Есть в Измаиле места, где все, кажется, так и дышит стариной. Да, жаль, мы далеко не всегда относимся к своему прошлому с должным уважением. Может быть, поэтому были равнодушны к тому, что столь значительные исторические достопримечательности, как Успенская и Николаевская церкви, еще совсем недавно были в полуразрушенном состоянии? Пять лет понадобилось первым послушникам Свято-Николаевского мужского монастыря, чтобы освободить церкви от хлама, сделать первые шаги к восстановлению одного из древнейших монастырей на Украине. Пережил монастырь разные времена и разных властителей. Пережил и выстоял, а сегодня успешно возрождается.
Здесь говорит история сама
В монастыре успели по крупицам восстановить немалый архив (хотя утеряно гораздо больше). Сохранились документы, согласно которым на месте нынешнего было два монастыря – Николаевский и Успенский. В них повествуется, что Николаевский монастырь принадлежал Афонскому Каракальскому монастырю. Основан он был святогорскими монахами. Точное время основания неизвестно. Известно только, что княгиня Роксанда, жена молдавского князя Иоанна-Александра, пожертвовала 36 тысяч левов монахам Афонского Каракальского монастыря. Эти деньги монахи использовали, чтобы выкупить монастырь у турецкого паши Мустафы Челеби, который, по приказу турецкого султана Селима, конфисковал его в казну. Об этом свидетельствует грамота от 1499 года, оригинал которой хранился в Каракальском монастыре.
Церковь Успения Божьей Матери находилась на территории Успенского монастыря. Построен он был воеводой Константином Бранковяну, бывшим князем Валахии в XVII веке. Считался Успенский монастырь подворьем Вознесенского монастыря в Иерусалиме. В грамоте Константинопольского патриарха Парфения I говорится об основании церкви Успения Божьей Матери в 1643 году.
Многое пережили за свою бытность монастыри, особенно в XVIII – XIX веках, ведь Измаильская крепость не раз переходила из рук в руки во время непрерывных войн, которые вела с Турцией Российская империя. Жестокой была схватка, разыгравшаяся у стен одного из монастырей – Свято-Успенского, 11 декабря 1790 года, во время штурма крепости Суворовым. Около тысячи татар, которыми командовал потомок Чингисхана Максуд-Гирей, заперлись в Успенском монастыре и оказывали русским войскам ожесточенное сопротивление. Русские богатыри выломали ворота монастыря и после жестокой сечи принудили татар сдаться. Из 64 офицеров, погибших при штурме Измаила, самым старшим по званию был бригадир Рибопьер – французский офицер на русской службе. 12 декабря 1790 года, после штурма крепости суворовскими войсками, в церкви пелся благодарственный молебен.
В 1856 году, после присоединения южной Бессарабии к Румынии, румынское правительство закрыло Николаевский и Успенский монастыри. Вернув эти земли через 22 года, правительство Российской империи вновь открыло их под общим названием – Крепостной монастырь.
В 1918 году Бессарабия, а вместе с ней и Измаил, вновь попали под власть Румынии. Но на сей раз это никак не сказалось на жизни объединенного монастыря. Монахи продолжали вести образцовое хозяйство, получали значительные доходы. В монастыре были прекрасные сады – яблоневые, грушевые, абрикосовые. За монастырским домом, где находились келии монахов, находилась теплица, где даже лимоны выращивали. В садах рос миндальный орех, фундук… Работали здесь и медпункт, и начальная школа, епархиальное управление, в котором находились зимняя церковь с купелью-крестильной. Епископия основала библиотеку. В 1935 году здесь же открыли приют для детей-сирот. Кстати, по рассказам одного старожила, его мать, умирая, говорила: «Держись монастыря, только там тебе помогут и научат правильно жить».
Увы, приход советской власти не дал монастырю ничего хорошего. Было принято немало различных документов, объявлявших территорию крепости и всего, что на ней находилось, памятниками истории и архитектуры. Но – бумаги множились, а церкви разрушались, использовались, после закрытия, как склады. В 60-е гг. здание Николаевской церкви было передано кинопрокату. Внутренняя перестройка полностью изменила вид культового здания, росписи были в основном уничтожены. Были разрушены колокольня и перекрытия Успенской церкви, полностью утрачен облик фасадов и интерьеров. И понадобилось многое изменить в нашем сознании, чтобы понять, насколько варварскими были эти деяния, за которые, по большому счету, поплатилась казавшаяся незыблемой страна, поплатились все мы.
