26.03.11г
Странная «эпопея»: с 1998 по 2011 год взрослые дяди и тети при высоких чинах и должностях регулярно собираются под эгидой солидной международной организации, с умным видом обсуждают серьезные вопросы, дают обещания, делают заявления, но вот уже более 12 лет не могут решить, какой из существующих транспортных проектов является наиболее выгодным и привлекательным. А ответ на этот вопрос давно есть.
Недавно в Измаиле состоялась очередная встреча представителей стран-участниц Еврорегиона «Нижний Дунай». В частности, профильная комиссия Еврорегиона по транспорту, коммуникациям и энергетике, возглавляемая начальником управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской ОГА Александром Илько, уже в который раз обсудила вопрос организации паромной переправы через Дунай между населенными пунктами Орловка (Украина) и Исакча (Румыния). В обсуждении приняли участие мэр Исакчи, а также руководители компании, которая отвечает за осуществление данного проекта с румынской стороны. Следует напомнить: паромное сообщение по Дунаю между Украиной и Румынией давно признано одним из самых перспективных транспортных проектов в этом регионе. Однако история вопроса явно не укладывается в рамки здравого смысла: создается впечатление, что все мы являемся свидетелями детской забавы: «Кто играет в игру? А в какую — не скажу…». Эта «игра» представляет собой многолетнюю конкуренцию двух проектов паромной переправы: Орловка-Исакча и Измаил-Тульча: в разные годы приоритет отдавали то одному, то другому проекту. И хотя первый вариант считается наиболее целесообразным с точки зрения логистики и экономики, окончательное решение дилеммы до сих пор блуждает в лабиринтах бюрократии и взаимных украинско-румынских противоречий. Проект переправы Орловка-Исакча был предложен измаильской компанией «Лимба» еще в 1997 году. Осенью 1998 года в ходе первой рабочей встречи участников Еврорегиона «Нижний Дунай» было отмечено, что особое внимание следует уделить развитию транспортной инфраструктуры Придунавья. Украинская и румынская стороны подтвердили свою заинтересованность в реализации проекта паромной переправы Орловка-Исакча. Но затем воплощение идеи «повисло в воздухе». Причины такой метаморфозы остались загадкой. Шли годы, и на «арену» вышел проект паромной переправы Измаил-Тульча. В ноябре 2004 года было создано ООО «Измаильская паромная переправа». Первоначально предполагалось, что паромный комплекс займет 20 гектаров земли, инвестиции в проект составят 1 миллион евро, а планируемая мощность оценивалась оптимистично — около 10 тысяч автомобилей и 150 тысяч тонн грузов в год. Летом 2007 года Украина и Румыния подтвердили план строительства это паромной переправы, однако вскоре конъюнктура изменилась. В октябре 2008 года глава Ренийской РГА Андрей Булгаров и мэр Исакчи Илие Петрэ подписали протокол о реализации проекта переправы Орловка-Исакча. В декабре того же года председатель Одесского облсовета Николай Скорик заявил о том, что эта переправа будет построена в 2009 году. Комментируя альтернативные варианты паромного сообщения по Дунаю (Рени-Галац и Измаил-Тульча), Н. Скорик сказал, что на пути их осуществления есть определенные сложности, а именно: большая ширина реки и высокие портовые сборы, что влечет за собой значительное удорожание перевозок. Буквально через год ситуация вновь стала неопределенной. В декабре 2009 года тот же Н. Скорик отметил, что вопрос организации паромного сообщения на Дунае «перешел в фазу ответственности хозяйствующих субъектов». Прогнозируя дальнейшую судьбу конкурирующих переправ Орловка-Исакча и Измаил-Тульча, председатель Одесского облсовета заявил: «Какая из них будет построена первой, — та и получит перспективы для развития, поскольку необходимости в двух переправах нет». Еще больше запутал эту историю представитель одесских областных властей, тогдашний руководитель комиссии Еврорегиона по транспорту, коммуникациям и энергетике Александр Голокоз. Он вполне четко дал понять, что для Украины приоритетным является все же проект Измаил-Тульча. «По данному проекту есть определенные достижения: с украинской стороны есть измаильская паромная переправа, у которой разработан проект строительства, сформированы некоторые