16.10.10г
В этот хмурый промозглый день на продуваемом всеми ветрами берегу Дуная, под аккомпанемент волн, камыша и пойменного леса скопилась целая кавалькада роскошных иномарок и собралась весьма многочисленная группа чиновников, руководителей строительных организаций и журналистов. Все эти люди сопровождали председателя Госкомитета водного хозяйства Василия Сташука. Здесь, на нулевом пикете дунайских противопаводковых сооружений он решил лично оценить готовность первого пускового комплекса защитной дамбы, реконструкция которой началась в августе. — В настоящее время на дамбе насчитывается 16 потенциально опасных участков, — сказал В. А. Сташук, отвечая на вопросы прессы. — Они могут быть разрушены водами реки. Если это произойдет, возникнет угроза затопления большого числа населенных пунктов на территории Ренийского, Измаильского и Килийского районов. Для предотвращения бедствия из резервного фонда Правительства были выделены средства на капремонт дамбы. Деньги осваиваются активно, работы ведутся практически круглосуточно, и сегодня мы видим первые реальные результаты — полностью реконструированный отрезок длиной 1 километр 650 метров. Глава Госкомитета напомнил, что нынешние мероприятия — лишь первый этап реализации комплексного проекта, разработанного институтом «Укрпiвдендiпроводгосп» совместно с одесскими коллегами. Проект предполагает модернизацию аварийных участков дамбы от Рени до Вилково (общая протяженность защитных сооружений — 225 км), суммарная стоимость работ — 364 миллиона гривень. Финансирование из резервного фонда (67 млн.) лишь первый транш. Благодаря ему, до конца года намечено фактически заново построить 16 километров дамбы и отремонтировать ряд шлюзов-регуляторов, которые, кстати, необходимы не только для функционирования противопаводковой системы, но и для народного хозяйства — они обеспечивают обмен водой между Дунаем и Придунайскими озерами, а также важны для орошения и рыболовства. «Мы регулярно отчитываемся перед Кабинетом Министров о проделанной работе, — подчеркнул В. Сташук. — И я доволен темпами строительства. Срок завершения реконструкции остается неизменным — 1 декабря текущего года». Докладывая «оперативную обстановку», директор ГП «Одесская областная дирекция строительства водохозяйственных объектов» Георгий Бузиян сообщил, что основные работы охватывают участок дамбы от Рени до Орловского шлюза; задействовано около 100 единиц техники и 250 человек. «В целом мы укладываемся в производственный график, однако есть опасения, что до 1 декабря не успеем закончить ремонт гидротехнических сооружений — необходимо время хотя бы до 20 декабря», — признался Г. Бузиян. В. Сташук жестко отреагировал: «Прошу еще раз пересмотреть интенсивность работ — в график надо уложиться. 1 декабря — тот срок, нарушение которого недопустимо». Отдельного внимания заслуживают и слова Василия Андреевича о том, что надо «фиксировать каждый наш шаг в плане использования денег — дабы у контролирующих органов не возникло потом каких-либо подозрений». Что ж, мысль хорошая, но, как говорится, «вскрытие покажет»… В данном контексте жителей Придунавья наверняка интересует не столько срок реконструкции, сколько качество выполненных работ. И вот тут как раз есть вопросы. Помнится, на начальном этапе строительства Г. Бузиян заявил буквально следующее: «Мы делаем такую реконструкцию дамбы, которая еще не делалась, и применяем технологию, которая еще не применялась». Так что же это за технология такая? Оказалось, г-н Сташук несколько все преувеличил. Вот что сказал по поводу технологий директор Представительства «МТД Холдинг ГмбХ» (генеральный подрядчик, г. Киев) Юрий Лисниченко: «И накануне реконструкции, и уже в процессе ее осуществления обсуждались различные решения. Одни специалисты выступали за самые передовые технологии с применением зарубежного опыта и импортных материалов, другие настаивали на том, что и «старые» являются не менее эффективными. Например, одна из современных технологий — использование специальной толстой пленки для покрытия откосов дамбы, обращенных к Дунаю. Такое покрытие призвано защищать тело насыпи от размывания. И все же на последнем научно-техническом совещании с участием профессоров и академиков было принято решение отказаться от новейших технологий. Почему? В случае их применения мы были бы вынуждены закупать импортные материалы, что привело бы к оттоку из нашей страны довольно крупных денежных средств. К тому же, нужно выполнять требование Кабмина о том, что в ходе работ на дамбе не менее 80 процентов должны составлять материалы и услуги отечественного производства. В общем, Правительство дало возможность заработать украинским компаниям, в том числе местным. В конечном итоге остановились на старой, проверенной временем технологии: это формирование «экрана» (фундамента) дамбы из тяжелого суглинка трехметровой толщины. Данный метод также является надежным — глиняный экран водонепроницаем даже при очень больших нагрузках. Мы даем гарантию на 50 лет…». — В целом на территории Придунавья насчитывается 115 километров аварийных участков дамб, из них отрезок от Рени до Измаила был признан наиболее опасным с точки зрения устойчивости противопаводковых сооружений, — продолжает тему директор института «Укрпiвдендiпроводгосп» Николай Решетников. — В частности, старая дамба сложена из песчаных грунтов, что увеличивает коэффициент фильтрации воды сквозь тело насыпи. Этот процесс в первую очередь приводит к разрушению автодороги Рени—Измаил. Кроме того, за годы своего существования дамба утратила нормативные параметры, как по высоте гребня, так и по откосам. Действительно, в ходе разработки проекта реконструкции мы отказались от применения импортных материалов и новейших инженерных решений. Был избран более дешевый, но не менее технологичный вариант. Мы сделали расчеты и увидели, что фильтрационная вода не будет попадать на прилегающую территорию. Проект предусматривает наращивание гребня дамбы до 4‑метровой высоты, расширение ее тела до 5 метров, создание противофильтрационного глиняного «экрана» со стороны реки, устройство эксплуатационной дороги вдоль насыпи, капитальный ремонт большинства из 13‑ти шлюзов-регуляторов на украинском участке Дуная. Все эти мероприятия позволят надежно защитить население и экономику Придунайского края от ежегодного весеннего половодья и «нештатных» капризов великой европейской реки. Андрей Потылико газета "Час Пик"(№41) за 17.10.10г
|