13.01.2012 Нынешний упадок Ренийского порта связан с тем, что предприятие искусственно доводится до банкротства с целью его приватизации за бесценок. Такое мнение высказал городской голова Рени Сергей Колевич на пресс-конференции, посвящённой итогам работы Ренийского горсовета в 2011 году. - Вот уже двадцать лет наше государство целенаправленно создаёт условия для того, чтобы порт Рени не работал, - заявил Сергей Степанович в ходе общения с журналистами местных и региональных СМИ. - Мне вспоминается ситуация, которая сложилась несколько лет назад. Тогдашний начальник порта хотел законсервировать ряд производственных объектов, а "лишние" портальные краны порезать на металлолом. Я был категорически против подобной "санации" предприятия и доказывал: надо всего лишь повернуть некоторые грузопотоки на ренийское направление, а для этого нужно не так уж много - политическая воля руководителей Министерства транспорта (ныне - Министерство инфраструктуры - А.П.). В тот раз голос разума был услышан, и в Ренийский порт пошли сотни тысяч тонн зерна, работа буквально закипела. И что вы думаете? Вскоре всполошились другие порты и их лобби - конкуренция со стороны Рени их не устраивала. Через некоторое время грузопоток зерна на ренийском направлении иссяк... Теперь наблюдается аналогичная картина: грузов в нашем порту нет, фактически игнорируются многочисленные обращения одесских областных властей и депутатов Верховной Рады к Кабинету министров с просьбой обратить внимание на бедственное положение предприятия. Мы годами слышим одно и то же: главная проблема порта Рени - железнодорожный транзит грузов через территорию Молдовы; следовательно, единственное спасение - строительство железной дороги Измаил - Рени. При этом все прекрасно понимают, что строить эту дорогу никто не собирается. Но дело не в железной дороге - Ренийский порт вполне может обойтись без неё. В любом случае она всё равно ничего не решит. При желании логистику на нижнем Дунае можно выстроить таким образом, что львиная доля грузов будет перерабатываться только силами флота, по схеме "борт - борт". Но об этом почему-то никто не говорит. Насколько мне известно, европейские эксперты оценили Ренийский порт в 500 миллионов евро. В то же время, по украинским оценкам, сегодняшняя балансовая остаточная стоимость предприятия - 20 миллионов долларов. Но это же абсурд! Посудите сами: стоимость одного причала в соседнем молдавском порту Джурджулешты - 40 миллионов долларов. При том что мощности Ренийского и Джурджулештского портов - несопоставимые вещи, Рени продолжает оставаться крупнейшим портом на всём Дунае. Совершенно очевидно, что его капитализация искусственно занижается, а это делается всегда с одной целью - как можно дешевле приватизировать предприятие. Как известно, в декабре прошлого года президент Виктор Янукович наложил вето на Закон о портах, так что пока трудно говорить, в каком виде будет происходить их приватизация. Но в том, что она будет, я не сомневаюсь. По словам С. Колевича, "если просто продавать порт, то он никому не нужен, надо продавать тому собственнику, у которого есть грузопотоки". "А грузопотоки есть в первую очередь у России, - отметил мэр Рени. - Я вам скажу больше: в нашем порту - 35 причалов, и потенциал каждого из них - перевалка 1 миллиона тонн в год. Итого - 35 миллионов тонн! Такой грузопоток может обеспечить именно Россия. Ей не хватает своих портов, и прежде всего тех, которые географически близки к Европе. В Европу со своими грузами рвётся и Казахстан". Сергей Степанович убеждён, что существуют и другие варианты возрождения Ренийского порта. В частности, возможности предприятия могут заинтересовать Европу, а именно Австрию и Германию. "Сегодня грузы этих стран транспортируются через европейские порты, однако Украина могла бы предложить австрийцам и немцам выкупить порт Рени с условием, что его грузооборот составит не менее 10 миллионов тонн в год, - сказал С. Колевич. - И эта цифра вполне реальна. К примеру, за счёт перевалки металла. Как я уже говорил, грузопереработку можно осуществлять с помощью барж и пароходов, то есть с применением лишь водных схем логистики, без участия железной дороги. Если же учесть степень современных мировых процессов глобализации и экономической интеграции, то я допускаю, что Ренийский порт способен быть и международным - допустим, российско-молдавско-европейским. И пусть каждый грузовладелец привлекает сюда свои грузопотоки". Таким образом, по мнению С. Колевича, Украина могла бы предложить