объекты, — подчеркнул А. Голокоз. — Есть дорога к паромной переправе. В этом году (в 2009‑ом — А. П.) должны были решить вопрос по окончательному строительству. Однако, в связи с отсутствием средств, работу планируется провести в 2010 году». Чиновник добавил, что «в отношении организации паромной переправы Орловка-Исакча за последние годы реальных шагов со стороны украинской и румынской структур нет. Это связано с тем, что конкретно не определен пункт прохождения Черноморского транспортного кольца». Согласитесь, странная получается «эпопея»: с 1998 по 2011 год взрослые дяди и тети при высоких чинах и должностях регулярно собираются под эгидой солидной международной организации, с умным видом обсуждают серьезные вопросы, дают обещания, делают заявления, но вот уже более 12 лет не могут решить, какой из существующих транспортных проектов является наиболее выгодным и привлекательным. А ведь ответ на этот вопрос давно очевиден. В 2008 году известный транспортный эксперт Александр Арбузов так прокомментировал потенциал паромной переправы Орловка-Исакча: «В настоящее время автотранспортное сообщение между Украиной и Румынией осуществляется через погранпереходы в Черновицкой и Закарпатской областях, и транзитом через Молдову. Поскольку основной поток автотранспорта в (из) Балканских стран ориентирован на Киев, Центральную и Восточную Украину, а также Россию и Белоруссию, то очевидно, что новый погранпереход на юге Одесской области станет самым оптимальным для международных автоперевозчиков. Не стоит забывать и о факторе нестабильности в Приднестровье. Новая паромная переправа сократит маршруты перевозок в Турцию, Грецию, Болгарию, Румынию на 200‑250 км. Планируемая стоимость перевозки на пароме для легкового автомобиля составит $7‑10, для грузового — $20‑30, для автобуса — $20. При движении по существующим вариантам транзита через Молдову дополнительные расходы для большегрузного автомобиля только на топливо составят не менее $100‑120. Плюс потери времени — не менее 10‑12 часов с учетом прохождения двух границ… Необходимые инвестиции в украинскую часть проекта составляют всего около $4 млн. В Румынии затраты оценили намного больше, возможно, потому что рассчитывают на помощь Евросоюза. Причем в Исакче уже принято решение о предоставлении в концессию на 50 лет земельного участка в 12 га под строительство паромного комплекса. В Украине же пока главной угрозой является неумение отстаивать национальные интересы…». Переправа Орловка-Исакча открывает новые перспективы и для развития туристического бизнеса. На одном из сайтов я нашел статью под заголовком «Тур направления — прорыв на Балканы». Расчеты туроператоров лишний раз доказывают состоятельность этого транспортного проекта: «В последние годы через сухопутные пункты пропуска в Одесской области ежегодно проходит около 1,2‑1,3 млн. автомобилей, из них около 40 процентов — грузовых. В основном транспорт следует через КПП «Болград» и далее через Молдову. Пройдя два КПП и 48 км разбитой дороги по Молдове, пересекает границу с Румынией в районе КПП «Кагул». По территории Румынии следует строго на юг до г. Брэила, а дальше — до населенного пункта Хыршова, где пересекает Дунай по платному мосту. В 2001 г. Ренийский порт сделал попытку организовать паромную линию на Тульчу. Была проведена рекламная кампания, но переправа так и не заработала. Создание паромного сообщения Измаил-Тульча также оказалось бесперспективным. Организация движения паромов на Тульчу как из Рени (60 км), так и из Измаила (30 км) оказалась экономически нецелесообразной… С открытием паромной переправы Орловка-Исакча новый маршрут будет проходить по дороге Болград-Орловка. Дорога строилась для военных целей, имеет асфальтовое покрытие и не пересекает населенные пункты. В советские времена, на случай войны, в Орловке должна была переправляться через Дунай Болградская воздушно-десантная дивизия. Здесь имеются бетонные съезды, построенные для десантирования тяжелых танков на понтонную переправу. Далее транспорт грузится на паром и пересекает Дунай. На румынской стороне также имеется почти вся необходимая инфраструктура. По Румынии транспорт движется по маршруту Исакча-Тульча (дорога объездная) — Констанца. По новому маршруту пробег