Кишиневская триумфальная арка: у этого памятника архитектуры несколько названий: Святые Врата, Арка победы, Триумфальная арка. Арка высотой 13 метров была воздвигнута в 1840 году и стала украшением центра Кишинева. Нижний уровень арки состоит из двусторонних пешеходных проходов и оформлен в коринфском стиле. Верхний уровень декорирован в классическом стиле. Под куполом арки подвешен массивный колокол весом 6,4 тонны, а во фронтон вмонтированы куранты. Интересна история создания арки. Генерал-губернатор Бессарабии М. Воронцов обратился к российскому императору Николаю I с ходатайством о том, чтоб на отлитие колоколов для кишиневского Кафедрального собора было отпущено 1500 пудов меди. И царь подарил кишиневскому собору часть турецких пушек, захваченных в качестве трофеев в русско-турецкой войне. Пушки эти находились в Измаильской крепости. Везти орудия в Москву или Киев для того, чтобы отлить из них колокола, было неудобно: на перевозку такого количества пушек по бездорожью понадобилось бы много времени и средств. Во избежание задержек и затрат было решено отлить колокола на месте, в самом Измаиле. Для этого в крепость пригласили колокольных дел мастера Василия Лосенко из Киева. Во дворе крепости соорудили плавильную печь и формы для отлития колоколов. И Василий Лосенко создал для Кишинева пять прекрасных колоколов: колокол-великан весом в 400 пудов, второй колокол в 200 пудов, третий – в 100 пудов, четвертый – в 50, а последний, самый маленький, - в 25 пудов. Тем временем по распоряжению графа Воронцова дороги, соединявшие Измаил с Кишиневом, были отремонтированы. Военное ведомство разработало наиболее удобный маршрут транспортировки гулкого груза в Бессарабию. Колокола водрузили на специально изготовленные подводы и повезли в Кишинев. Когда же они были доставлены в «белый город», выяснилось, что проемы окон звонницы собора слишком узки для колокола-великана. Тогда-то и родилась идея «сделать для сего колокола особую пристройку с тем, чтобы под сводом оной можно было поместить и колокол, и городские часы». Было решено построить арку, которая должна была стать одновременно и звонницей, и триумфальным сооружением в честь побед русских войск над турецкими, и въездом в соборный парк. Проект арки был разработан архитектором Лукой Заушкевичем, который взял за основу своего творения проект Триумфальной арки в Риме. Колокол был поднят и укреплен на еще строившейся арке 3 августа 1839 года. Большие часы были изготовлены в Австрии. Для присмотра за часовым механизмом епархиальным начальством, а позднее – городской думой выделялись 200 рублей. Эти деньги вручались одному из лучших часовщиков города, получившему почетное право взять куранты под свой контроль. ИА "INN"
|