25 апреля 1995 года Одесский облсовет передал Свято-Николаевскую и Свято-Успенскую церкви Украинской православной церкви Московского патриархата. Однако за первые восемь лет практически не было сделано ничего. До тех пор, пока не пришли сюда трое подвижников во главе с игуменом Алипием, позже назначенным наместником Свято-Николаевского монастыря. Пришли после того, как по благословению правящего архиерея Одесской епархии, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, приходы Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей были преобразованы в Свято-Николаевский мужской монастырь Одесской епархии Украинской православной церкви.
Подвижники
…Непросто нам, светским людям, познать суть монашеского подвижничества. Нелегко понять людей, отрешившихся от благ мирских ради служения Богу, ради того, чтобы выдержать все Его испытания.
– До нашего прибытия сюда, – говорит отец Алипий, – для возрождения монастыря почти ничего не было сделано, так что начинали мы все сначала, имея только разрушающиеся церкви, святителя Николая Чудотворца и Успения Божией Матери, и заброшенные и непригодные для жизни помещения, особенно в зимнее время. Но Господь, Матерь Божия и святитель Николай не оставляют нас, грешных, и сегодня Вы можете увидеть, как все преобразилось.
Отец Алипий не стал вдаваться в подробности, как нелегко пришлось им в первые два года, как трудились в любую погоду, как жили в полуразрушенных кельях. Ничего, с Божьей помощью выдержали это испытание. И люди добрые, приносившие пожертвования, немало помогли.
Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский в марте 2004 года в Свято-Николаевском храме обители совершил всенощное бдение с постригом в монашество троих послушников и возведением наместника обители игумена Алипия (Цушко) в священный сан архимандрита и вручением ему жезла наместника. А в день святителя Николая Чудотворца, 19 декабря прошлого года, митрополит Агафангел вновь прибыл сюда, провел здесь службу, осмотрел монастырь, церкви, монашеское подворье и выразил глубокую благодарность архимандриту Алипию и насельникам монастыря, сделавшим, казалось, невозможное – обновившим кровлю, купола церквей, благоустроившим кельи, начавшим работы по приведению в порядок внутреннего убранства. Тогда же посетил монастырь и председатель областного совета Николай Леонидович Скорик, также подчеркнувший благое дело подвижников, которое должно послужить главному – выработке того стержня, вокруг которого должны объединяться люди – воспитанию духовности, всего того, что растеряли мы за годы, когда материальное заслоняло нравственное. Что и привело в итоге к крушению, казалось бы, столь незыблемого корабля – Советского Союза. А вместе с крушением – и к многим бедам, которые аукаются нам до сих пор.
Дорога к Храму
С наместником Свято-Николаевского мужского монастыря архимандритом Алипием мы говорили не только об истории монастыря, но и о причинах прошлого и нынешнего духовного упадка.
Лет десять назад, во время одной из светских передач, называлась она, кажется, «Абажур», замечательный кинорежиссер Эльдар Рязанов сказал фразу, крепко врезавшуюся в память: «Мы все были атеистами по незнанию».
…Хотя, как ни странно, наместник монастыря признался – то, советское время было во многом честнее. Да, разрушали церкви, монастыри, потому что искали Бога не там, хотели построить рай на земле. Но, возвеличивая коммунистическую утопию, государство все же намного больше заботилось о людях, о молодежи, о детях. Да, после разрушения той державы люди начали возвращаться в храмы. Но – с каким сердцем? Ради чего – ради моды? И что с того, что храмы сегодня полны? Делами своими люди пока остаются далеки от Бога. А отсюда все нынешние распри в обществе, его неустойчивость и в экономике, и в политике. Отсюда – безответственность тех, кто занял большие посты, не имея для этого сколь-нибудь соответствующей профессиональной подготовки.
Да, церковь сегодня отделена от государства, и не дело монахов вмешиваться в дела мирские. Но имеют они свое мнение о происходящем и скорбят об этом, стараясь своим подвижническим трудом показать, где и в чем заключаются наши нравственные ценности, что сегодня должно быть главным, подспудно доказывая тем самым, что восстанавливающиеся монашеские обители испокон веков были и остаются центрами нашей совести. Что каждый из нас должен выбрать свою дорогу к Храму. И лишь в этом – спасение будущего нашей страны. Каждого из нас. |