Государственной компании не выжить в Украине с ее чрезвычайно низким уровнем государственного управления, качеством и противоречивостью законов.
Все это приведет к тому, что мы начнем терять и порты.
По итогам 6 месяцев года убытки сократились с $8 млн до 1,5.
Заместитель министра
М.ЧУБАЙ и два президента УДП:
нынешний-
В. СУХОНЕНКО и советских времен -
В. ПИЛИПЕНКО
14 октября Украинское Дунайское пароходство отпраздновало свой 65-летний юбилей.
Судоходная компания добралась, докарабкалась до этой даты вопреки всему. И произошло это, как отметил президент УДП Вадим Сухоненко, благодаря мужеству моряков, героизму работников, преданности всего коллектива пароходству.
В рамках юбилея руководитель предприятия встретился с журналистами центральных, региональных и местных СМИ. В отличие от прежней луганской команды, которая во время своего правления подрубила УДП под корень и при этом на всех пресс-конференциях положительно оценивала свои действия, Вадим Сухоненко нисколько не старался приукрасить ситуацию.
- Юбилей УДП – событие исключительной важности. Компания сумела сохранить свой статус, несмотря на многочисленные испытания, которые ей довелось пережить. По всем расчетам она давно должна была прекратить свое существование и повторить судьбу морских предпрятий-гигантов.
Нам довелось пережить несколько серьезных ударов за это время. Развал Советского Союза привел к глубокому переформатированию грузопотоков. Резко ударили по традиционным потокам грузов на Дунае две балканские войны.
Очень сложен и сегодняшний период в силу того, что государство не проявляет никакой заботы о «Национальном перевозчике №1». Сегодня значительный государственный флот имеют такие страны, как Венесуэла, Куба, Китай, Северная Корея и частично Россия. Но Украина не в состоянии справляться с этой задачей. Оставаясь собственником пароходства, государство не обеспечивало его грузами, но «обеспечивало» процедурами государственного регулирования, что не дает ни жить, ни развиваться.
Наши конкуренты – это частные компании, которым неведомы проблемы предприятия, имеющего государственный статус. И нам невыносимо с ними работать. Я, как менеджер, столкнулся с невозможностью принятия тех или иных решений, потому что у меня связаны руки. Как в этих условиях можно принимать вызовы со стороны конкурентов?!
Во время кризиса судоходные компании эксплуатируют пароходы с минимальной прибылью и даже с небольшим убытком. Судовладелец понимает, что нахождение парохода в отстое – это огромные затраты, связанные с его содержанием. Отстой - разрушителен для самого судна.
Но мы, как государственная компания, не имеем права заключать убыточный договор. Проверяющими органами это трактуется как нанесение убытков государству. Поэтому мы не работали вообще, порождая тем самым еще большие убытки, разрушая пароходы. В результате из 26 морских судов в эксплуатации находится только одно судно. Для того, чтобы сегодня запустить суда, находившиеся в отстое два года, нужны непомерно больше затраты.
Таким образом, мы оказались практически выброшенными с рынка морских перевозок. Имея на балансе 40-летние пароходы, которые никуда уже не пойдут и не будут эффективно работать, мы лишены права эти пароходы порезать и заложить за вырученные деньги новые суда, более экономичные и более адекватные рынку. В общем, попали в ловушку: нельзя эксплуатировать, нельзя отправить на утилизацию. В результате вынуждены содержать металлолом.
Эту абсурдную ситуацию мощно проявил теплоход «Радомышль», который простоял у берегов Индии полтора года в немореходном состоянии и нанес пароходству ущерб в 2 млн. долларов. В ожидании разрешения на списание он начал тонуть. Хочу поблагодарить журналистов, которые помогли эту ситуацию раскачать. Сколько мы ни кричали, нас не слышали. Только то, что этот критический случай был растиражирован в СМИ, помогло получить от минтранса разрешение на утилизацию этого судна.
И, поверьте, мы на каждом шагу сталкиваемся с неадекватным регулированием нашей деятельности. Например, существует тендерная процедура закупок. Как государственная компания, мы должны ее выдерживать. А частные компании не хотят участвовать ни в каких тендерах. Таких примеров множество.