автотранспорта по территории Румынии сокращается на 265 км по сравнению с молдавским вариантом. Туркомпании, занимающиеся организацией автобусных туров в Болгарию, смогут сами посчитать экономию времени и средств. Кроме того, реализация проекта активизирует и регулярные автобусные линии… Расчетная продолжительность поездки по новому маршруту: Украина — 6 часов (с прохождением КПП в Орловке), переправа через Дунай — 1 час, по Румынии (160 км) — 2 часа, КПП Румыния — Болгария — 1 час, по Болгарии (106 км до Варны) — 1,5 часа. Всего 11‑12 часов. Экономия времени 10‑11 часов, а также экономия топлива, не уплачивается сбор за транзит по Молдове. Естественно, за паромную переправу тоже нужно платить. Предполагается, что сбор за переправу легкового автомобиля будет $8‑12, автобуса — $25‑30, грузовых автомобилей — $30‑60 (в зависимости от массы и габаритов). Такие невысокие сборы объясняются тем, что проект не требует больших капитальных вложений. Протяженность паромной линии Орловка — Исакча составляет всего 1 км (это самый узкий участок Дуная в низовьях реки — А. П.). Время движения парома — 15 минут со швартовкой. Движение парома — круглосуточное». Что же касается проекта переправы Измаил-Тульча, то тот же А. Арбузов назвал эту идею блефом. В статье «Украина готовит себе очередной конфуз на Дунае» (2007 г.) эксперт написал: «Даже если представить эксплуатацию наиболее экономичного паромного судна, то вряд ли этот проект себя оправдает. Расстояние между Измаилом и Тульчей составляет 30 км, время в пути около трех часов вниз по течению и около четырех часов вверх по течению. Аналогичный проект пытались реализовать несколько лет назад, организовав линию Рени-Тульча. Далее нескольких экспериментальных рейсов дело не пошло: тариф в $250 за перевозку одной фуры не прельстил «дальнобойщиков». Расстояние между Измаилом и Тульчей в полтора раза меньше, чем на линии Рени-Тульча. Посему тариф здесь должен быть на уровне $150‑170. Но в Рени паромный комплекс был построен еще в советские времена. А в Измаиле в тарифе придется учесть еще и возврат инвестиций». Итак, какое же решение примут, наконец, руководящие органы Еврорегиона? И примут ли его вообще? — Вопрос организации паромного сообщения по Дунаю между Украиной и Румынией рассматривается практически каждый год, но, к сожалению, всякий раз переносится, — говорит директор Агентства трансграничного сотрудничества Еврорегиона «Нижний Дунай» (г. Измаил) Игорь Бабаян. — Думаю, с обеих сторон просто не было политической воли. Если говорить о позиции одесских областных властей, то они не до конца верили в то, что румыны действительно заинтересованы в строительстве переправы. Однако сегодня румынская сторона закончила оформление проектно-сметной документации по переправе Орловка-Исакча и прошла всю процедуру согласований на уровне своих министерств и ведомств. Кроме того, МИД Румынии уже подтвердило готовность открыть на паромной линии международный пограничный пункт пропуска. Тем самым румыны продемонстрировали, что приоритетным является именно проект переправы Орловка-Исакча. Вариант Измаил-Тульча окончательно признан бесперспективным. С украинской стороны пока нет ни проекта, ни отвода земли. Однако сейчас, когда Румыния доказала серьезность своих намерений, Украина смело может начать встречное движение. Быстрого решения всех вопросов ожидать не приходится — согласования с украинскими ведомствами могут занять, как минимум, полгода, еще год уйдет на строительные и подготовительные работы. Итого — полтора года. Так что в лучшем случае паромная переправа Орловка-Исакча откроется в 2012 году. Кстати, стоимость проекта не так уж велика — по 10 млн. евро с каждой стороны. Необходимо напомнить, что на этом же отрезке Дуная Украина планирует построить мост. Премьер Н. Азаров уже распорядился разработать его проект. Возникает вопрос: а не будут ли мост и переправа конкурирующими транспортными проектами? В обозримом будущем — нет. Мост через Дунай — очень дорогой объект, сооружение которого потребует длительного времени (5‑6 лет), тогда как переправу можно обеспечить гораздо быстрее. И пока мост будет строиться, она сможет успешно работать. /Андрей Потылико/газета "Час Пик" №12(516) за 27 марта 2011 года
|