№ 45 "Моряк" 13.11.2008 г. В 1992 году со стапелей верфи Виана ду Каштелу, расположенной в 500 км от Лиссабона, было спущено головное морское сухогрузное судно новой серии Украинского Дунайского пароходства. Первенец получил имя «Измаил». Второй сухогруз назвали «Виана ду Каштелу» – в знак уважения к верфи, к городу португальских корабелов.
"Измаил" у причала Измаила
Несмотря на свои скромные размеры, «португалы», как их окрестили моряки-дунайцы, завоевали репутацию надежных, обладающих хорошими мореходными качествами судов. При максимальной осадке 5,67 м и дедвейте 4052 тонн, теплоход может принимать на борт и в трюмы до 207 двадцатифутовых контейнеров, что в сочетании с высоким классом автоматизации, делает эти универсальные сухогрузные суда наиболее востребованными на фидерных линиях.
Примечательно, что «Измаил» стал первым судном УДП, на котором 31 июля 1992 года был поднят не советский «серпасто-молоткастый», а сине-желтый государственный флаг независимой Украины.
Об истории, особенностях строительства «Измаила» в Португалии, о первых рейсах и первых впечатлениях экипажа, принимавшего теплоход вспоминает первый капитан «Измаила», впоследствии – президент ОАО «УДП» Евгений САМОШИН:
– В начале 1990-х годов проект строительства новой серии морских судов живо обсуждался в пароходстве. В Португалию была направлена группа по наблюдению за строительством, в которую вошли И. Голобородько, А. Лялькин и механик-наставник, старший группы Н. Порошинский. Позже приехали мы со старшим механиком А. Добровинским и электромехаником Ю. Жуковым. В Португалии мы провели пять месяцев. По приезде сразу же включились в работу. С сотрудниками верфи установились деловые взаимоотношения. Чуть ли не каждый день что-то дорабатывали, пытались усовершенствовать. В результате был полностью перепроектирован ходовой мостик, кое-что изменено в каютах, в машинном отделении. Португальцы старались осуществить любое разумное предложение, улучшающее условия труда и быт моряков. На судне была внедрена компьютерная система расчета остойчивости, разработанная специалистом ПКБ УДП В. Домбровским совместно с ленинградскими специалистами. Насыщение теплохода по тем временам бы¬ло самое современное.
Неожиданно настал период, когда финансирование оказалось затруднено, строительство приостановилось, и даже встал вопрос о его сворачивании. Но главный инженер П. Суворов заверил нас, что возможности продолжения строительства будут изысканы, и настойчиво порекомендовал не уезжать. После приемки, ходо¬вых испытаний никаких серьезных замечаний в отношении работы ме¬ханизмов, узлов не было.
Подъем флага состоялся 31 июля. В торжественной обстановке крестная мать теплохода, жена мэра города Виана ду Каштелу, с первого раза разбила бутылку шампанского о борт. Как я говорил, с коллективом верфи у нас сложились добрые отношения – в свободное время мы даже проводили дружеские встречи по футболу (в память об этом капитанскую каюту «Измаила» до сих пор украшает фотоснимок и почетный спортивный трофей – футбольный кубок – Т.Б.).
Вскоре получили и первое задание – сниматься на итальянский порт Савона. Проводы были торжественные. Без затруднений вышли в океан – и с этого момента начали изучать судно. Волнение в Восточной Атлантике в летний период редко превышает 5 баллов, поэтому, несмотря на небольшие размеры, теплоход показал себя неплохим «морячком». Благополучно пришли в Савону, загрузились генеральным грузом и последовали на Измаил. Переход подтвердил хорошую мореходность и высокое качество постройки первенца, которого мы уже успели полюбить. В Измаиле, как водится, была торжественная встреча.
Запомнился переход на гарантийный ремонт год спустя. Снялись мы из порта Октябрьск. В Атлантике, на подходе к Гибралтару, отстоялись трое суток на якоре. Получая английские карты погоды, выбрали момент для «короткого рывка» между штормами – и пошли. Груз, алюминий в слитках, давал избыточную остойчивость, и океанская зыбь нас изрядно потрепала. Несмотря на это, благодаря бойцовским мореходным качествам теплохода, прибыли благополучно, сдали груз и пошли на верфь.
«Измаил» – врожденный контейнеровоз, поэтому с самого начала эксплуатации контейнерным отделом пароходства прорабатывались различные варианты работы судна на линии Триест – Лимасол – Латакия – Бейрут – Александрия – Триест. В течение года мы проводили ходовые испытания теплохода, нарабатывая материал для перехода его на новую грузовую марку, увеличивая грузоподъемность. В результате удалось перевести судно на новую грузовую марку с увеличением грузоподъемности на тысячу тонн.
