В ночь с понедельника на вторник после почти двухмесячного плена моряки захваченного 7 мая судна "Марафон" наконец-то обрели свободу. В 16 часов 30 минут по киевскому времени на корабль сбросили пакет с деньгами - жизни моряков пираты оценили в 1 миллион 300 тысяч долларов. Однако радости измученный экипаж, увы, не почувствовал. На это у ребят просто не осталось сил, пишет газета "Комсомольская правда в Украине" в статье "Чтобы получить выкуп, пираты полтора месяца прятали тело убитого моряка в холодильнике".
Моряки находятся в тяжелом физическом и психологическом состоянии, а также подавлены из-за гибели судового сварщика Сергея Вартенкова. Как выяснилось вчера, пираты застрелили его еще в день захвата судна.
Тогда же ранили и кока Георгия Гусакова. По словам председателя СВР, пираты запрещали другим заложникам рассказывать о гибели своего товарища в надежде на более успешные переговоры относительно выкупа. По этой причине о смерти одного из членов экипажа стало известно толко после освобождения судна вчера ночью, пишет "Коммерсант-Украина".
Начальник Службы внешней разведки, которая занималась сопровождением операции по освобождению судна Николай Маломуж сказал, что переговоры шли очень сложно и часто срывались. Прежде всего пиратов не устраивала сумма выкупа. Когда же все уладили, было решено сбросить пакет с долларами с самолета. Он упал в море возле корабля. Корсары достали его и пересчитали деньги.
По словам редактора журнала "Морской бюллетень" Михаила Войтенко, когда самолет, с которого сбрасывали выкуп, кружил над "Марафоном", сомалийцы вынесли тело убитого на палубу и положили рядом с находившимися там моряками.
"Они сделали это для того, чтобы пилоты самолета могли пересчитать всех членов команды, - говорит Войтенко. Но через пару минут те поняли, что на судне лежит не больной человек, а труп".
"Все это время тело моряка хранили в специальном холодильнике, - говорит Николай Маломуж. - Скорее всего, его доставят в Украину тем же самолетом, которым будут лететь выжившие члены экипажа. Это будет не ранее чем в субботу или воскресенье, когда корабль дойдет до ближайшего порта Джибути. Погибшему члену экипажа "Марафона" Сергею Вартенкову было 40 лет.
Соседи Сергея (он родился и жил в Измаиле), одноклассники из школы № 11, в училище № 38 в один голос говорят, что он был хорошим парнем - приветливым и неконфликтным. Но больше всего беспокоятся о том, как дальше будут дальше жить его дети, - сиротами осталась 16-летняя дочь от первого брака моряка и двое малышей от второго.
С мамой раненного кока удалось связаться газете "Сегодня".
"Сын звонил утром, говорили всего пару минут. Он только успокоил меня. Ему оказали помощь, но пуля до сих пор у Георгия в ноге. Ее извлекут в Украине... Мы все в ужасе от того, что произошло с Сережей... Мы надеялись всех увидеть живыми. Это был страшный удар для его мамы, она попала в больницу. У Сережи остались жена Ира и двое сынишек 6 и 7 лет", - подавленным голосом рассказала Александра Георгиевна, пишет издание в статье "Пираты взяли выкуп, выдав мертвого украинца за живого".
Судовладелец пообещал семьям Вартенкова и Гусакова выплатить страховки. Остальным обещают компенсацию за вещи, которые отобрали пираты.
По словам Александра Буланского, директора измаильской крюинговой компании "Орион", осуществлявший набор моряков на это судно, в 2 часа ночи во вторник позвонил представитель судовладельца и рассказал, что судно идет в порт Джибути, его сопровождают голландские военные корабли. Об этом пишет "Газета по-киевски" в статье "Марафон" возвращается с убитым моряком".
"Не могу точно сказать, сколько понадобится времени для того, чтобы оно дошло туда – там шторм и плохие погодные условия", – говорит работодатель моряков Буланский.
Буланский утверждает, что судно должно было находиться на Карибах. О том, что сухогруз повез кокс в Норвегию, он якобы узнал лишь тогда, когда пираты осуществили захват:
"Когда они придут в Джибути, их сменит другой экипаж, набранный судовладельцем. Капитан на сей раз голландский, а суперинтендант – из Испании. Украинцы, вероятно, будут дома в понедельник или вторник. Оценят ущерб. За погибшего должны уплатить страховку – примерно 100 тысяч долларов".
"Захватить судно было несложно, - рассказал Михаил Войтенко. На нем было 2,5 тысячи тонн коксующегося угля, поэтому оно опустилось в воду, и на борт можно было просто перепрыгнуть с пиратской лодки. К тому же судно 1976 года постройки двигалось со скоростью не более 20 км в час, тогда как пиратские лодки развивают скорость 30-40 и более км в час".
Судно принадлежит компании Western Marine Transport (Нидерландские Антильские острова), оператор - голландская компания Cargadoor Amons & Co. Набирала персонал крюинговая компания Orion Shipping, офис которой находится в Измаиле Одесской области. Поэтому все члены экипажа измаильцы, пишет газета "Известия в Украине" в статье "Отмаялись".
"Экипаж судна застрахован. Судовладелец со страховой компанией определят размер компенсации за нанесенный материальный и моральный ущерб всем членам экипажа. Это займет несколько месяцев", - сообщили в крюинговой компании.
По данным Михаила Войтенко, украинцы вышли на второе место после филиппинцев по количеству моряков в пиратском плену. Чаще всего захватывают судна германских, греческих, датских, голландских и турецких компаний-судовладельцев.
В плену у сомалийских пиратов остаются еще два корабля с украинцами. Контейнеровоз MV Hansa Stavanger (компания-оператор Leonhardt & Blumberg, Гамбург) корсары захватили 2 апреля. Там двое наших.
Второе судно - балкер Ariana под мальтийским флагом - попало в плен в ночь на 2 мая в Индийском океане. Корабль следовал из Бразилии на Ближний Восток и вез 35 тысяч тонн сои. Его экипаж (24 человека) полностью состоит из граждан Украины. Флибустьеры требуют выкуп за судно в размере 10 млн долларов. В СМИ появлялась информация о том, что разбойники начали пытать заложников, чтобы быстрее получить выкуп.
Если события будут и дальше развиваться по такой же логике, то в ближайшее время еще с десяток-другой украинцев окажутся в сомалийском плену. И на этот раз уже вряд ли найдутся деньги у судовладельца или сердобольного украинского миллиардера. И действительно – сколько можно платить? Дешевле обеспечить моряков надежной охраной.
NEWSru Украина
|