД, которое передает государственному регистратору. Последний, опять же через РЦ, выдает свидетельство о регистрации. Такая схема работы выглядит на сегодняшний день фантастикой. Но, реализовав ее, мы отнимем у чиновника возможность «заработать». Сейчас много спорят по поводу выдачи разрешений на размещение объектов торговли и услуг. Это — самый массовый разрешительный документ. Для местных властей он ценен не столько объемом сборов в бюджеты, сколько личными контактами с предпринимателями. В Болграде есть примеры, когда городская власть три года тянула эту процедуру, причем, без всяких для себя последствий. И привлечь представителей власти к ответственности, как оказалось, было практически невозможно… — Предприниматель из Болграда Степан Бодлеев с трибуны второй конференции озвучил вопросы становления и развития производственного предпринимательства: — Первая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, занимающиеся производством товаров и услуг, — кадровая. В последние годы напряженная экономическая ситуация в южных районах Одесской области не способствовала сохранению высокооплачиваемых рабочих мест, квалифицированные и, я бы добавил, дисциплинированные, ведущие трезвый образ жизни работники были вынуждены выехать на заработки в большие города или за границу. Это привело к дефициту специалистов целого ряда рабочих и инженерных специальностей. А где молодежь, которая оканчивает среднюю школу? Большинство идет в институты, университеты, академии, но только не в ПТУ. При этом в вузы многие стремятся не за знаниями и навыками, а только за престижными дипломами, тем более что их можно купить. Правда, потом с этими дипломами молодежь не может найти работу, а работодатель не может получить квалифицированного, ответственного специалиста. А теперь о производстве. На первый взгляд, производство стройматериалов из местного сырья должно быть экономично. Однако действующая система оформления разрешения на добычу недр местного назначения (песок, глина относятся к ним), горный отвод, проект на разработку карьера по процедуре и стоимости приравнены к оформлению добычи угля, руды, нефти и т. д. Хотя в первом случае речь идет об оборотах в несколько сотен тысяч гривен, а во втором — на миллионы и миллиарды. Несколько слов о проблемах в области строительного бизнеса. В большинстве районных центров не осталось старых, и не состоялись новые мощные подрядные строительные организации. Почему? Причин немало. Финансово-экономический кризис, отсутствие ипотечного кредитования частного сектора, бесконтрольная деятельность так называемых шабашников. Практика освоения средств областного бюджета по объектам в районах одесскими подрядчиками окончательно уложила на лопатки еще действовавшие местные строительные организации. А финансирование строительных работ за бюджетные деньги в конце года приводит к тому, что подрядчики не могут работать ритмично и содержать своих работников круглый год. Часто при проверке освоения бюджетных средств КРУ обращает внимание только на ошибки в сторону занижения объемов, а имеющееся превышение фактического объема выполнения работ во внимание не принимается. По результатам проверки КРУ заставляет возмещать якобы нанесенный бюджету ущерб. После такой проверки и разориться недолго. Развитие производственного предпринимательства тормозит целый ряд документов разрешительного характера, необходимость оформления (продления) которых, на мой взгляд, должна быть отменена. Это разрешение на спецводопользование при заборе воды из горсельводопровода, разрешение на выполнение подготовительных работ, на возобновление земляных работ и др. В заключение хотел бы сказать, что самые реальные инвесторы — это мы, местные предприниматели, поэтому деятельность райгосадминистраций и органов местного самоуправления должна быть направлена на создание условий для успешной работы уже существующих предприятий и предпринимателей. — Лариса Шпора, координатор координационного центра Килийского района, предприниматель: — Каждый год складывается впечатление, что действующие государственные власти путем увеличения налоговых и штрафных ставок, страховых взносов, стоимости лицензий, снова и снова хотят решить экономические и социальные проблемы за счет малого и среднего бизнеса. Политика упрощенного налогообложения в свое время принесла ощутимые результаты, значительно увеличилась численность предпринимателей и количество рабочих мест. Предприниматели