17.10.2011
Штормы, ошибки службы навигации, пиратство — эти и многие другие факторы уже не одну сотню лет являются основными преградами для торгового мореплавания. Тем не менее морские перевозки удерживают лидерство на мировом рынке грузоперевозок. К примеру, в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок, в США — 90%, а в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62%. На Украине морские контейнерные перевозки, по данным компании SeaRates, не превышают 10% грузооборота.
Пустующие бухты
По данным Ассоциации портов Украины «Укрпорт», в нашей стране 18 морских торговых портов. При этом доля морских перевозок через украинские порты в мировом грузообороте чрезвычайно мала. За первое полугодие 2011 года мировой объем морских перевозок, по информации Международной морской организации (IMO), составил около 2 млрд тонн, из которых на долю украинских портов пришлось 2,8% — 56,5 млн тонн грузов. Главные причины игнорирования отечественных портов — технологическая отсталость многих из них и отсутствие оборудования для работы с современными контейнеровозами. К примеру, работа с 20-футовым контейнером (максимальная загрузка — до 20 тонн) в Одесском порту обойдется в $186,3, в то время как аналогичная операция с 1 тонной зерна или угля будет стоить $4,5. Однако использование контейнеров увеличивает эффективность смешанных (мультимодальных) перевозок и снижает расходы, связанные с транспортировкой, хранением и перевалкой грузов. Лишь пять украинских портов, согласно данным ресурса «Порты Украины», приспособлены для обработки контейнеров — Бердянский, Одесский, Ильичевский, Мариупольский и Херсонский. В Одессе за первое полугодие нынешнего года «прошло» на 130% больше контейнеров, чем за аналогичный период 2010 г. Мариупольский торговый порт за январь–июнь обработал на 221,4% контейнеров больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Вместе с тем, к примеру Румыния, еще в конце 1990-х сделала ставку на активное развитие в своем порту Констанца контейнерных терминалов. «Румынская сторона смогла правильно спрогнозировать ситуацию на рынке морских перевозок и построить именно те мощности, которые ныне востребованы, — комментирует Юрий Васьков, заместитель начальника предприятия «Одесский морской торговый порт». — В Украине есть контейнерные терминалы в Ильичевском и Одесском портах, но они не могут успешно конкурировать с зарубежными из-за недостаточных площадей. Правда, в Одессе строится современный терминал на Карантинном молу, но будет сложно забрать на него грузопоток, так как рынок этих перевозок уже сформировался». В то же время открытый в начале нынешнего года молдавский порт Джурджулешты не простаивает без работы. «Терминал, который предложит грузоотправителю кратчайшее время обработки груза и низкую цену, сможет привлечь клиентов. Именно так молдавская сторона сумела получить грузопоток. Мининфраструктуры Украины готовит программу, призванную изменить принципы взаимоотношений между портами и органами их управления. Возможно, в перспективе портам будет передано больше полномочий по принятию решений», — отмечает Александр Илько, начальник департамента морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской облгосадминистрации.
География портов
Наиболее значительные из морских торговых портов Украины — расположенные неподалеку друг от друга Одесский, Ильичевский и Южный. На их долю приходится приблизительно 60% всего грузооборота отечественных морских торговых портов. У них наилучшие морские подходы, они в состоянии принимать суда осадкой до 14,5 м, в то время как другие могут принимать корабли со значительно меньшей осадкой. В устьевой части Днепра и Южного Буга расположена другая группа морских торговых портов — Николаевский, Херсонский, «Октябрьск», работающих как с навалочными, так и с генеральными грузами. На берегах Крымского полуострова находятся Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский и Керченский морские торговые порты. Они предназначены, прежде всего, для обслуживания транспортных потребностей самого Крыма. Такие порты, как Ялтинский и Севастопольский, ориентированы в основном на пассажирские и круизные перевозки, а Феодосийский имеет мощности для перевалки нефти и нефтепродуктов, но при этом его можно считать универсальным, потому что он приспособлен для переработки до 40 наименований различных грузов. Порт хорошо механизирован, имеет разветвленную сеть железнодорожных путей. На северном побережье Азовского моря находятся Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, расположенные близко к наиболее промышленно развитым районам Украины — Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионов обеспечивает основную загрузку портов. Через три морских торговых порта в низовьях Дуная — Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский — проходят грузопотоки в направлении придунайских стран.
Ассортимент причалов
Но при выборе порта для отправки или получения груза его расположение зачастую не самый важный критерий. Зато обязательно нужно учитывать специализацию и технические возможности порта, в частности, наличие соответствующего перегрузочного оборудования для того либо иного вида груза. «У каждого порта своя специализация. Так, порты «Южный» и «Одесский» — принципиально разные и сравнивать их друг с другом некорректно. Южный лидирует в переработке навалочных грузов (уголь, руда, удобрения), Одесский ориентирован на работу с контейнерами, металлами, скоропортящимися грузами и конкурирует с Ильичевским портом, хотя последний более приспособлен к перевалке насыпных грузов», — подчеркивает Юрий Васьков. Порт «Бердянск» специализируется на обработке сыпучих грузов (уголь, зерно и т. д.). Днепро-Бугский предназначен в основном для приема импортных бокситов — это единственный комплекс в стране, специализирующийся на приеме такого сырья. Ялтинский порт перерабатывает каботажные грузы, главным образом, строительные материалы. Тарифы на обработку грузов в каждом порту разные. Согласно Сборнику тарифов на комплекс работ, связанных с переработкой грузов в портах Украины, все отечественные порты, в том числе и морские, разделены на семь тарифных групп в зависимости от места расположения и уровня развития производственных мощностей. К первой группе с самыми высокими тарифами относятся порты Большой Одессы — Одесский, Ильичевский и Южный, к седьмой — все речные порты и пристани Днепра и Южного Буга. Так, к примеру, обработка тонны металлолома в Одесском порту будет стоить $14,5, в то время как в Бердянском, который относится к четвертой тарифной группе, этот же объем работ оценят в $12,4. Нажмите на изображение для увеличения [к сведению] Контейнеры в разрезе Достоинство контейнерных морских грузоперевозок заключается, прежде всего, в низкой цене и возможности транспортировки больших партий груза. К примеру, доставка груза морем из Китая обойдется, по словам Богдана Коломийца, специалиста по таможенному оформлению и доставке грузов компании «РДС – Транс», в $4 тыс. за 40-футовый контейнер, перевозка этого же объема самолетом будет стоить $100 тыс. Контейнеры обеспечивают сохранность груза, поскольку они обычно пломбируются и распечатываются в конечном пункте в присутствии клиента. Если нужно перевезти небольшие объемы, можно формировать сборные партии. То есть в одном контейнере будет находиться товар разных грузоотправителей. Однако в этом случае придется ждать полной загрузки контейнера, а потом его прибытия в порт, что зачастую происходит с нарушением графика поставки. Нередки случаи, когда из-за плохих погодных условий груз приходит в порт с опозданием на две недели, особенно если судно делает перегрузки в других портах. Следующий этап морских перевозок — растамаживание грузов. Зачастую по вине украинских таможенников контейнер может задержаться в порту на непредвиденный срок. К сожалению, избежать контакта с медлительными и дотошными таможенниками, отправив контейнер в другой порт, у грузоотправителя не получится — выбор портов крайне ограничен.
Автор: Роман Козловский/ Журнал "Статус"(№ 40(210) от 10.10.2011)
|