Я с теплом вспоминаю время работы на «Измаиле», его дружный, сплоченный экипаж. Особо хочется отметить ныне покойного капитана А.Нестеренко, долгое время проработавшего на «Измаиле», пережившем «египетский плен» (тогда несколько судов были арестованы в Александрии по надуманному иску авиакомпании Alim Airlines – Т.Б.).
В середине октября произошло знаковое для жителей столицы Придунавья событие. Порт приписки Измаил посетил одноименный теплоход – первенец легендарной серии.
В родной порт теплоход «Измаил» привела необходимость промежуточного освидетельствования СУБ. Пользуясь случаем, судовладелец решил также заменить экипаж судна в базовом порту.
С капитаном Юрием Ляхом мы познакомились в Одессе, в 2002 году – как раз в тот момент, когда он впервые принял «Измаил». С тех пор два экипажа, под руководством Ю. Ляха и А. Богатырева, сменяя друг друга, успешно трудятся на линии.
Поднявшись на борт «Измаила», мы были поражены. Судно, которому 31 июня исполнилось 16 лет, выглядело идеально, да что там – складывалось впечатление, что мы попали на новый, только что построенный сухогруз. Именно в таких случаях начинаешь по-настоящему понимать выражение «флотский порядок». Осенью прошлого года на судоремонтном заводе в Бургасе (Болгария) «Измаил» был поднят в док, отремонтирован и предъявлен Регистру на класс. С тех пор палубная и машинная команды поддерживают теплоход в отличном техническом состоянии.
– Если бы я мог – дал бы боцману Ивану Сидоренко звезду Героя Труда, – и в шутку, и всерьез говорит мастер.
– «Бойцовским» качествам «дракона», несмотря на его солидный возраст, могут позавидовать иные молодые матросы, – отмечает капитан, – Впрочем, опытных моряков – матросов Виктора Ивановича Шамова и Андрея Дмитриевича Димитрова – учить не надо. Не случайно даже представители Российского морского регистра судоходства, посетившие «Измаил» в базовом порту, отметили, что давно не видели такого ухоженного теплохода.
Семь с половиной месяцев отработал на линии экипаж Ю. Ляха. Основное направление, на котором используются «португалы», – контейнерный сервис Мариуполь – Кастельон (Испания). Из Украины в Испанию судно перевозит в трюмах белую глину. На крышках трюмов теплоход доставляет в Кастельон порожние контейнеры. Основной грузопоток из Испании – керамическая плитка (в окресностях Кастельона расположены более 30 заводов по ее изготовлению).
Оператор линии Med-Azov обеспечивает бесперебойную работу «Измаила», снабжает судно всем необходимым. Переходы в балласте – большая редкость, загрузка находится всегда. Так, с июля с.г. увеличился объем навалочных грузов (зерновых, шрота, различных видов жмыха): из французских портов Ла-Нувель и Фос теплоход возил зерно на итальянские порты Венеция, Равенна, Мальфетта, на Кипр, из портов Копер (Словения) и Шибеник (Хорватия) – на Севилью, Тарагону, Кастельон (Испания). Как отмечает капитан, навалочные грузы, например во Франции, грузят очень быстро – «Измаил» успевали обрабатывать за 4,5 часа.
В Дунай «Измаил» вошел через канал в гирле Быстрое.
– Этим маршрутом мне пришлось проходить впервые, – делится с нами Ю. Лях. – Десять лет я не был на Дунае, поэтому в целях безопасности до вилковского рейда мы следовали с лоцманом, а затем, до Измаила, самостоятельно. Если сравнивать Быстрое и Прорву, то через новый канал проходить намного легче.
Ю. Лях отмечает, что обслуживание судна в порту Измаил отличается от общепринятых даже в Украине стандартов, не говоря уже о портах Испании или Франции.
– В этом отношении мне очень импонирует Испания, – говорит Юрий Андреевич, – люди там доброжелательные, пунктуальные, деловые вопросы решаются быстро, но без спешки, в рабочем порядке. А вообще работа на контейнерных линиях капитану нравится своей динамичностью, отсутствием длительных стоянок и переходов. Система фидерных перевозок работает, как хорошо отлаженный хронометр, – все по расписанию.
Все проверяющие судном и его экипажем довольны: на «Измаиле» подобралась толковая, опытная команда, сплоченная, умеющая оперативно решать любые поставленные задачи.
По итогам работы «Измаила» в 2008 году капитан Ю. Лях направил рапорт в отдел кадров с просьбой поощрить отличившихся членов экипажа. По мнению Юрия Андреевича, практически вся команда заслуживает высокой оценки.
26 октября головное судно «португальской» серии под командованием капитана Анатолия Ивановича Богатырева снялось из порта приписки и взяло курс на Николаев, откуда после погрузки вновь приступило к работе на линии Med-Azov.
Измаил. Украинское Дунайское пароходство Тарас БУРЛАКУ. Фото Федора СИВАЧЕНКО
|