Что такое обаянская песня? Можете перелопатить весь интернет – нигде ничего.
– Обаянская песня та, что родом из Обаяни, есть такой небольшой городок в Курской области, откуда родом наши предки, – поясняет участница народного ансамбля из села Василевка Килийского района Анна Переверзева. – Старообрядцы, не признавшие Никонианской реформы, бежали на окраины России – так наши далекие предки поселились здесь, в Бессарабии, на берегу озера Китай. От поколения к поколению в нашем селе передавались песни, обряды. Они и легли в основу творческой деятельности нашего ансамбля, который носит звание «народный». Нашим коллективом руководит большой энтузиаст своего дела Галина Дронова. Ансамбль обаянской песни – единственный в своем роде на Одесщине, поэтому нас часто приглашают на фольклорные фестивали.
Действительно, что ни коллектив – отдельная история, интереснейшая творческая жизнь. И областной фестиваль «Русский сувенир», который прошел недавно в городе Вилкове Килийского района, дал еще одну прекрасную возможность и на других посмотреть, и себя показать.
В гостеприимную украинскую Венецию съехались самодеятельные коллективы южных районов Одесщины – Килийского, Измаильского, Ренийского, Татарбунарского и Саратского районов.
– Фестивальная программа была не большой, но очень высокого качества,– делится впечатлениями директор Ренийской школы искусств Лариса Хитрикова, которая выступает в составе ансамбля народных инструментов. – Особенно большое впечатление произвели вокалисты – красивейшие голоса. На фестивале было представлено много обрядовых песен, которые, признаться, я не слышала никогда. Очень интересной была выставка декоративно-прикладного искусства.
Немало грамот привезли с выставки представители Измаила и Измаильского района. Среди зрителей не было равнодушных, когда выходили на сцену исполнительница русских народных песен, солистка народного хора ветеранов войны и труда городского ДК им. Т.Г. Шевченко Клавдия Ушакова, преподаватель детской музыкальной школы № 2 Екатерина Пуйческу, народный женский вокальный ансамбль «Журавушка» из села Старая Некрасовка.
Поразили гостей фестиваля работы, представленные учащимися Измаильской художественной школы, занимающимися у преподавателя Валентины Комар. Свои, можно сказать, уникальные сувениры привезла известная измаильская керамистка Надежда Ильина – ее работы выполнены в стиле дымковской игрушки. Зинаида Стойкова показала скатерть, картины, полотенца, иконы, вышитые техникой «счетный крест». А ее дочь, председатель фонда предпринимателей Измаила Валентина Стойкова, представила на суд зрителей и жюри «узелковые куклы» – «стригушки» и «мотанки», изготовленные на основе русской народной куклы «Скрутка».
Буквально поразила участников выставки «мамина сорочка», из сундука Людмилы Ефимовой, русской вышивки 1920 года Вятской (Кировской) области. Тамара Затынченко, представившая клуб художественной вышивки «Искусница», показала скатерти, салфетки, полотенца, вышитые белой и цветной гладью в традициях Владимирской области. Свои работы привезли также мастера из липованского села Старая Некрасовка Надежда Мирошникова, Светлана Чубка, Людмила Полубуткина.
– Вы не представляете, сколько радости приносит сам творческий процесс изготовления таких вот сувениров, в которых словно продолжается песня народная, выражается его душа, – сказала Валентина Стойкова. – Одно из наиболее востребованных направлений работы нашего фонда сегодня – именно развитие малого бизнеса в, скажем так, сувенирной сфере. Здесь завязано все: и туризм, и историческая память, и продолжение старинных традиций, что ценно и с воспитательной точки зрения для тех, кому строить будущее. А какое будущее будет без изюминок прошлого?
В этой связи радует то, что в фестивале «Русский сувенир» приняли участие не только взрослые, но и детские коллективы. Например, ансамбль «Балалайка» из Рени. За 20 лет творческой деятельности руководитель этого эксклюзивного коллектива Вячеслав Астров сумел привить любовь к трехструнной сотням мальчишек. А это значит, что русская плясовая и новгородские частушки еще долго будут звучать на берегах Дуная.
Что касается обаянской песни и обаянской культуры… Когда жители Василевки написали в Россию письмо с просьбой поделиться фольклорным материалом и, в частности, эскизами старинных русских костюмов, то выяснилось, что современные жители Обаяни ничем не могут помочь. Может, стоит пригласить россиян на Одесщину – послушать здесь, на Украине, старинные русские песни?
Антонина Бондарева, Рени - Измаил - Вилково
газета "Одесские известия"(6.10.09г)
|