нашего региона считают: единый налог должен и по форме, и по содержанию быть единственным для малого бизнеса. Мы осознаем, что ставки единого налога немного устарели и требуют пересмотра. Но для расчета налогов и стоимости лицензий надо учитывать регион, численность населения и его покупательскую способность, а не стричь всех под одну гребенку — и предпринимателей из Вилково (где проживает около 9 тысяч человек), и бизнесменов из Одессы и других городов-миллионщиков. А отчисления работодателем в пенсионный фонд 33,2 процентов?.. Пока будет существовать такая ставка, не будет легализации наемных работников. На наш взгляд, пенсионная реформа несправедлива к пенсионерам-предпринимателям. За последние 5‑6 лет мы стали бизнесменами, бухгалтерами, экономистами, работодателями, спонсорами. Участвуя в экономическом и социальном развитии государства, предприниматели не имеют никаких социальных льгот. Один из лидеров предпринимательского движения в Болградском районе Николай Арнаут поднял вопрос регламентации цен на социально значимые товары. Проблема в том, что для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, цена завода-изготовителя — тайна за семью замками. В результате, определяя наценку, они не знают, от какой суммы «плясать». По мнению Н. Арнаута, это ни что иное, как еще один механизм пополнения бюджета за счет штрафных санкций, налагаемых на предпринимателей. — Валентина Стойкова, руководитель Измаильского фонда поддержки предпринимательства (ФПП), в своем выступлении говорила о кредитовании производственной сферы, точнее, его отсутствии: — В 2008 году был достаточно хороший и устойчивый доступ к финансовым ресурсам, однако отсутствие умения пользоваться заемными средствами сыграло со многими предпринимателями злую шутку. Люди попали в кабалу и вынуждены были сворачивать или даже закрывать производство. Больше всего пострадала производственная сфера. На днях мы обзвонили 8 банков — сейчас кредитованием не занимается никто, и в ближайшее время не планирует. Единственный источник кредитования — государственное финансирование. И этим нельзя пренебрегать. Мы посчитали, что в Измаиле за последние 9 лет через службу занятости безработным на открытие бизнеса было выплачено 10 миллионов гривень, в среднем на одного — 4 тысячи. Для многих эти стартовые деньги оказались полезными. Есть возможность получить средства и за счет регионального фонда развития предпринимательства. Радует, что облгосадминистрация повернулась к нам лицом и предусмотрела средства на финансирование ФПП и поддержку бизнеса. К сожалению, в законе не прописана норма поддержки ФПП, и они финансируются по остаточному принципу. В Измаиле, например, в этом году выделили 4,5 тысячи гривень — и, как говорится, ни в чем себе не отказывайте. Я считаю, что на местах следуют готовить специалистов для работы в ФПП. На региональном уровне эта подготовка хромает. В Килие, например, ФПП перестал функционировать, в некоторых районах фонды занимаются чем угодно, только не финансовой поддержкой предпринимателей. * * * Валентина Филипповна, как и другие выступающие, дала высокую оценку деятельности общественной организации «Бизнес от Днестра до Дуная», ее координационного центра. По итогам работы участники конференции приняли резолюцию, в которой зафиксировали свои предложения — по изменению нормативно-правовой базы разрешительной системы, вопросам земельных отношений и многим другим. Конференция внесла свои предложения к проекту Налогового Кодекса Украины. Будет ли чиновниками внимательно изучена данная резолюция? Прислушаются ли они к мнению профессионалов? Время покажет. Предприниматели знают: нет неразрешимых проблем, есть непринятые решения. А в заключение хочется привести слова ответственного секретаря координационного центра организации «Бизнес от Днестра до Дуная» Игоря Шусть, выступление которого на конференции вызвало наибольший резонанс: «Органы государственной власти на местах осуществляют функции контроля, однако не работают над вопросами развития подведомственных территорий: Они погрязли в бесплодной отчетности и лишены инициативы. Похоже, новая власть не собирается заигрывать с нами, как предыдущая. Она нас просто игнорирует. В этом зале собрались представители девяти районов области, и, я считаю, губернатор должен быть здесь. Мы оставляем за собой право на переход от несостоявшегося диалога к протестным формам…». Записала Анна Исаева
Час Пик №38
|