несколько концепций спасения и дальнейшего развития крупнейшего дунайского порта, однако эти концепции даже не озвучиваются и не обсуждаются - ни на "Олимпе" власти, ни среди экспертного сообщества, ни на уровне общественности. Хуже того, создаётся впечатление, что для Украины порт Рени - "забытый полк". Сергей Степанович видит в этом лишнее подтверждение того, что кто-то из представителей крупного украинского бизнеса сознательно доводит предприятие до банкротства. "А когда оно окажется в частных руках, его можно будет выгодно перепродать и тем самым заработать кругленькую сумму на ровном месте, как говорится", - заметил С. Колевич. Почему же никто не рассматривает российский вариант возрождения и развития порта? Ренийский мэр считает, что россиян не пускают на "свой" рынок украинские олигархи. Они смертельно боятся, что их "съедят" более крупные и сильные "акулы" российского бизнеса. Этим, кстати, во многом объясняется упорное стремление Украины к европейской интеграции в ущерб более логичному и выгодному сотрудничеству с Россией и другими странами Евразии. И это уже не личное мнение мэра маленького придунайского городка. Это - мнение ведущих украинских и российских политологов и экспертов. "Пора заканчивать валять дурака на всех уровнях, - заявил в заключение С. Колевич. - Очевидно, что приватизация Ренийского порта неизбежна, но приватизировать его должен действительно эффективный собственник, обладающий грузопотоками и здоровыми транспортными амбициями. Хватит рассказывать басни, что порт уже никогда не вернёт своих прежних позиций, что его невозможно спасти. Возможно. Для этого, повторяю, необходимо только одно - политическая воля руководства Украины". Со своей стороны отметим, что поводом для обсуждения проблем порта на пресс-конференции С. Колевича стало тяжелейшее финансово-экономическое положение этого градообразующего предприятия. Оно деградирует в течение всего периода независимости Украины, однако депрессивные тенденции особенно усилились на протяжении последних трёх лет: например, в 2009 году грузооборот порта по сравнению с 2008 годом сократился на 45%. В 2011 году порт Рени переработал менее 1,5 млн тонн грузов, тогда как для финансовой стабильности предприятию необходимо по меньшей мере 3 млн тонн в год. Как уже сообщалось, отсутствие работы привело к тому, что с 1 января 2012 года часть коллектива порта была отправлена в месячный отпуск без содержания. Сами портовики не исключают, что вынужденный отдых может затянуться до апреля, поскольку перспектив появления новых грузопотоков по-прежнему нет. Следует отметить, что "вялотекущая" безработица среди портовиков (а впоследствии она грозит массовыми сокращениями) может привести к социальной катастрофе местного масштаба: в маленьком городе Рени, население которого не превышает 19 тысяч человек, найти работу практически невозможно. Кроме того, обострение проблем порта обернётся значительными потерями для местного бюджета, а это - дальнейшее ухудшение социально-экономического положения города и Ренийского района в целом. Неудивительно, что муниципальные и районные власти бьют тревогу на всех уровнях. СПРАВКА Проектная мощность порта Рени - около 14 миллионов тонн грузов в год. Максимальный показатель объёма грузопереработки был достигнут в 1989 году - 10 млн тонн (в тот период Рени входил в шестёрку крупнейших портов СССР). Самый низкий показатель зафиксирован в 2000 году - 1 млн 120 тыс. тонн. В 1997 году стоимость основных фондов предприятия составляла 322 млн грн. В 2010-2011 годах Ренийская райгосадминистрация провела анализ нынешней мощности Ренийского порта. Выяснилось, что имеющаяся в наличии перегрузочная техника и прочие средства производства позволяют порту перерабатывать в лучшем случае 7 млн тонн грузов в год, и этот показатель продолжает снижаться. Таким образом, за последние 20 лет производственный потенциал порта Рени сократился в 2 раза.
СПРАВКА До избрания мэром г. Рени С. Колевич работал в Ренийском порту, затем несколько лет возглавлял частное АОЗТ "Релуки", которое занималось транспортным бизнесом - экспедированием, агентированием и декларированием грузов. Должность городского головы занимал два срока подряд - в 1998-2006 годах. В 2000 году добился принятия Закона "О специальной экономической зоне "Рени", однако СЭЗ себя не оправдала. В 2006 году опять участвовал в выборах городского головы, но проиграл. В 2010 году вновь был избран мэром Рени.
Автор: Андрей ПОТЫЛИКО, журналист, Одесская обл. /"Транс-Порт"/
|