17.03.11 Как отмечает юридическая фирма "АНК", Министерством инфраструктуры Украины разработан и передан на согласование Кабинету Министров проект нового положения о портовых сборах для использования в портах Украины.
Ст. 84 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривается, что в морских портах справляются определенные целевые портовые сборы, размер которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. К таким портовым сборам относятся: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, грузовой, административный и санитарный сборы. То есть, Кабинет Министров уполномочен на утверждение соответствующего положения, которым определяется размер каждого конкретного портового сбора. Свое полномочие Правительство реализовало, приняв своим постановлением № 1544 от 12 октября 2000 года положение "О портовых сборах", которое действует в Украине в настоящее время. Однако в 2010 году Верховной Радой Украины утверждена государственная программа экономического и социального развития Украины на 2010 год, которой, в частности, предусматривалось осуществление регулирования в сфере транспорта, связи и информационных технологий. Одним из элементов такого регулирования, в соответствии с Государственной программой, выступило решение о необходимости разработать и принять новое положение о портовых сборах, целью которого являлось бы повышение эффективности функционирования портов, уровня их технологического и технического оснащения и пр. Во исполнение положений Государственной программы развития, а также в рамках полномочий Кабинета Министров Украины, разработан новый проект положения о портовых сборах, направленный на утверждение Правительством для последующего введение в действие и замены существующего положения. В пояснительной записке Мининфраструктуры к проекту положения декларируется необходимость усовершенствования порядка расчета и взимания портовых сборов. При этом, по сути каких-либо "революционных" новшеств в проекте Положения не предусматривается. Кратко остановимся на некоторых положениях проекта, которые вызывают или могут вызвать вопросы относительно их целесообразности.
1. В пояснительной записке к проекту положения о портовых сборах идет речь о целях разработки проекта и о принципах, положенных в его основу. Одним из основообразующих принципов нового проекта положения является усовершенствование существующих норм, с целью устранения неоднозначных толкований. Кроме того, Министерство указывает на отсутствие в проекте правил и процедур, которые могли бы содержать риски совершения коррупционных правонарушений. Например, "Морской торговый порт "Южный" имеет право применить 50%-ю скидку ко всем портовым сборам, но не обязан этого делать (в отличие от других портов, для которых предусмотрено установление обязательных скидок для определенных судов). Наличие права автономного принятия экономических решений как раз увеличивает риск коррупции.
2. Взимание корабельного сбора в случаях последовательного захода судов в два и более портов, осуществляется с применением 50%-й скидки во всех последующих портах. Исключение составляют порты р. Дунай. В проекте Положения предусматривается норма о том, что в указанных портах портовые сборы взимаются с 50%-й скидкой в первом порту и 75%-й скидки - в каждом из последующих портов. Как мы видим, для портов, расположенных на р. Дунай, предусматриваются особые условия. Такое положение создает некоторую дискриминацию морских портов по сравнению с Дунайскими портами. Кроме того, в общих случаях захода судов в морские порты, проектом Положения предусматривается взимание портовых сборов в полном объеме в первом порту и применение скидки в 50% в каждом следующем порту. Таким образом, предлагается отменить действующее правило, согласно которому при последовательном заходе в несколько портов, в первом из них уплачивается 50% портовых сборов, а в каждом следующем - только 25 % (то есть скидка составляет 75%).
3. Канальный сбор предлагается установить разделом 3 проекта Положения о портовых сборах. При этом размер канального сбора дифференцирован в зависимости от порта, о котором идет речь. Однако полагаем, что в портах со схожими условиями деятельности, размер канального сбора должен рассчитываться исходя из одинаковых ставок сбора. Проектом Положения предусмотрено, что для портов Одессы, Южного и Ильичевска ставки канального сбора для судов в заграничном и каботажном плаваниях составляют соответственно 0,06/0,007, 0,409/0,041 и 0,112/0,0105 долларов США за 1 GT. То есть, ставки существенно отличаются, несмотря на то, что условия и характеристики подходных каналов в этих портах примерно одинаковы. В таком случае мотивы установления различных ставок канального сбора не совсем понятны.
Среди положительных моментов можно выделить следующие положения. 1. Проектом Положения о портовых сборах предполагается установление почасовой оплаты за стоянку судна возле причала без выполнения грузовых или пассажирских операций по причинам, которые зависят от судна или судовладельца. При этом, во время стоянки входит стоянка после окончания грузовых (пассажирских) операций - с момента окончания погрузки (разгрузки) судна, закрепления груза и оформления соответствующих документов на груз (пассажиров) и осуществления соответствующих таможенных процедур к моменту отшвартовки судна.
2. Ставки санитарного сбора в проекте Положения дифференцированы в зависимости от нахождения в заграничном или каботажном плавании, исходя из ставки за единицу валовой емкости судна или самоходной части составного плавучего сооружения.
В целом, проект Положения о портовых сборах не претерпит существенных изменений. Уполномоченные органы ограничились незначительными корректировками существующих норм и положений в этой сфере. При этом в среднем суммы дисбурсментских счетов за пребывание судов в портах Украины могут возрасти на 2 тыс. долларов США для средних судов и на 6 тыс. долларов США для судов типа PANAMAX.
С уважением, Председатель Правления ООО "Юридическая фирма "АНК" Адвокат, Вице-президент Ассоциации адвокатов Украины А.Н. Кифак
Адвокат А.В. Селютин /"Trans-Port"/Источник информации: СОЮЗ ПОРТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ/
|