30.05.2011г
Смотрите видеосюжет канала "Интер"
Украина за 20 лет независимости так и не смогла разобраться со своими границами. А ведь они – едва ли не главный символ любого государства. Граница с бывшими советскими республиками до сих пор не обозначена. Более того, немало участков, вокруг которых ведутся дипломатические споры. Например, Украина потребовала от молдавского правительства до 5 июня решить вопрос о возврате земли в районе села Паланка, где проходит участок трассы Одесса-Рени. Если Кишинев не откликнется, Киев грозится заморозить торговые отношения с Молдовой. Есть еще 6 украинских дорог, которые проходят через соседние государства. О них Лариса Задорожная. Украинец Тимофей на велосипеде к другу Семену в молдавское село Паланка ездит почти каждую неделю. Как только встречаются, разговоры о большой политике (в Молдове скоро выборы) и о своей местной. О границе и пограничниках. Семен Бешляга, гражданин Молдовы: - Усадьба рядом, внизу. Иду на усадьбу, пограничники тормозят, куда идешь? Я говорю: на усадьбу. А паспорт есть, а миграционка есть? А зачем? Тимофей Степаненко, гражданин Украины: - Это я хорошо, пограничная зрона туда-сюда. А вот они. Нужно заграничный паспорт, а кто сейчас в Молдавии, пенсия маленькая. Нет денег, чтобы делать внутренний паспорт, а тут еще и заграничный. Маршрут Тимофея к Семену, несмотря на то, что "рукой подать", запутанный и долгий. Из Украины он въезжает в Молдову, затем снова в Украину, потом опять в Молдову – на пограничный пункт пропуска. Маршрут запутали политики в Киеве и Кишиневе. Дорога, то есть асфальт, считается украинской. А вот земля молдавская. Чтобы из Одессы добраться в Рени, Измаил, Болград, нужно проезжать пограничные посты. Дмитрий Ильчинский, начальник отдела пограничного контроля Южного регионального управления погранслужбы Украины: - Існує альтернативний шлях – через затоку, але є незручність для громадян. Відстань збільшується до 90 кілометрів. Украина договорилась с Молдовой: мы вам участок возле Дуная, вы нам дорогу. Вот так было при Советском Союзе, так стало теперь. Украина по доброй воле сделала Молдову "морской державой". 12 лет – именно столько времени прошло с момента подписания договора. Украина, как прилежный переговорщик, выполнила свои обязательства. Молдова пока не начинала. Кишинев не растерялся и быстро начал строить торговый порт "Джурджулешты". Он дает работу всем местным жителям. И приносит колоссальную прибыль. Василий Кожеляну, житель села Джурджулешты: - Уже второй год. Это хорошо для Молдавии, что есть выход в море. "Насчет земли не договаривались", - говорит официальный Кишинев. Андрей Попов, заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы: - Земля в районе молдавского села Паланка не будет передана Украине. Земля до самой магмы, и воздух над шоссе – собственность Молдовы. Олег Волошин, директор департамента информационной политики МИД Украины: - Це право політиків говорити – забрати ділянку узбережжя річки там, де порт Джурджулешти. Але в нас багато інших механізмів, щоб вчинити тиск на молдаван. - Наприклад? - У них не демаркований з нами кордон. Эта трасса называется громко – "международный коридор". Вся в ямах и выбоинах. Пока вопрос с Молдовой не решен, ремонтировать трассу никто не будет. Электричка "Славутич-Припять" – единственный железнодорожный путь, который соединяет город атомщиков с их местом работы – Чернобыльской станцией. Чтобы проехать из Украины… в Украину, нужно попутешествовать по Беларуси. - В электричке нормально: никто не останаливает, никто не проверяет. Машинист: - Мы на ходу проходим и Неданчичи, где украинский погранпункт, и Йолчу, где белорусский пункт. Там мы не останавливаемся. Ни флагов, ни погранпунктов. По пути следования электрички нет никаких визуальных признаков границы. Но все пассажиры знают: Украину и Беларусь разделяет Днепр. Машинист: - Вот мосток. За мостком снова Украина. Весь путь – 60 километров. 15 белорусских. На все 44 минуты. Прямо из вагонов пассажиры попадают в закрытое помещение. Здесь пост контроля. Фактически он заменяет пограничный. Фамилии всех пассажиров давно известны. Главное, иметь удостоверение сотрудника ЧАЭС, оно вместо паспорта. У кого нет пропуска, из вагона просто не выйдет. Владимир Гаврилюк, сотрудник ЧАЭС: - Ця дорога була і осталася з Советського союза. Пока что движение электрички зависит только от "доброй воли" беларусов. Изменится настроение Бацьки – электричку могут отменить. Если поезд отменят, дорога на работу для жителей Славутича станет и длиннее, и дороже. Однажды это уже произошло с Румынией. Единственный железнодорожный маршрут, который связывал Тячевский и Раховский районы Закарпатья, закрыли. Он проходил через соседнюю Румынию. Николай Козак, заместитель начальника пассажирской службы Львовской железной дороги: - Природні умови такі, що неможна залізницю прокласти через гору. Треба об'їхати і мусимо заїжджати на румунську територію. Румунська сторона затримала в Сигеті, поїзд протримали певний час, і мова йшла, щоб арештувати рухомий склад. "Укрзалізниця" отменила все поезда. Строить обходные пути денег нет. Спорных точек с соседями еще немало. Только транзитных путей целых 7. То есть, украинских, которые проходят через соседние государства. За 20 лет независимости Украина не построила ни одной объездной дороги. Это небольшие участки. Если все сложить, то будет 30-35 километров. Быть отрезанными друг от друга рискуют сразу несколько населенных пунктов. Это, например, прошли уже в Одесской области. Борис Трегубов, помощник председателя Погранслужбы Украины: - Лесное- Елизаветовка, к сожалению, несколько лет назад этот участок по просьбе молдавских пограничников был закрыт. Украина закрыла "пограничный" вопрос только со странами Евросоюза. Парадокс, но с теми, с кем говорит на одном языке, договориться до конца не смогла. Ни с Россией, ни с Беларусью, ни с Молдовой. До сих пор не демаркированы границы, значит не обозначены на местности, ни с одной соседкой из бывшего СССР. С Беларусью и Россией на море даже не делимитированы – не закреплены законами. А это значит, что в любую минуту карта игральная может быть разыграна во время спорной политической партии. Галина Яворская, эксперт по вопросам международной безопасности: - Кордони - це ознака суверенітету. І будь- який шантаж кордонами сприймається, як загроза суверенітету. І ми знаємо в новітній історії України такі епізоди. - Наприклад? - Наприклад, маю на увазі історію навколо Тузли. Пока политики там наверху разбираются, дорога Тимофея к Семену, остается длинной и запутанной. На всякий случай, украинец и молдаванин стараются всегда послушать новости. А вдруг о Паланке что скажут! А вдруг, пограничных постов станет меньше.
Лариса Задорожная, Александр Пономарев, Светлана Трунова , /"Подробности недели", телеканал "Интер". Подробности-ТВ/
|