Мы выживаем благодаря героизму работников пароходства. Но государственной компании не выжить в Украине с ее чрезвычайно низким уровнем государственного управления, качеством и противоречивостью законов. Все это приведет к тому, что мы начнем терять и порты.
И тем не менее намечены тенденции к улучшению финансового положения пароходства. Так, по итогам первого полугодия 2009 года убытки сокращены впятеро – с 65 млн. грн. до 12,5 млн. В долларовом эквиваленте убыток сократился с 8 млн. до 1,5 млн. долларов. Со второго полугодия пошли позитивные процессы благодаря перевозкам зерновых грузов, топливного угля. Речной флот вернулся к рентабельной работе. Сохранился спрос на круизное судоходство по Дунаю. Убыток по морскому флоту, связанный с расходами на содержание устаревших судов, подобрался к 26 млн. грн.
Учитывая громоздкость структуры пароходства, излишнюю численность работающих, на предприятии осуществляется поэтапный переход к оптимальной организационной структуре. По сравнению с прошлым годом численный состав по всем структурным подразделениям сократился на 864 человека. Численность работающих на 1октября составляет 3912 человек. Из них береговых работников – 881, плавсостава – 2530, работников КССРЗ – 501.
У руководства тоже есть понимание того, что государственная форма собственности – не лучший вариант. Это понимал предыдущий министр, понимает и нынешнее руководство минтранса. Но все упирается в закон. Пока мы застряли на переходе к приватизации. Нужно выводить компанию из списка предприятий, не подлежащих приватизации. Решение нужно принимать срочно, иначе потом будем рвать на себе волосы.
Журналисты интересовались:
- жизнедеятельностью основных конкурентов УДП на Дунае;
- именами высокопоставленных чиновников, которые приехали на юбилей судоходной компании, это что – секрет?
- почему никто не понес ответственность за сдачу 10-ти лучших морских судов пароходства в бербоут-чартер?
* * *
В рамках юбилея руководство УДП, представители коллектива, почетные гости возложили цветы к памятникам морякам-дунайцам, морякам торгового флота, павшим в годы Великой Отечественной войны, погибшим морякам теплохода «Речица».
На торжественном собрании с добрыми пожеланиями и поздравлениями обратились к коллективу губернатор Одесской области Николай Сердюк, ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов, и.о. городского головы Измаила Ирина Рудниченко, председатель совета директоров Измаила Анатолий Фуфаев, представители партий, бизнеса и общественных организаций.
Основное внимание было уделено работникам судоходной компании, которые изо всех сил стараются вытянуть родное предприятие. Большой группе членов коллектива УДП были вручены награды Укрморречфлота, Профсоюза работников морского транспорта Украины, Одесской облгосадминистрации, городского головы Измаила, ОАО «УДП».
Тепло приветствовали коллектив почетные гости: заместитель министра транспорта – глава Государственной администрации морского и речного транспорта Михаил Чубай, председатель ПРМТУ Михаил Киреев, президент АСК «Укрречфлот» Валентин Касапчук, генеральный директор Регистра судоходства Украины Владимир Севрюков, руководители разных уровней и представители духовенства.
Михаил Киреев, председатель ПРМТУ, вручил Почетные грамоты работникам профсоюзных комитетов флота и береговых подразделений Петру Бондаренку, Владимиру Головину, Василию Картеляну, Михаилу Петрову, Нине Захаровой, Валентине Селезень, Людмиле Солонар, Зиновии Хорунжей, Валерию Драчу, Константину Духня, Сергею Новокшонову, Маргарите Азоян, Надежде Мальцевой, Ирине Яшковой и оказал им денежную поддержку за умение отстаивать социальные права коллектива УДП. Он также выразил надежду на быстрейший выход предприятия из кризиса.
Михаил Чубай в своем выступлении отметил, что он был и остается защитником УДП. По прибыльной работе речного и пассажирского флота он судит о начале возрождения судоходной компании.
Лариса Чернышева 24.10.09г, газета "Моряк"